Сценарий как документ, описывающий возможное будущее состояние системы в зависимости от складывающихся и предполагаемых ситуаций, позволяет сформулировать общие направления развития системы, ее конечную (наконец прогнозируемого периода) цель функционирования или то состояние, которого она может достигнуть.
Основываясь на главных свойствах целей — развертываемости и соподчиненности, — конечную цель можно разложить на составляющие подцели таким образом, чтобы логическое прямое произведение (конъюнкция) этих подцелей определяло конечную цель. Каждая подцель аналогично может быть и далее разложена на составляющие элементы. Таким образом, возможно построение логически упорядоченной системы целей. Инструментом, с помощью которого осуществляются систематизация и упорядочение целей системы с отображением их внутренней взаимосвязи и логических соотношений, является структурная модель, в которой исходное понятие разлагается в многоуровневую иерархию составляющих его элементов. В системном анализе эта модель получила название дерева целей, в соответствии с видом графа, которым она описывается. Поскольку понятия «цель» и «средства» диалектически взаимосвязаны, так как для целей верхнего уровня цели нижнего являются средством достижения, постольку название «дерево целей» не следует понимать буквально. Это модель, отражающая взаимосвязь целей и средств их достижения.
Иерархическая структура целей дает возможность отразить с помощью дедуктивно-логической модели весь круг задач, которые требуется решить для достижения главной цели, постепенно их детализируя и переходя к системам, подсистемам и их элементам. В табл. 14 показана взаимосвязь уровней планирования и целей.
Таблица 14
Взаимосвязь уровней планирования и дерева целей
Уровень планирования | Уровень целей | Характеристика целей |
I. Цели и задачи | 0 — цель решения проблемы 1 — главные сферы реализации цели 2 — задачи | Коммерческие, социальные, политические цели Основные направления реализации цели Основные задачи |
II. Средства | 3 — направления решения задач 4 — направление решений заданий | Пути и способы решения |
III. Элементы средств достижения целей | 5 — виды деятельности, обеспечивающие выполнение заданий 6 — элементарные действия | Комплексы и единичные действия |
Иерархическая структура дерева целей позволяет установить взаимную связь между отдельными уровнями управления и их элементами.
На рис. 22 приведена структура уровней дерева целей, по которой осуществляется декомпозиция целей.
В настоящее время не существует универсального алгоритма построения дерева целей, да и вряд ли он будет когда-либо создан из-за сложности и многообразия объектов и задач, а также из-за разного понимания этих задач и взаимосвязей между ними. Построение дерева целей — творческий процесс, являющийся элементом искусства управления и основывающийся на эвристической процедуре. Но имеются некоторые общие методологические приемы и правила, которые позволяют упорядочить процесс построения дерева целей, что обусловлено свойствами структурных моделей.
Рассмотрим основные приемы и правила построения дерева целей.
- Построение дерева целей начинается с формулирования общей цели нулевого уровня. Общая цель решения проблемы (развития системы) может быть определена достаточно широко путем синтеза целевых установок, отвечающих объективным потребностям. Однако цель должна иметь четкую формулировку, не допускающую двусмысленных или произвольных толкований. Надо иметь в виду, что «большая» цель не есть сумма «маленьких» целей.
- Как количество порождает новое качество, так и количество целей нижнего уровня образует качественно иную цель верхнего уровня.
- Желательно, чтобы цели каждого уровня были сопоставимы по масштабу и значению.
- Формулировка цели должна (желательно) обеспечивать возможность количественной (>, <, =) или качественной (лучше, хуже, так же) оценки степени достижения цели.
- Каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы совокупность (конъюнкция) подцелей полностью определяла исходную цель (полнота редукции целей). Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты понятие исходной цели или меняет его.
- Следует стремиться к тому, чтобы между целями и подцелями нельзя было включить промежуточные понятия.
Чтобы правильно обеспечить декомпозицию целей, предлагается относительно каждой цели уровня дерева целей задавать следующие вопросы, которые могут рассматриваться как признаки декомпозиции.
Ø Какой предмет деятельности отражает цель?
Ø Какой вид деятельности отражает цель?
Ø На каком уровне должна располагаться та или иная цель (уровень требований, задач, заданий)?
Ø В правильную ли ветвь помещается данная цель, нет ли для нее на данном уровне более подходящего места в других ветвях?
Ø В правильной ли последовательности размещены цели, соблюдается ли принцип «от общего к частному»?
Ø Все ли аспекты учтены при формулировании целей данного уровня, не упущены ли какие-либо из позиций?
Ø Правильно ли сгруппированы цели по характеру деятельности (процессы научных исследований, проектирования и конструирования, строительства, изготовления новых изделий, эксплуатации)?
Ø Правильно ли учтена логическая схема данного производственного, управленческого или иного процесса?
Ø Правильно ли учтена конструкция данного вида машин, изделий и т.п.?
Ø Правильно ли учтена организационная структура предприятия, не упущены ли какие-либо функции, фактически осуществляемые в ней?
Ø Правильно ли осуществлены переходы от высших к низшим экономическим системам, переходы от бизнес-процессов к подпроцессам и операциям и т.п.?
Ø Правильно ли сформулирована цель, является ли она полной и в достаточной степени унифицированной?
Первое дерево целей было разработано, возможно, в середине 1960-х гг. в США фирмой «Хониуелл Инк» в рамках системы ПАТТЕРН (PATTERN – Planning Assistance Through Technical Evaluation Relevance Number).
Иерархическое дерево целей (Relevance tree) для оценки относительной важности всех входящих в ПАТТЕРН элементов строилось сверху вниз исходя из сценария, поэтапно, уровень за уровнем, так чтобы мероприятия последующего уровня обеспечивали задачи предыдущего (рис. 23). Дерево целей строилось на логической основе специалистами, привлекаемыми к его составлению. По мере перехода от общеполитических задач к научным, а затем к техническим профиль специалистов-составителей менялся. В обязанности специалистов входило присвоение коэффициентов относительной важности всем элементам данного уровня дерева целей.
Сложность такой задачи очевидна. Как, например, распределить имеющиеся в распоряжении американского правительства силы и средства, предназначаемые для достижения национальных целей, между совершенствованием вооружения, расширением разведывательной деятельности и развитием науки? Чему отдать предпочтение? Если на первом уровне выделяются всего три элемента, то как распределить коэффициенты относительной важности на нижнем уровне дерева Целей, где число элементов достигает нескольких тысяч?
Таблица 15