ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ОРЕНБУРГСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ-

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ОРЕНБУРГСКОГО ИНСТИТУТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ-ФИЛИАЛА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

 

для студентов колледжа

Оренбург 2016


Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ разработаны для студентов и руководителей ВРК медицинского колледжа.

Составители: О.А. Войнова - ведущий методист, Н.Н. Тупикова – методист, Т.А.Иноземцева, Е.К.Осмирко - председатели ЦМК.

Настоящие методические указания, содержат информацию об основных этапах подготовки, требования к оформлению и защите выпускной квалификационной работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................................. ….. 4

1.Общие положения о выпускной квалификационной работе…….…………………………5

1.1 Основные требования к выполнению ВКР………………………………………………5

1.2 Организация и проведение защиты ВКР…………………………………………………7

1.3 Функции руководителя ВКР……………………………………………………………..10

2. Этапы выполнения выпускной квалификационной работы……………………………11

2.1 Выбор и формулирование темы ВКР................ ………………………………………..11

2.2 Определение проблемы, цели, задач, объекта, предмета исследования.......................12

2.3 Подбор литературы для написания ВКР......................................................................... 13

2.4 Составление аналитического обзора литературы............................................................ 15

2.5 Проведение исследований, обработка и анализ результатов........................................ 15

3. Общие сведения о структуре ВКР....................................................................................... 17

3.1 Титульный лист………………………………………………………….…………………17

3.2 Основная часть…………………………………………………………………………….18

3.3 Заключение…………………………………………………………………………………19

3.4 Список использованных источников……………………….……………………………19

3.5 Приложения………………………………………………………………………………..20

3.6 Таблицы…….………………………………………………………………….....................22

3.7 Иллюстрации…………………………………………………………………....................24

3.8 Сокращения………………………………………………………………………………...27

3.9 Сноски……………………………………………………………………………………...28

Приложения..…………………………………………………………………………………...31

1. Образец листа нормоконтроля ВКР.................................................................................... 31

2. Образец оформления отзыва руководителя ВКР……………………................................32

3. Образец оформления резенции на ВКР……………………………………………………33

4. Образец оформления задания на ВКР……………………………………………………..35

5. Образец оформления плана-задания ВКР……………………………...............................39

6. Образец оформления титульного листа ВКР.................................................................... 41

7. Образец оформления содержания........................................................................................ 42

8. Образцы библиографических записей................................................................................. 43

 


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Государственная итоговая аттестация выпускников СПО проводиться в виде защиты выпускной квалификационной работы (далее по тексту - ВКР) на заключительном этапе обучения для определения соответствия выпускника квалификационной характеристике.

Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС по укрупненной группе специальностей СПО 060000 Здравоохранение, «Порядком об государственной (итоговой) аттестации по основным профессиональным образовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 № 968».

Нормативные ссылки

В методических указаниях использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и рекомендации:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2015 года № 06-846 «О методических рекомендациях по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО по программе подготовки специалистов среднего звена

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

ГОСТ 7.32 - 2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»

ГОСТ Р 7.0.12 - 2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосо­четаний на русском языке. Общие требования и правила»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Выпускная квалификационная работа студента, обучающегося по укрупненной группе специальностей СПО «Здравоохранение» является заключительным этапом государственной итоговой аттестации.

Выпускная квалификационная работа, представляет собой законченную разработку определенной темы, в которой на основании изучения и обобщения современных проблем здравоохранения предлагается самостоятельное решение определенных задач.

1.1 Основные требования к выполнению ВКР

Цель выпускной квалификационной работы:

- подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего методами научного исследования и способного самостоятельно решать производственные задачи на основе интеграции знаний, умений, практического опыта, приобретенных в процессе обучения в медицинском колледже.

Задачи выпускной квалификационной работы (ВКР):

- уметь применять систематизированные знания и практические умения по избранной специальности при решении частных научно-исследовательских или практических задач;

- развить умения анализировать, обобщать, логически излагать материал, фор-мулировать выводы и предложения при решении разрабатываемых в ВКР вопросов;

- повысить готовность выпускников к самостоятельной работе;

- индивидуализировать обучение студентов, имеющих высокий уровень подготовки и успеваемости, путем постановки заданий повышенной сложности.

Методические указания регламентируют оформление выпускной квалификационной работы, а также оформление научно­-справочного аппарата к ней (цитаты, ссылки, сноски, список использованных источников).

Общий объем ВКР не должен превышать 40 страниц (без приложений).

В работе рекомендуется придерживаться следующего соотношения объемов ее основных частей:

Введение - 3-5 страниц

Раздел 1 - 13-16 страниц

Раздел 2- 13-16 страниц

Заключение - 1-5 страниц

Основные требования к выполнению ВКР

- четкость построения материала;

- соответствие содержания работы ее названию, целям и задачам;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументации;

- краткость и точность формулировок;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление.

К государственной (итоговой) аттестации допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по основной профессиональной образовательной программе.

Материалы на нормоконтроль представляются в несброшюрованном виде.

Нормоконтроль ВКР производится в соответствии с ГОСТ 2.111.-2013

Бланк «Лист нормоконтроля ВКР» приведен в приложении А. Нормоконтролер назначается заведующим отделением. При проведении нормоконтроля ВКР нормоконтролер руководствуется только действующими стандартами.

Изменения и исправления, указанные нормоконтролером, связанные с

нарушением действующих стандартов и других нормативно-технических

документов, обязательны для исправления и внесения в ВКР. Разногласия между нормоконтролером и студентом или руководителем ВКР разрешаются зав.отделением. Решение зав.отделением по вопросам соблюдения требований действующих стандартов и нормативно-технических документов является окончательным.

После исправления замечаний заполненный бланк «Лист нормоконтроля ВКР» визируется нормоконтролером и студентом. Затем руководитель ВКР заполняет отзыв о ВКР в приложении Б.

Далее ВКР направляется на рецензирование к внешнему рецензенту из числа представителей от работодателя приложение В.

Подготовив необходимые документы (рукопись ВКР, электронная версия ВКР, отзыв, рецензию, план-задание на ВКР) студент представляет ВКР на предварительную защиту.

1.1.1 Предварительная защита ВКР

Комиссия по предварительной защите ВКР состоит из

- замдиректора по УР,

- замдиректора по ПО,

- заведующих отделениями.

1.1.2 В комиссию по предварительной защите ВКР студент предоставляет:

- план-задание на выполнение ВКР (шаблон представлен в приложении Г);

- задание на выполнение ВКР (шаблон представлен в приложении Д);

- рукопись ВКР;

- отзыв руководителя ВКР (приложение Б);

- электронная версия ВКР на CD-диск.

Комиссия просматривает и оценивает соответствие пояснительной записки и демонстрационного материала заданию на выполнение ВКР, выслушивает доклад студента и задает вопросы по теме ВКР, дает рекомендации по устранению замечаний, рассматривает результаты проверки ВКР на плагиат.

В случае соответствия представленных на предзащиту материалов установленным требованиям комиссия по предзащите делает отметку о допуске ВКР к защите.

После получения допуска к защите студент переводит текст ВКР в формат pdf и в виде одного файла записывает на CD-диск для предоставления в Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК). Электронная версия ВКР должна носить следующее наименование (при этом длина наименования должна составлять не более 40 символов):

Пример наименования файла:

Иванов ИИ-Лечебное дело- 2014

 

1.2 Организация проведения защиты ВКР

Защита ВКР проводится в виде открытых заседаний ГЭК с участием не менее двух третей ее списочного состава.

1.2.1 Перечень документов и материалов, представляемых заведующими

отделениями в ГЭК для проведения ГИА

- приказ о допуске к государственной итоговой аттестации;

- приказ об утверждении тем и руководителей ВКР;

- рукописи ВКР и электронные версии ВКР, оформленные в установленном

порядке;

- сводные оценочные ведомости;

- зачетные книжки.

Заседание государственной экзаменационной комиссии по защите ВКР

проводится согласно утвержденному графику.

Председатель ГЭК в начале заседания устанавливает студентам время для устного изложения основных результатов ВКР и ответов на вопросы членов комиссии.

Выступление студента сопровождается демонстрационным материалом

(презентация, таблицы, раздаточный материал и т.д.), который способствует эффективности выступления докладчика.

1.2.2 Оптимальной является следующая структура доклада

2-3 мин. - актуальность темы и характеристика основных ее проблемных вопросов (по материалам введения и обзора литературы);

3-4 мин. - заключение и выводы, полученные в результате анализа собственных наблюдений;

5 мин. - обоснование предлагаемых решений и ожидаемого эффекта от их осуществления на практике.

1.2.3 Приблизительная схема доклада при защите дипломной работы

Уважаемый председатель! Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию

представляется дипломную работу на тему... Актуальность данной темы

заключается в том, что....

Целью работы явилось выяснение роли....

Для достижения этой цели были решены следующие задачи... Наблюдения и

исследования проводились... (краткое содержание работы и основные

результаты).

На основании проведенных наблюдений (исследований) сделаны следующие

выводы...предложения...рекомендации...

Доклад окончен, благодарю за внимание.

Студент перед началом защиты может обеспечить членов комиссии и раздаточным материалом: таблицы и рисунки, наиболее точно отражающие суть исследования, а также рекомендации и предложения, сделанные в ходе работы. Размещение информации в раздаточном материале в порядке упоминания в докладе, имеет свою порядковую нумерацию (Таблица 1, 2... и т.д., Рисунок 1, 2... и т.д.).

После доклада студент должен ответить на заданные ему вопросы и замечания

председателя и членов Государственной итоговой аттестационной комиссии.

После ответа студента на все вопросы председатель ГЭК предлагает руководителю выступить с отзывом. Выступление руководителя должно быть кратким и касаться аспектов отношения студента к выполнению работы, самостоятельности, инициативности и результатов проверки текста ВКР на объем заимствований.

Далее председатель зачитывает рецензию на ВКР. Членам ГЭК и всем присутствующим также предоставляется возможность выступить с замечаниями, пожеланиями и оценкой заслушанной работы. Члены комиссии на заседании оценивают каждую работу. Результаты определяются открытым голосованием членов ГЭК. Результаты защиты всех ВКР оглашает председатель ГЭК после окончания заседания ГЭК.

Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». По окончании заседания Государственной аттестационной комиссии экземпляр ВКР и компакт-диск с ее электронной версией и презентацией доклада должны находиться на ответственном хранении у замдиректора по УР.

Материалы ВКР студента могут докладываться на научных конференциях.

Оценка «отлично» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлено глубокое освещение избранной темы в тесной взаимосвязи с практикой, а ее автор показал умение работать с литературой и нормативными документами, проводить исследования, делать теоретические и практические выводы. Работа имеет положительные отзывы руководителя ВКР и рецензента. При защите ВКР студент-выпускник показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, а во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, раздаточный материал и т.п.), четко и грамотно отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако, с не вполне обоснованными предложениями. Она имеет положительный отзыв руководителя ВКР и рецензента. При защите ВКР студент-выпускник показывает хорошее знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы, но не на все из них дает исчерпывающие и аргументированные ответы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике исследования. При защите ВКР студент-выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, допускает существенные недочеты, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах руководителя ВКР и рецензента имеются серьезные критические замечания. При защите работы студент-выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия или раздаточный материал. В тех случаях, когда защита ВКР признается неудовлетворительной, студенту предоставляется право повторной защиты через год от даты проведения государственной итоговой аттестации студента, согласно «Положения о государственной итоговой аттестации». «Порядком об государственной (итоговой) аттестации по основным профессиональным образовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 № 968».

Результаты заседания ГЭК по каждой защите оформляют протоколом, который секретарь заносит в специальную книгу протоколов ГЭК.

Оценка за ВКР заносится в зачетную книжку студента и подтверждается подписями председателя и членов экзаменационной комиссии.

Рукописи защищенных ВКР хранятся в архиве колледжа в течение 5 лет и предоставляются по запросу экспертным комиссиям Рособрнадзора по государственной аккредитации, по государственному контролю качества образования.

Базой для написания ВКР являются нормативно­-правовые документы (источники), теоретические, научные и методические материалы по выбранной теме.

1.3. Функции руководителя ВКР

- составляет и проверяет исполнение плана-задания на ВКР (Приложение Г);

- рекомендует студенту литературу и другие информационные источники;

- проводит консультации в соответствии с расписанием (2 часа в неделю);

- внешнюю рецензию на ВКР (Приказом директора колледжа назначаются рецензенты выпускных квалификационных работ из числа наиболее квалифицированных и опытных специалистов лечебно-профилактических учреждений или высококвалифицированных преподавателей профессиональных модулей, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ). Выпускник должен быть ознакомлен с рецензией не позднее, чем за 2 рабочих дня до защиты выпускной квалификационной работы (приложении В);

- отчет ответственного за проверку ВКР на нормоконтроль.

На консультациях руководитель ВКР дает конкретные указания по преодолению встретившихся затруднений. Руководитель путем постановки наводящих вопросов помогает студенту понять допущенные им ошибки и найти правильный путь решения возникшей проблемы, но не дает готовых решений.

2. ЭТАПЫВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основными этапами выполнения ВКР являются

- ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению ВКР;

- выбор и формулирование темы ВКР;

- конкретизация и определение проблемы, цели и задач исследования;

- определение объекта, предмета и места проведения исследования;

- подбор литературы, составление библиографического указателя по теме работы;

- составление аналитического обзора литературы и формулировка выводов (резюме), отражающих состояние изучаемой проблемы в соответствии с имеющимися литературными данными;

- выбор методов и методик исследования;

- сбор, анализ и оформление полученных материалов, формулирование выводов и предложений;

- написание и оформление ВКР, подготовка иллюстративного материала;

- подготовка ВКР к защите, составление доклада;

- обсуждение ВКР на ЦМК и её рецензирование;

- защита ВКР.

2.1 Выбор и формулирование темы ВКР

Перечень тем ВКР разрабатывается преподавателями образовательных организаций и обсуждается на заседаниях цикловых методических комиссиях с участием председателей ГЭК. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР в порядке, установленном «Положением о выпускной квалификационной работе», вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки ВКР студенту назначается руководитель ВКР.

Не рекомендуется выбирать одну и ту же тему двум и более студентам, даже проходящим преддипломную практику в различных медицинских организациях. В случае совпадения тем ими могут быть освещены разные аспекты одной и той же проблемы.

Выбранная тема утверждается в установленном порядке.

2.2 Определение проблемы, цели, задач, объекта, предмета исследования

2.2.1 Проблема исследования - обобщенное множество сформулированных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Для эффективности и результативности исследовательского процесса необходимо, чтобы тема и проблема исследования студента были актуальны и значимы для профиля специальности. При конкретизации и формулировании проблемы студент движется от общих положений и подходов в интересующей области к формулированию конкретной проблемы, поддающейся практическому изучению.

В ходе разработки проблемы исследователь должен обращать внимание на ее сущность (значимость для теории или практики), методологические аспекты ее изучения (каким образом следует исследовать эту проблему), практические вопросы (наличие необходимых для проведения исследования ресурсов) и этические стороны проблемы (возможно ли изучение проблемы/проведение исследования с этической точки зрения).

Пример

ВКР на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике гипертонического криза».

Проблемаизучение истории природы гипертонической болезни и создание новых способов лечения и профилактики гипертонического криза.

2.2.2 Формулировка цели исследования ВКР должна

- позволить студенту более четко представить себе конечный результат исследования;

- информировать, какого характера основные результаты будут излагаться и обосновываться в данной работе.

Основные требования к формулированию цели ВКР

- должна быть совокупностью вспомогательных вопросов, ответы на которые являются наиболее общими и существенными вспомогательными результатами.

- должна быть органично связанной с её заглавием и конкретизацией последнего и, в конечном итоге, детерминированной основным результатом проведенного исследования.

- должна ясно и однозначно формулироваться во введении.

Пример

ВКР на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике гипертонического криза»

Цель исследования показать практическую значимость роли медицинской

сестры в профилактике гипертонического криза.

Формулировка задач облегчает процесс достижения цели исследования, так как задачи являются описанием конкретных действий, последовательно ведущих к получению намеченного результата (т.е. к достижению, реализации цели).

Пример

ВКР на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике гипертонического криза».

Задачи исследования:

1 Провести анализ литературной информации по вопросам профилактики и организации оказания неотложной помощи пациентам при гипертоническом кризе.

2 Изучить роль медицинской сестры в профилактике гипертонического криза.

3 Проанализировать эффективность проведения профилактических мероприятий.

4 Дать оценку теоретических знаний и практических навыков в предупреждении гипертонического криза.

 

2.2.3 Определение объекта, предмета и места проведения исследования

Объектом исследования может быть процесс или явление, которые обусловили возникновение проблемной ситуации и избраны для изучения.

Пример

ВКР на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике гипертонического криза».

объект исследования: сестринский персонал

 

Предметом исследованияслужит конкретная проблема в теме ВКР, которая находится в границах объекта исследования. Предметом исследования в ВКР студента могут быть: содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой (фельдшером и т.д.).

Место проведения исследования совпадает с местом прохождения преддипломной практики студента.

2.3 Подбор литературы для написания ВКР

Прежде чем приступить к работе с литературой и сбору практического материала, необходимо составить предварительный план с целью определения

для себя структуры и приблизительного содержания каждого структурного звена ВКР.

В связи с этим, в первую очередь следует определить примерный перечень вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных главах (разделах) и параграфах ВКР, озаглавить их.

Для составления списка первоисточников обычно используют:

- электронные и традиционные каталоги крупных библиотек

- специальные электронные базы данных

- прикнижные и пристатейные списки литературы (в учебниках, монографиях, статьях)

- периодические издания по профилю (журналы, вестники, сборники научных трудов)

- законодательная база (законы, постановления, указы в определенной сфере)

- ресурсы Интернет

Изучение литературы необходимо начинать с учебников и учебных пособий, нормативных актов; далее рекомендуется перейти к монографическим работам, затем - к изучению источников периодической печати и инструктивного материала. Такая последовательность изучения литературы студентом позволяет системно накапливать материал, идти от простого к сложному, от общего - к частному.

Для поиска по электронным каталогам библиотек, а также в электронных базах данных необходимо предварительно составить список ключевых слов, которые могут встречаться в названиях предполагаемых источников. Много информации о первоисточниках дает поиск в традиционных систематических каталогах библиотек. В библиотеках есть отделы новых поступлений, где можно почерпнуть информацию о самых последних изданиях.

Полезная информация может содержаться в статьях и материалах, опубликованных по проблематике исследования в периодической печати (журналах, газетах и др.). В периодических изданиях оперативнее отражаются некоторые последние научные достижения и разработки, чем, например, в учебниках и монографиях. Просматривая периодику, студенту следует знать, что в первом (или последнем) номере почти каждого журнала приводится перечень публикаций за предыдущий год. Чтобы не смотреть все номера за каждый год, он может воспользоваться этим и выиграть время.

Важной информацией для поиска первоисточников являются список литературы и сноски в статьях, учебной литературе, монографиях, диссертациях и авторефератах по схожей тематике. Студенту целесообразно уделять особое внимание литературе, изданной в течение последних пяти лет.

Изучение литературы на начальном этапе преследует конкретную цель - ознакомиться, в каком состоянии по материалам современной науки и практики находится проблема исследования, что сделано другими авторами в этом направлении, что еще недостаточно ясно, либо вообще не рассматривалось.

Начав сбор информации, необходимо целенаправленно формировать базу данных о литературных источниках, имеющих отношение к предстоящей работе.

Сделанные выписки и ксерокопии целесообразно систематизировать по проблемам или разделам, разложив, к примеру, в разные подписанные папки. Обеспеченность выписками (ксерокопиями) тех или иных глав (разделов) покажет, какие вопросы темы нужно осветить с достаточной полнотой, а какие - нет.

После просмотра всех возможных для использования печатных трудов и электронных баз данных, студент должен выбрать необходимые ему источники, то есть соответствующие избранной теме. При написании ВКР должно быть использовано достаточное количество литературных источников (не менее 15 наименований).

Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации и обязательное согласование списка литературы с руководителем.

В результате изучения литературы формируется представление о современном состоянии вопроса, устанавливаются имеющиеся противоречия и нерешенные задачи.

2.4 Составление аналитического обзора литературы

Аналитический обзор литературы включает в себя определение и описание проблемы в целом и имеющиеся на сегодняшний день результаты ее решения (по материалам учебной и методической литературы, монографий, периодических изданий и нормативно-правовых документов). Главная задача обзора литературы — построение и обобщение информации с целью выделения проблемной области, в контексте которой будет проводиться исследование, а также научные предпосылки к проведению исследования.

Изложение материала в литературном обзоре не должно представлять собой набор выписок из прочитанных источников. Необходимо упорядочить их содержание определенным логическим образом, переходя от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов (по принципу «от общего к частному»).

Проанализировав современное состояние проблемы, в заключении следует обозначить круг вопросов, остающихся неразрешенными.

2.5 Проведение исследований, обработка и анализ результатов

2.5.1 Выбор методов исследования

В процессе изучения состояния рассматриваемой проблемы рекомендуется использовать общенаучную методологию исследования, основанную на системном и комплексном подходах, моделировании, экономико-математических методах и методах социологических исследований (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос и др.).

Состав конкретных методов исследования, используемых при написании ВКР, зависит от проблемы исследования.

В зависимости от специфики решаемых задач могут быть использованы описательные методики, логические методы (сравнения, выделения «узких мест», ведущих звеньев), моделирование, исследование операций и др.

С целью определения верного пути решения изучаемой проблемы, необходимо разработать максимально точный метод измерения или наблюдения исследуемых переменных.

Пример

ВКР на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике гипертонического криза».

Методы исследования:

1 Аналитический (изучение литературных источников, их анализ).

2 Описательный (характеристика структуры и процесса управления сестринским персоналом с учетом нормативно-правовой базы в деятельности ЛПУ).

3 Социологический (анкетирование медицинских работников ЛПУ, пациентов и их родственников).

4 Статистический (статическая обработка результатов анкетирования).

После сбора данных необходимо провести их обработку и анализ.

Выделяют два вида анализа данных:

- качественный, включающий в себя интеграцию и синтез повествовательной, нецифровой информации;

- количественный, включающий в себя широкий спектр статистических методов и процедур.

Анализ полученных данных должен быть завершен проведением интерпретации полученных результатов (процесс осмысления и определения значения результатов в более широком аспекте) и формулированием соответствующих выводов и предложений.

 

 

3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРУКТУРЕ ВКР

Текст выполняется на листах формата А4 (210х297 мм) без рамки, с соблюдением сле­дующих размеров полей:

а) левое - 25 мм;

б) правое - 15 мм;

в) верхнее - 25 мм

г) нижнее – 15 мм по ГОСТ 7.32

Текст выполняют с применением печатающих устройств вывода ЭВМ «ГОСТ 2.004»

Текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Microsoft Word.

Шрифт

Тип шрифта: Times New Roman.

Шрифт основного текста - обычный, размер - 14 пт.

Шрифт заголовков разделов, структурных элементов «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список исполь­зованных источников», «Приложение» - размер - 16 пт.

Шрифт заголовков подразделов - размер - 16 пт.

Межсимвольный интервал - обычный.

Межстрочный интервал - полуторный.

Выравнивание текста по ширине с автоматической расстановкой перено­сов.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 12,5 мм, или пять знаков размером 14 пт.

3.1 Титульный лист

Титульный лист является первым листом ВКР.

Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются.

На титульном листе указывают название и код специальности.

Примеры оформления титульного листа ВКР приведены в приложении Ж.

3.1.1 Содержание

Структурный элемент ВКР «Содержание» включает введение, порядковые номера и заголовки разделов, при необходимости подразделов, за­ключение, список использованных источников, приложения с указанием их обо­значений и заголовков. После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы, на которой начи­нается данный структурный элемент.

Элемент ВКР «Содержание» размещают начиная с нового листа.

Пример оформления содержания приведен в приложении З.

3.1.2 Введение

Во введении дается общая характеристика ВКР, ориентированная на выяв­ление профессиональных знаний, умений и навыков автора. Раскрывается акту­альность работы, формулируются цель, задачи и предмет исследования. Могут приводиться формулировки гипотез, методологические основы исследования, характеристика теоретических исследований, новизна и практическая значи­мость.

Элемент ВКР «Введение» размещают на отдельном листе после содер­жания.

Введение оформляется в виде текстового материала, без графических ил­люстраций и формул.

3.2 Основная часть

Содержание основной части ВКР должно отвечать план-заданию по выполнению ВКР.

При оформлении основной части словосочетание «Основная часть» не пишут.

Основную часть ВКР следует делить на разделы, разделенные на подразделы. Каждый раздел следует начинать с нового листа.

В разделе 1, посвященной анализу источников и литературы, дается обзор литературы, обязательно содержащий проведенный студентом анализ работ предыдущих исследователей по данной теме, заканчивающийся заключением. Так же раздел может содержать теоретическое изучение поставленной в работе проблемы.

Разделы нумеруются арабскими цифрами и печатаются строчными буквами, подразделы, пункты и подпункты - арабскими цифрами и печатаются строчными буквами.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста основной части ВКР. При оформлении основной части словосочетание «Основная часть» не пишут.

Пример

раздел оформляется так:

  1. Совершенствование оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе

подраздел оформляется так:

1.1. Гипертонический криз - неотложное состояние гипертонической болезни

 

В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью. Если некоторые термины имеют специальные буквенные сокращения (аббревиатуры) и часто повторяются в тексте, то при первом же их упоминании пишется полное название, а в скобках дается буквенная аббревиатура, которой и пользуются в дальнейшем, например, «...работа проводилась в областной клинической больнице (ОКБ)...».

В последнем подразделе, посвященном материалам и методам исследования, приводятся объект и предмет исследования, подробно описываются методы исследования, включая статистические.

Требования к языку, стилю и научному аппарату ВКР

ВКР должна быть написана научным языком, что означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учет особенностей научной речи: ее точность, однозначность терминологии, некоторые правила применения форм речи.

Личная манера изложения в современной научной литературе не используется. Местоимение «я» и соответствующие ему формы («по-моему», «далее я рассмотрю», «я считаю» и т.д.) не употребляются. Можно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: