Костюм как элемент вседневности




Платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде. Можно приспособиться к одежде и вместе с тем не потерять своей индивидуальности. Того, кто понимает это, платья не убивают, а <…> любят и оберегают. (Э.Ремарк)

Одежда – самое простое средство раскрытия личности. (С.Лорен)

 

Костюм (от итал. costume – обычай, нравы) в «повседневноведении» – социокультурное явление: системное единство одежды, обуви, головного убора, причёски, украшений, аксессуаров, макияжа и парфюмерии, репрезентирующее культуру и человека как её носителя. Костюм – слепок образа жизни, мировоззренческих позиций, ценностей, моральных представлений, эстетических идеалов, нравственных норм эпохи, стандартов поведения, подсознательных желаний, поло-возрастных, социально-статусных, религиозных, национально-этнических, региональных отличий. Костюм, как живой организм, лакмусовая бумажка, чутко реагирует на социально-политические, идеологические, ценностные и др. изменения общества: и транслирует перемены, особенности, и сам участвует в их формировании.

ü Занимая важное место в культуре, костюм выступает как сложное полифункциональное образование. Основными его функциями являются:

Утилитарная: защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, приспособленность к роду занятий. Оценивается такими критериями, как полезность, практичность, прочность, целесообразность и рациональность, удобство, свобода движений, обеспечение работоспособности и жизнеспособности человеческого организма. Преобладает в рабочем, воинском и спортивном костюме. Каковы причины увлечения эстетической стороной костюма, игры с формами, материалом, цветом, доходящие до абсурда с точки зрения практической функциональности (неудобные, незащищающие, некомфортные размер головных уборов, ширина юбок, длина носков обуви, высота каблука), в Средние века, среде денди, культуре XX века?

Эстетическая: формирует и отражает привлекательный, красивый внешний облик человека, моделирует гармоничный, приносящий удовольствие и радость диалог индивида с интерьером, ландшафтом, состоянием природы, временем года. Костюм выражает как индивидуальный эстетический вкус человека, так и общие для данной историко-культурной эпохи представления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа. Среди современных подростков популярна уличная хип-хоповская мода, ставшая символом свободы. Однако бездумное копирование у кумиров мешковатых штанов и балахонов (исконно униформы заключённых США, затем – рэперов и гангстеров «чёрного» квартала Нью-Йорка) приводит к тиражированности, безликости, безвкусице, нелепости, отсутствию стиля. Какие мероприятия, события смогли бы привить тинейджерам «хороший» вкус в одежде, собственный стиль, чувство прекрасного?

Эмоционально-психологическая: создаёт и выражает эмоционально-психологическое состояние, адекватное конкретной жизненной ситуации (состояния деловитости, активности, собранности, официальности или непринужденности, раскованности; торжественности, скромности или экспрессивности, кокетливости, сексуальности; эмоциональной опустошенности, депрессивности или жажды жизни, полноты бытия); выступает средством психологической разрядки. Какие нововведения в костюме помогали решить эмоционально-психологические проблемы адаптации советской женщины к новым экономическим, социально-политическим и культурным обстоятельствам, которые складывались в СССР во время «хрущевского» десятилетия?

Индивидуально-знаковая: раскрывает и воплощает индивидуальность человека (активность, артистичность, романтичность, холодность, добродушность), его внутреннюю сущность, «Я-концепцию», личный стиль как проявление общей культуры и эстетического вкуса эпохи. Например, воин как тип личности характеризуется силой, самоуверенностью, агрессивностью. Костюм, помогающий мужчине самоактуализоваться в этом образе (кожаный пиджак, погоны, крупные пуговицы, ремень с грубой массивной застёжкой, мощные сапоги/берцы), отличается импозантностью, большими объёмами, яркими красками, производящими впечатление неуязвимости, устрашающей мощи, могущества, всевластия. Ср.: древнегреческие шлемы украшали пугающие конские хвосты; французы армии Наполеона I носили высокие медвежьи шапки с красными султанами, явно непрактичные, но делавшие солдат выше ростом и импозантнее с виду; солдаты Красной Армии вопреки требованиям военной маскировки носили высокие и остроконечные шлемы с красной звездой, создающие образ воинственного и сильного мужчины. Опишите костюм, который идеально подходил бы вам (костюмный комплекс гламурной девушки «Барби», деловой бизнес-вумен, роковой женщины вамп, романтической «Мери Поппенс» и пр.). За счёт каких элементов костюма (цвета, формы, фактуры одежды, макияжа, обуви и пр.) удаётся самовыразиться? Какие характерные черты личности отражаются в костюме?

Социально-знаковая: обозначает социальный статус, групповую принадлежность (национально-этническую, возрастную, половую, профессиональную, сословно-классовую, религиозную, региональную). Так, во времена Сократа «форменной» одеждой киников стал грубый плащ (трибон-паллий). «Бедняцкое одеяние» противопоставлялось тоге:

Паллий Тога
Тотальность Частичность
Гомогенность Гетерогенность
Равенство Неравенство
Анонимность Система номенклатуры
Отсутствие статуса Статус
Смиренность Высокая самооценка
Безразличие к своему положению Гордость своим положением
Сведение половых различий к минимуму Акцентирование половых различий
Безразличие к собственности или ее отсутствие Собственность
Пренебрежение к внешнему виду Забота о внешнем виде
Простота Сложность
Естественность (варварство) Цивилизация
Космополитизм Национализм

Паллий помогал киникам «выйти» за рамки официальной системы ценностей – антигуманной, бездушной, порочной, распущенной, плотской; выразить идеи равенства людей и жизни в гармонии с природой, аскетизм. Интересно, что философский плащ при распространении христианской религии стал знаком и истинного христианина, так как ярко отражал основы христианской морали – скромность, целомудренную простоту, нетребовательность в отношении всего материального, смирение перед Всевышним.

Идеологическая: выражает, пропагандирует, участвует в формировании ценностей, идеала, морали, мировоззренческих идей, образа жизни. Так, появление в начале 60-х гг. XX века провокационной, содержащей «желаний своевольных рой» мини-юбки и её господство на протяжении целого десятилетия – это «ответ» на активацию молодёжных субкультур (и соответственно, ориентация моды на молодёжь) и начавшуюся «сексуальную революцию», которая привела к эротизации повседневной жизни (ср.: в это время становятся также популярны монокини на пляжах, «транспарантный» стиль, блузы из прозрачных тканей). Анализируя костюм героинь, рассмотрите, какой идеологически одобренный образ женщины создавали и транслировали советские художественные фильмы середины XX века («Девушка без адреса», «Весна на Заречной улице», «Карнавальная ночь», «Высота», «Девчата», «Приходите завтра», «Взрослые дети»).

Художественная: раскрывает в образе духовную культуру общества, господствующие принципы гуманистичности, народности, интернациональности, традиционности, современности, новаторства, а также творческую фантазию, оригинальность конкретного человека. Доминирует в коллекциях, костюмах уникального характера или тематического назначения. Какие духовно-нравственные изменения современного социума нашли своё воплощение в авангардных коллекциях 2001–2004 гг. от торговой фирмы «Arkadius» с их эстетизацией уродства в сюрмонстрах и страдания в «костюме Христа», насилия, агрессии, извращения, порнографии?

Экономическая: отражает и формирует стандарты потребления общества. В экономически отсталых африканских государствах одежда носится до последней возможности, к ней бережно относятся, что отражается в пословицах и поговорках: «Грязная одежда лучше, чем совсем никакой», «Часто раздетый смеется над человеком в порванном платье», «Бедняка узнают по его сандалиям». Какие экономические возможности демонстрирует мода на нетиражируемые, высококачественные, эксклюзивные костюмные комплексы, выполненные ручным трудоемким шитьем? Какова роль на современном российском рынке и в культуре трендсеттеров – специалистов, влияющих на создание модных тенденций, шопингконсультантов и байеров?

Кроме того, можно выделить эротическую, магическую, ритуально-обрядовую, коммуникативную, регулирующую и многие др. функции костюма.

ü Разнообразие культур, человеческих характеров отражаются в многообразии костюмов. Существуют следующие типологии костюмных комплексов (по В.Давыдовой), помогающие разобраться в имеющемся богатстве, вскрывающие неожиданные проблемы и открывающие новые области исследования:

1.«Антропологическая» типология (по отношению к телу, частям тела)

Одежда: бельё, нательная одежда (блейзер, джемпер, жакет, жилет, пиджак, свитер, смокинг, фрак, костюм, рубашка, блузка; брюки, шорты, носки, чулки, колготки; платье, юбка), верхняя одежда (дубленка, шуба, манто, куртка, пальто, плащ); воротники, манжеты, галстуки (шарфы, платки), пояса (ремни), перчатки (рукавицы). В русской традиционной культуре пояс выполнял утилитарную функцию (придавал удобство и сохранность тепла) и выражал миропредставления (очерчивал телесную середину – пуп земли, мировое древо, границу между природным и культурным в человеке, символизировал жизненное, зарождающее начало, несущее гармонию и порядок). Современная мода «распоясалась»: обнажила талию, открыла публичному обозрению часть живота, пупок. Какие социально-культурные проблемы маркирует мода на джинсы с «декольтированной» талией?

Обувь: сандали и сабо, туфли, сапоги и ботинки.

Головные уборы: кольцевые (венки, венцы, короны), с дном (шапка, шляпа, берет, чепец, кепка), покрывающие (платок, вуаль, фата).

Украшения: шейные (цепочки, кулоны, ожерелья, колье, ленты, подвески, бусы, медальоны); ушные (серьги, клипсы, пуссеты); браслеты (на руки, ноги); напаличные (кольца, перстни); для волос (заколки, накладки, венки, диадемы, височные кольца, ленты).

Аксессуары: сумка, зонт, носовой платок, веер, зеркало, табакерка (трубка, подсигар, зажигалка), кошелек (бумажник, портмоне), записная книжка (ежедневник), часы, трость, очки, маска (мушки), муфта, цветы.

Причёска. Ногти у первобытных народов считались аккумуляторами жизненной энергии и стойкости. Посыпание их краской усиливало силу и крепость человека. Какие смыслы в первобытности содержали волосы и создаваемые из них необычные причёски?

Макияж. Для современного человека макияж – один из способов создания имиджа, который моделирует поведение, формирует отношение к самому себе и миру. Макияж – продуманная система знаков, имеет стратеги­ческий характер, элиминирует законы природы, вовлекает человека в процесс игрового декорирования. По вашему мнению, увеличение значимости макияжа в современной культуре может ли сигнализировать о болезненном, разрушительном состоянии человека (ещё С.Кьеркегор говорил, что гипертрофия эстетизации приводит человека к самоуничтожению)? Обоснуйте свою точку зрения.

Парфюм.

2.Демографическая типология

По половой идентичности: мужской, женский. Так, в костюме традиционно мужскими считаются сдержанные оттенки (тёмные, с преобладанием чёрного), строгие контрасты, жесткие, геометрические и технические фактуры, плотные ткани, тяжёлые и непрозрачные рисунки. Женскими – пастельные оттенки, розовая палитра, лёгкие и мягкие, драпирующиеся фактуры, прозрачные, с блёстками, вышивками ткани, гипюр, цветочные, растительные мотивы, горошек и мягкие линии. Каковы причины появления в современной культуре стиля унисекс? В каких особенностях костюма он выражается?

По возрасту: костюм маленьких детей, подростков, молодежи, людей зрелого возраста, пожилых, стариков. Какая существует зависимость форм костюма, его колористического решения, сочетания тканей, декора от возраста человека в культуре Средних веков и современном обществе?

3.Историческая типология

Первобытный, античный, средневековый костюм, костюм эпохи Возрождения, XVII, XVIII, XIX, XX веков. С помощью семиотического анализа костюма основных историко-культурных эпох рассмотрите ментальность его носителей. Какие знаки, присущие тому или иному историческому типу костюма, выражают культурные смыслы и ценности времени?

4.Этнографическая типология

Костюм племени: костюм бужан, волынян, вятичей, древлян, дреговичей, дулебов, кривичей, полочан, полян, радимичей, северян, словен, тиверцев, уличей, белых хорват и пр.

Этнический костюм: татарский, армянский, украинский, башкирский, чувашский, цыганский, киргизский, ингушский, казахский, осетинский, камчадалский и пр. На материале традиционных костюмных комплексов проследите процесс взаимодействия на территории Кировской области таких этносов, как марийцы, удмурты, коми, русские.

Национальный костюм: российский, американский, китайский и т.д. Так, в мужском деловом костюме прочитываются национальные особенности страны, в которой он был изготовлен. Немецкий костюм символизирует основательность, практичность, добротность зажиточного бюргера (широкие лацканы, двубортный пиджак без шлиц на низко расположенных двух пуговицах, высокие проймы, силуэт умеренной ширины, расширенный к низу). Американский костюм эклектичный и разнообразный, непринуждённый, что проявляется, например, в отделке карманов, в мягком, без сильной приталенности силуэте. Английский костюм сдержанный, спокойный, строгий («холодный»), с полным отсутствием индивидуальности (приталенный силуэт, высокая талия, длинный пиджак). Итальянский же костюм – яркий, экстравагантный, отражающий средиземноморскую расслабленность, беззастенчивую роскошь и раскованность.

5.Социальная типология

По сословию, социальному статусу: костюм брахмана, кшатриев, вайший, щудр в Древней Индии и т.п.

По профессии: медицинский, военный, милицейский, офисный («белые воротнички») и пр.

По религиозно-конфессиональной принадлежности: костюм пуритан, буддистов, мусульман и пр. Какие религиозные верования выражала такая особенность древнеегипетского костюма, как широкий кольцеобразный воротник-ожерелье, прикрывавший плечи и верхнюю часть груди и украшенный отлитыми или вычеканенными из золота фигурами, вышивкой из блёсток?

6.Эстетическая типология (по стилям)

Классика, романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, классицизм, ампир, денди, романтизм, модерн, деловой, спортивный, фольклорный, клубный, «кантри», «хиппи» и т.д. Какие культурные процессы и явления повлияли на сочетание кроя, ткани, декора и других элементов костюма в каждом конкретном стиле?

7.Функциональная типология

По выполняемым функциям: костюм информирующий (о групповой принадлежности, семейном положении, возрасте), формирующий (настроение) и др.

По среде функционирования: костюм бытовой, для учебы, трудовой деятельности, выполнения культа, войны, спорта, праздника и т.д. Охарактеризуйте дресс-код одной из крупных компаний. Какое значение он имеет в корпоративной культуре фирмы, как участвует в формировании бренда организации?

8.«Производственная» типология

По материалу: костюм из искусственных/природных материалов и др.

По технологии: ручной, машинный костюм.

По конструкции: строго прямоугольный, свободно ниспадающий, объёмный и пр.

По цвету.Каковы особенности цветовосприятия костюма в современном обществе? Какие проблемы культуры «обнажает» потеря гармонии цвета: привыкание к цветовому хаосу или, напротив, монотонности цветового решения костюма?

8.«Природная» типология

По пространственно-географическому положению: костюм конкретных континентов, стран, регионов, городов, селений, городских кварталов и т.д. Так, мужской грузинский традиционный костюм во многом сформирован горами и стремительными бурными горными реками: силуэт задаётся газырями (небольшими нашитыми на одежду обоймами с декоративными металлическими патронами) и чеканным поясом с кинжалом.

По климатическим особенностям: костюм осень/зима и весна/лето, под дождь, снег, ветер, солнце и пр.

По физической среде: костюм наземный (равнины, горы), водный (озера, реки, моря, океаны, искусственные водоемы), воздушный, космический, подземный, подводный, огненный.

Охарактеризуйте какой-либо костюмный комплекс из коллекции «Костюм Советской эпохи » («Женский свадебный костюм Италии XIV века», «Костюм российского десантника », «Английский детский костюм второй половины XVIII века», «Русский национальный костюм», «Спортивный стиль в молодёжном костюме») по плану (по Т.Фефиловой):

1.С помощью метода описания подробно охарактеризуйте крой костюма, ткань, декоративные элементы. С помощью методов сравнения и аналогии вычлените конструктивные особенности костюма, оцените степень его типичности и индивидуальности, выделите базовые элементы и позднейшие новообразования; оцените степень заимствований из костюма других регионов, народов, этносов, любых других социальных групп. Проведите семиотический анализ декоративных элементов.

2.Определите место исследуемого костюма в социальной и культурной среде конкретной исторической эпохи, оцените степень его репрезентативности в рамках данной культуры.

3.С помощью историко-генетического и семиотического методов соотнесите символические конструкции с фактами культурного, экономического и политического развития страны, с уровнем развития общества и менталитетом. При этом костюм анализируйте не как иллюстрацию социально-экономической истории, а как репрезентант культуры: костюм не просто существует параллельно с другими явлениями культуры, но развивается под непосредственным влиянием процессов, переживаемых обществом, отражает их сущность и специфику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: