Часть 1
Ответами к заданиям 1—24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Радар служит для обнаружения объектов, которые находятся на большом расстоянии или вне поля зрения. (2)<...>, современный радар — это прибор, излучающий при помощи антенны электромагнитные волны, которые распространяются на очень большое расстояние, и если на их пути попадается какой-нибудь объект, то они отражаются от него и возвращаются обратно в точку излучения, то есть на антенну радара. (3) Радар воспринимает отражённые волны, он определяет по ним, на каком расстоянии находится объект, и отмечает это расстояние на специальном экране.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Электромагнитные волны, излучаемые современными радарами, способны преодолеть большие расстояния, прежде чем они возвращаются к источнику излучения — антенне радара.
2) Радар — это прибор, антенна которого излучает электромагнитные волны, отражающиеся от удалённого объекта и возвращающиеся обратно: таким образом можно обнаружить объект и зафиксировать расстояние до него.
3) Некоторые объекты, расположенные на большом расстоянии или вне поля зрения, способны излучать электромагнитные волны, которые современные радары могут уловить.
4) Современный радар способен воспринимать отражённые объектом электромагнитные волны.
5) Радар служит для обнаружения удалённых объектов: его антенна посылает электромагнитные волны, которые, отражаясь от объекта, возвращаются к радару, фиксирующему расстояние до них на экране.
Ответ:_________________.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот / Несмотря на это / Вопреки этому / Во-первых / Так
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЪЕКТ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБЪЕКТ, -а, м.
1) В философии: то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира. Мир объектов.
2) Явление, предмет, на который направлена чья-либо деятельность, чьё-либо внимание (книжн.). Объект изучения, описания. Объект промысла. Объект наблюдений.
3) Предприятие, учреждение, а также всё то, что является местом какой-либо деятельности. Строительный объект.
4) В грамматике: семантическая категория со значением того, на кого (что) направлено действие или обращено состояние. Объектное значение.
Ответ:_________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
прИняли / дОнизу / врУчит / оклЕить / слИвовый
Ответ:_________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В зале раздался ЗВУЧНЫЙ голос конферансье, и зрители затаили дыхание в ожидании выступления любимого оперного певца.
ПАМЯТНЫЕ монеты представляют увлекательную и очень интересную страницу истории нумизматики.
Посетителям предстоящего мероприятия будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность лично пообщаться с любимыми писателями.
Катя знала, что если младшая сестрёнка ОДЕЛА бальное платье, то она представляет себя героиней любимого балета.
Нужно, чтобы каждое слово в изучаемом тексте было ПОНЯТНЫМ.
Ответ:_________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДЕВЯТЬЮСТАМИ экземплярами / ведро ВИШЕН / поступить БОЛЕЕ РАЗУМНО / чуткие ДОКТОРА / ПОДБЕЖИ к финишу
Ответ:_________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Прежде всего искусство иллюстратора обессмертил имя выдающегося художника И.Я. Билибина, сумевшего создать свой неповторимый, глубоко индивидуальный стиль. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Оценка риска для здоровья — это процесс установления степени выраженности и вероятности развития неблагоприятных эффектов, обусловленные воздействием факторов окружающей среды на здоровье. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Только благодаря чётких, согласованных действий спасателей, людей, оказавшихся в сложной ситуации, удалось вовремя перевезти в безопасное место. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Значение любого слова определяется, пользуясь толковым словарём. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения как медико-социальной активности, так мотивации к здоровому образу жизни. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:_________________.
А | Б | В | Г | Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прик..сновение/ р..скошный / предпол..гать / велос..пед / заг..реть
Ответ:_________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..водить, и..печь / пр..сечь, пр..возмочь / пр..играть, н..валить / на..кусить, о..бросил / пр..лечь, пр..хороший
Ответ:_________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
кропотл..вый / изменч..вый / подкле..вать / словоохотл..вый / охлад..вать
Ответ:_________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
непроница..мый / простуж..нный / позабав..шься / несмолка..мый / раста..т
Ответ:_________________.
12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
На кустах шиповника бутоны цветов (не)раскрыты.
После (не)так давно прошедшего дождя воздух был всё ещё пропитан влагой.
Принято считать, что жабы далеко (не)красивы.
В определённых ситуациях нужно действовать (не)раздумывая.
Лучи солнца играют в (не)густой, но пышной листве молодых клёнов, в кружевах травы, окроплённой росой.
Ответ:_________________.
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(С)НАЧАЛА Вовка повёл нас по дну оврага узкой тропинкой между зарослей КАКИХ(ТО) растений.
Длинноухий, с выпученными глазами, заяц с треском выскочил (ИЗ)ПОД земли у самых ног песцов и (С)ХОДУ пошёл сигать по вырубке, перепрыгивая пеньки.
ЧТО(БЫ) овладеть искусством каллиграфии, нужно заниматься (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени.
(НА)КОНЕЦ графу Шереметеву наскучили строительные затеи, и он велел полному планов и свежих сил зодчему Павлу Аргунову (НА)ПРОТЯЖЕНИИ оставшегося до завершения строительства времени самостоятельно ездить за покупками для оформления господского дома.
(В)ПЕРЕДИ нас, (В)ДАЛИ, сходились острые скалы: левая — озарённая отблесками заходящего солнца, правая — почти чёрная.
Ответ:_________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Однажды богиня цветов Флора решила сделать Зевсу подарок: она взяла чистоту ра(1)его утра, добавила свежесть гор(2)ого ручья, блеск утре(3)ей росы, красоту и благоухание всех необыкнове(4)ых растений — и получилась бабочка.
Ответ:_________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Залетает ветер в аллеи старого парка колышет ветви берёз или срывает листья с клёнов.
2) Грустный человек с седыми волосами словно хочет пробежать пальцами по клавишам рояля оживить прекрасную мелодию исполнить любимый вальс и прислушаться к его звучанию.
3) Свежий морозный воздух удивительно чист и прозрачен.
4) В морозной тишине кружатся над самыми верхушками деревьев то ли галки то ли вороны.
5) Всё на этом удивительном полотне выдающегося художника живёт и дышит.
Ответ:_________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Изображённые на картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» (1) казаки (2) не участвующие в игре (3) развернулись по направлению к всаднику и (4) перебрасываясь словами (5) увлечённо следят за зрелищем.
Ответ:_________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Звучание реальной жизни тапёру позволяла воспроизводить (1) может быть (2) сама музыка, ведь музыка (3) может (4) передать всё: и шум ветра, и пение птиц, и интонацию взволнованного спора, и настроение героя...
Ответ:_________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Картина А.И. Куинджи (1) поражает чистотой и насыщенностью красок (2) благодаря использованию (3) которых (4) усиливается яркость впечатления от изображённого на ней солнечного дня.
Ответ:_________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В небе вспыхнул первый луч солнца (1) и (2) как только (3) ночная тьма укрылась в ущельях гор и трещинах камней (4) вдали послышался рожок пастуха.
Ответ:_________________.