Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Основой стандартизации является унификация, представляющая собой процесс приведения продукции и средств производства или их элементов к единой форме, размерам, структуре и составу.
Одной из форм стандартизации является типизация – сведение к целесообразному минимуму наиболее рациональных типов, видов, марок продукции, конструкций машин, оборудования и приборов, зданий, сооружений и технологических процессов.
Комбинирование в промышленности
Комбинирование – это объединение в одном промышленном предприятии нескольких технологически связанных специализированных производств разных отраслей. Ведущее из этих производств определяет профиль, отраслевые особенности, специализацию по выпуску готовой продукции.
Характерными признаками комбинирования являются:
1. наличие тесных производственно-технических и экономических связей между производствами, включенными в состав комбината;
2. пропорциональность по производительности и пропускной способности объединенных в рамках предприятия различных технологически связанных производств;
3. непрерывность перехода от одного технологического процесса к другому;
4. пространственное единство, т.е. расположение, как правило, на одной территории всех частей комбината, связанных между собой общими коммуникациями;
5. единство энергетической системы;
6. общие вспомогательные производства и службы, обслуживающие основные производства;
7. единое управление.
Направления комбинирования промышленного производства:
1. комбинирование на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья;
2. комбинирование на основе комплексного использования сырья или нескольких видов исходных материалов;
3. комбинирование на основе утилизации отходов производства.
В зависимости от характера связей между производствами комбинирование делят на три вида:
А. вертикальное совмещение последовательных ступеней переработки сырья в полуфабрикаты и готовую продукцию;
Б. горизонтальное – получение разноотраслевой продукции уже на первой ступени переработки сырья;
В. смешанное – сочетание двух первых видов комбинирования.
Для оценки уровня комбинирования производства в промышленности применяются следующие показатели:
1. удельный вес товарной продукции данного вида, получаемой на комбинатах, в общем ее выпуске всей промышленностью в целом;
2. удельный вес комбинатов в объеме продукции численности промышленно-производственного персонала или стоимости основных фондов отрасли;
3. количество стадий и отраслей производства, объединяемых в комбинате;
4. количество и стоимость продуктов, полученных из единицы исходного сырья, перерабатываемого на комбинате;
5. отношение стоимости продуктов, получаемых на основе комбинирования производства, к стоимости продуктов некомбинированных предприятий;
6. степень комплексного использования в производстве первичного сырья;
7. коэффициент комбинирования как отношение валового оборота к валовой продукции.
Доминирующая фирма
Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка.
Что необходимо, чтобы стать доминирующей фирмой на рынке:
Во-первых, фирма должна обладать преимуществами в издержках. То есть издержки доминирующей фирмы на единицу продукции значительно ниже, чем у конкурентов. Это возможно, если: а) фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент); б) фирма в большей степени, чем конкуренты, способна усваивать и использовать накопленный опыт; в) фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства.
Во-вторых, фирма может выпускать продукт более высокого качества.
В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия.
Модель поведения ценового лидера на рынке основана на следующих предпосылках:
· на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства;
· фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы, т.е являются «ценополучателями» - соглашаются с ее ценой;
· число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли;
· доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса;
· доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.
Барьеры входа в отрасль.
Выделяют четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа:
1. Рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. На рынках с свободным входом обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек.
2. Рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политик получения прибыли в краткосрочном периоде.
3. Рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли.
4. Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью заблокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.
Структура рынка.
Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Рынок - представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в итоге к возможности обмена.
Рынок - это механизм передачи прав собственности.
Определение конкретного рынка связано с целью и методологией исследования. В первую очередь необходимо определить границы рынка. Обычно в научной литературе выделяют следующие типы границ:
1) Продуктовые границы - отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении
2) Временные границы - характеризуют исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара
3) Локальные границы - определяют пространственные границы рынка. Такие границы зависят от остроты конкуренции на национальном и конкурентном рынке, а также от величины барьеров входа на региональный рынок внешних продавцов.
Необходимо дать четкое разграничение рынка и отрасли.
Отрасль - совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.
Рынок объединен удовлетворяемой потребностью. Отрасль - характером используемых технологий.
Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.
Обычно в экономической литературе рассматривается четыре типа рыночных структур (совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии).
Концепция строения рыночных структур по Штакельбергу
Продавцы | Покупатели | ||||
много | несколько | один | |||
Много | Двухсторонняя полиполия | Олигопсония | Монопсония | ||
Несколько | Олигополия | Двухстороння олигополия | Монопсония, ограниченная олигополией | ||
Один | Монополия | Монополия, ограниченная олигополией | Двухсторонняя монополия | ||
Основные типы структур рынка продавца (Шерер и Росс)
Количество продавцов | |||
Один | Несколько | Много | |
Однородные продукты | Чистая монополия | Гомогенная олигополия | Чистая конкуренция |
Дифференцированные продукты | Чистая многопродуктовая монополия | Олигополия с дифференциацией продукции | Монополистическая конкуренция |
Количественные показатели структуры товарного рынка:
· Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;
· Доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;
· Показатели рыночной концентрации.
Доля предприятия на рынке рассчитывается как:
где - доля i-го предприятия на рынке;
- объем продаж i-го предприятия;
- совокупный объем продаж участников рынка
Барьеры входа на рынок
Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.
Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.
К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.
Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.
Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры. Рассмотрим сначала нестратегические барьеры.
К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся следующие факторы:
1. положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;
2. вертикальная интеграция;
3. диверсификация деятельности фирмы;
4. дифференциация продукта;
5. эластичность и темпы роста спроса;
6. иностранная конкуренция;
7. институциональные барьеры.