Методы групповой работы в решении стратегических проблем




Существуют универсальные и специальные методы (под конкретную задачу). К универсальным методам относятся ме­тоды групповой работы. Активизация коллективного мышления. Главное в активиза­ции коллективного мышления — это способность исследовате­ля удержать внимание членов группы на обсуждаемом объекте. Процедурно это может выглядеть в форме вопроса, уточняю­щего понимание обсуждаемых проблем (как персонально поня­ли вопрос; попросить повторить постановку задачи и т.д.).

Активизируют творческое мышление всевозможные интер­претации рассказанных историй. Иногда участникам назначают в группе роли: генератора идей, координатора, критика, интер­претатора, финалиста, чтобы упорядочить процесс поиска ре­шения. Но практика показывает, что это «работает» плохо (видимо, в силу сложности точного распределения ролей и малого времени совместной работы в группе). Безусловно, следует использовать природные свойства чле­нов группы (критиков, генераторов идей и т.д.), но лучше это проявляется без принуждения. Необходимо дать группе возможность проявить весь свой потенциал и только затем помочь ей выработать правила груп­повой работы и вести дальше.

Очень хорошо активизирует работу визуализация процесса: схемы, рисунки, графики. В своей работе группа зачастую подходит к критической черте, за которой начинает нарастать усталость, возникает стремление идти по простому пути и мыслить стереотипами; полученное решение кажется трудновыполнимым. Здесь важно почувствовать ситуацию и найти прием, активизирующий про­цесс. Если все же работа заходит в тупик, необходимо после 20 минут индивидуальной работы устроить конференцию идей каждого участника. Если время поджимает, то можно объявить активную паузу для индивидуальных размышлений в течение минуты. Таким образом, активизация мышления в группе проявля­ется во взаимной интерпретации, схематическом изображении обсуждаемых проблем, в синектике, групповой рефлексии и временном разделении группы.

Работа по содержанию групповых действий, во-первых, за­ключается в том, что исследователь как консультант всегда привносит в группу новые научные знания. Это происходит как в результате реализации самой методики групповой работы, так и в процессе проведения небольших информационных сообще­ний. Во-вторых, задача консультанта — вносить новую информа­цию в виде анализа того фактического материала, который по­лучен им от организации-заказчика групповой работы. В-третьих, консультант во время групповой работы дает комментарии по конкретному поводу. Проводя аналогии между опытом других организаций и существом обсуждаемых про­блем, консультант обогащает работу по содержанию. Наконец, консультант предлагает собственные идеи по ре­шению рассматриваемых проблем.

Таблица Параметры интерактивных игр

Имитационные игры Организационно-деятельностные игры Деловые игры  
Имитационной моделью игры называется модель, исследование которой осуществляется с помощью эксперимента на модели, воспроизводящего процесс функционирования системы во времени Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социально-экономической системы, и к участию в ней, как правило, привлекаются реальные участники моделируемого управленческого или социально-экономического конфликта Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Деловая игра- это модель процесса принятия управленческого решения  
Обучают принятию управленческих решений, как на индивидуальном, так и на групповом уровне Позволяет решить разнообразные проблемы: от вывода предприятия из тупика до разработки концепций и стратегий развития Позволяет в рамках учебного процесса сместить акцент «с системы знаний» на «систему умений»  
Участники осуществляют разнообразное взаимодействие, что создает предпосылки для освоения эффективного коммуникативного опыта Продолжительны по времени: от 1 дня до 1 месяца. Участники игры за это время становятся сплоченной командой Является инструментом научения. Участник игры анализирует, ставит и решает задачи реально. Происходит освоение новой информации и развитие умений  
Моделируют разнообразную среду, в которой может оказаться человек, что не только расширяет кругозор участников, но и позволяет приобрести опят адаптации к новой среде Ведение игры, аналитика, группообразование, рефлексия по итогам игры предоставляют играющим возможность знакомиться с разными индивидуальными стилями работы и формами делового взаимодействия, расширяющими коммуникативную компетентность и позволяющими за время участия в игре овладеть конструктивным общением Разработано достаточно много игр, которые легко адаптировать под конкретную задачу клиента      
Участники используют сенсорные каналы, чему способствует «управляемое эмоциональное напряжение», интенсифицирующее процесс обучения и вызывающее включенную активность  
Имитационные игры можно использовать не только самостоятельно в рамках изучаемой проблемы, но и как вкрапление в другую технологию  

Для улучшения рассмотренных факторов групповой работы необходимо после непродолжительного вступления организо­вать деловую игру, раскрывающую основные особенности ра­боты в группе. Очень важно провести разбор результатов игры таким образом, чтобы рефлексия участников позволила им вы­работать для себя определенные правила. Указанные правила целесообразно обсудить и принять, как минимум, на период проведения групповой работы.

Интерактивные игры. Игра — это механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта, причем главным в этом меха­низме выступает сам процесс деятельности ее участников. По­этому важным является не только распределение ролей и оп­ределение правил игровых действий, но и моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального на­пряжения. Ведущим компонентом игры служит роль и ее принятие играющим. Игровые действия могут задаваться сценарием, мо­дератором игры, нормативными документами или формируются самими игроками. Моделирование, которое по определенным правилам систематизирует всю конструкцию игры, обеспечива­ет замену реальных ситуаций искусственно сконструированны­ми поведенческими образцами. Интерактивные игры основаны на активном, эмоциональ­но окрашенном общении участников друг с другом и с иссле­дователем. К интерактивным играм относят прежде всего имитацион­ные, организационно-деятельностные и деловые игры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: