Специализация и кооперирование в промышленности.




Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия:

Специализация промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

Специализация предприятий и его отдельных производственных подразделений (специализация внутри предприятия) означает сосредоточение деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.

 

Формы специализации промышленного производства:

Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной однородной продукции. Предметная специализация предприятия сопровождается углублением ее внутри предприятий (объединений), где создаются специализированные цеха или филиалы.

Подетальная специализация присуща предприятиям и ораслям, выпускающим отдельные узлы или части продукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продукции.

Технологическая специализация характерна для предприятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции.

 

Показатели уровня специализации промышленных предприятий:

1. уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии (в цехе);

2. удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства завода, цеха;

3. удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных частей в общем объеме производства завода, цеха;

4. удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке станков (оборудования) завода, цеха;

5. количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий;

6. коэффициент серийности по основным производственным подразделениям предприятия, объединения.

 

Для определения экономической эффективности специализации производства используются три основных показателя:

1. Экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям.

2. Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости.

3. Годовой экономический эффект от специализации производства продукции.

 

Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.

Кооперированные связи различаются по отраслевому и территориальному признакам:

- по отраслевому признаку, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое, если оно имеет место между предприятиями разных отраслей;

- по территориальному признаку кооперирование делится на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района и межрайонное – между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

 

В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

1. Предметное (агрегатное) кооперирование – это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты, идущие на комплектование продукции этого завода.

2. Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы для выпуска готовой продукции.

3. Технологическое (стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов или в выполнении для них отдельных технологических операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.

 

Показатели уровня производственного кооперирования:

1. коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;

2. количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;

3. соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;

4. доля предметного (агрегатного), подетального и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;

5. средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.

 

Экономия от производственных кооперированных связей определяется:

 

Эк = С – (Ц+Тр)хВ,

 

Где Эк – экономия от кооперативных связей, руб.;

С – полная заводская себестоимость изделия (детали, узла, полуфабриката), передаваемого для изготовления на специализированные предприятия;

Ц – оптовая цена, по которой это изделие будет поступать от специализированного предприятия;

Тр – транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на единицу изделия;

В – количество изделий, впервые получаемых по кооперации в планируемом году.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: