Стандартизация, унификация и типизация




Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и имущества;

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- единства измерений;

- экономии всех видов ресурсов;

- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 

Основой стандартизации является унификация, представляющая собой процесс приведения продукции и средств производства или их элементов к единой форме, размерам, структуре и составу.

 

Одной из форм стандартизации является типизация – сведение к целесообразному минимуму наиболее рациональных типов, видов, марок продукции, конструкций машин, оборудования и приборов, зданий, сооружений и технологических процессов.

 

Комбинирование в промышленности

 

Комбинирование – это объединение в одном промышленном предприятии нескольких технологически связанных специализированных производств разных отраслей. Ведущее из этих производств определяет профиль, отраслевые особенности, специализацию по выпуску готовой продукции.

 

Характерными признаками комбинирования являются:

1. наличие тесных производственно-технических и экономических связей между производствами, включенными в состав комбината;

2. пропорциональность по производительности и пропускной способности объединенных в рамках предприятия различных технологически связанных производств;

3. непрерывность перехода от одного технологического процесса к другому;

4. пространственное единство, т.е. расположение, как правило, на одной территории всех частей комбината, связанных между собой общими коммуникациями;

5. единство энергетической системы;

6. общие вспомогательные производства и службы, обслуживающие основные производства;

7. единое управление.

 

Направления комбинирования промышленного производства:

1. комбинирование на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья;

2. комбинирование на основе комплексного использования сырья или нескольких видов исходных материалов;

3. комбинирование на основе утилизации отходов производства.

 

В зависимости от характера связей между производствами комбинирование делят на три вида:

А. вертикальное совмещение последовательных ступеней переработки сырья в полуфабрикаты и готовую продукцию;

Б. горизонтальное – получение разноотраслевой продукции уже на первой ступени переработки сырья;

В. смешанное – сочетание двух первых видов комбинирования.

 

Для оценки уровня комбинирования производства в промышленности применяются следующие показатели:

1. удельный вес товарной продукции данного вида, получаемой на комбинатах, в общем ее выпуске всей промышленностью в целом;

2. удельный вес комбинатов в объеме продукции численности промышленно-производственного персонала или стоимости основных фондов отрасли;

3. количество стадий и отраслей производства, объединяемых в комбинате;

4. количество и стоимость продуктов, полученных из единицы исходного сырья, перерабатываемого на комбинате;

5. отношение стоимости продуктов, получаемых на основе комбинирования производства, к стоимости продуктов некомбинированных предприятий;

6. степень комплексного использования в производстве первичного сырья;

7. коэффициент комбинирования как отношение валового оборота к валовой продукции.

 

Доминирующая фирма

 

Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка.

 

Что необходимо, чтобы стать доминирующей фирмой на рынке:

Во-первых, фирма должна обладать преимуществами в издержках. То есть издержки доминирующей фирмы на единицу продукции значительно ниже, чем у конкурентов. Это возможно, если: а) фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент); б) фирма в большей степени, чем конкуренты, способна усваивать и использовать накопленный опыт; в) фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства.

Во-вторых, фирма может выпускать продукт более высокого качества.

В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия.

Модель поведения ценового лидера на рынке основана на следующих предпосылках:

· на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства;

· фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы, т.е являются «ценополучателями» - соглашаются с ее ценой;

· число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли;

· доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса;

· доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.

 

Барьеры входа в отрасль.

Выделяют четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа:

1. Рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. На рынках с свободным входом обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек.

2. Рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политик получения прибыли в краткосрочном периоде.

3. Рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли.

4. Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью заблокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.

Структура рынка.

Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий.

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок - представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в итоге к возможности обмена.

Рынок - это механизм передачи прав собственности.

Определение конкретного рынка связано с целью и методологией исследования. В первую очередь необходимо определить границы рынка. Обычно в научной литературе выделяют следующие типы границ:

1) Продуктовые границы - отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении

2) Временные границы - характеризуют исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара

3) Локальные границы - определяют пространственные границы рынка. Такие границы зависят от остроты конкуренции на национальном и конкурентном рынке, а также от величины барьеров входа на региональный рынок внешних продавцов.

Необходимо дать четкое разграничение рынка и отрасли.

Отрасль - совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.

Рынок объединен удовлетворяемой потребностью. Отрасль - характером используемых технологий.

Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.

Обычно в экономической литературе рассматривается четыре типа рыночных структур (совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии).

 

Концепция строения рыночных структур по Штакельбергу

  Продавцы Покупатели
много несколько один
Много Двухсторонняя полиполия Олигопсония Монопсония
Несколько Олигополия   Двухстороння олигополия Монопсония, ограниченная олигополией
Один Монополия   Монополия, ограниченная олигополией Двухсторонняя монополия
           
           

Основные типы структур рынка продавца (Шерер и Росс)

 

  Количество продавцов
Один Несколько Много
Однородные продукты Чистая монополия Гомогенная олигополия Чистая конкуренция
Дифференцированные продукты Чистая многопродуктовая монополия Олигополия с дифференциацией продукции Монополистическая конкуренция

 

Количественные показатели структуры товарного рынка:

· Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

· Доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

· Показатели рыночной концентрации.

Доля предприятия на рынке рассчитывается как:

 

 

где - доля i-го предприятия на рынке;

- объем продаж i-го предприятия;

- совокупный объем продаж участников рынка

Барьеры входа на рынок

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых но­вым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбран­ной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.

К таким же результатам при­водит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уров­нем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.

Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры. Рассмотрим сначала нестратегические барьеры.

К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся следующие факторы:

1. положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;

2. вертикальная интеграция;

3. диверсификация деятельности фирмы;

4. дифференциация продукта;

5. эластичность и темпы роста спроса;

6. иностранная конкуренция;

7. институциональные барьеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: