Общая характеристика доосевых цивилизаций.




МОДУЛЬ 2. 20 часов (10 часов лекций, 10 часов семинаров).

Тема 2. Культура древних цивилизаций.

 

Лекция 1. Культура древних цивилизаций.

 

1 вопрос. Общая характеристика древних цивилизаций.

Появление древних цивилизационных очагов во многом было подготовлено так называемой «неолитической революцией», то есть переходом от присваивающего к производящему хозяйству (земледелие, скотоводство), что позволило древним людям осесть, заложив основы городской культуры и государственности. Как правило, очаги древних цивилизаций вспыхивали в регионах наиболее удобных для ведения сельского хозяйства (р. Нил, междуречье Тигра и Евфрата, р.Инд, р. Янцзы). Природный фактор, таким образом, оказался решающим для формирования древнейших культурных сообществ.

Древнейшие цивилизации, в совокупности своих культурных достижений, заложили фундамент современного научно-технического мира, но рассматривать череду древних цивилизаций только как составляющую единого эволюционного исторического процесса не совсем верно. Во-первых, несмотря на некое единство, каждая цивилизация обладает определенным своеобразием и неповторимостью. Во-вторых, можно говорить о цивилизациях, которые стали «тупиковыми», остановились в своем развитии и исчезли, но выделяются такие, которые переросли самих себя, вырвались из жестких рамок мифологического мышления, что позволило им эволюционировать в дальнейшем. Охарактеризовать различия культур, не противопоставляя их, а также выделить период становления современной цивилизации позволяет теория осевого времени, которую разработал немецкий философ и культуролог К. Ясперс. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, которые существовали тысячелетия. Ось времени, которая делит цивилизации на древние и современные проходит через V в. до н.э. Конечно, сложные процессы в области духовной жизни, которые многое изменили в мировоззрении людей, не вмещаются в одно столетие. В этой связи К. Ясперс выделяет промежуток времени (VIII – II вв. до н.э.) в течение которого и на Западе, и на Востоке происходил исторический поворот – появился человек современного типа мышления, современного мировоззрения. В это время приходит конец мифологической эпохе, борьба рационального опыта с мифом вырабатывает основные понятия и категории, которыми мы пользуемся и по сей день, закладываются основы мировых религий, появляется философия, в Индии в это время жил и проповедовал Будда, в Китае, благодаря Конфуцию, Лао-цзы формируются философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине проповедуют пророки, в Греции расцветает творчество Гомера, торжествует философия (Гераклит, Платон, Аристотель), естествознание (Пифагор, Фукидид, Архимед, Евклид).

Часть древних цивилизаций перешла этот временной рубеж и в видоизмененном состоянии продолжают развиваться (античная цивилизация заложила основу современной европейской цивилизации; цивилизации Индии, Китая, в Месопотамии – культура Древнего Израиля, Иудеи). Некоторые древние цивилизации канули в лету, поскольку не смогли побороть традиционное мифологическое мышление и были, вследствие этого, поглощены другими более развитыми (Др. Египет, Др. Месопотамия). Таким образом, условно к доосевым цивилизациям относятся цивилизации исчезнувшие, к послеосевым те, которые продолжают развиваться. Схематично теорию осевого времени можно изобразить следующим образом:

 

 

V в. до н.э.
Доосевые цивилизации Послеосевые цивилизации
VIII в. до н.э.   II в. до н.э.
  - Древний Египет Западные Цивилизации - Древняя Греция Восточные цивилизации - Древняя Индия
- Древняя Месопотамия (Вавилон, Ассирия) - Древний Рим -Древний Китай - Израиль, Иудея

 

Из теории осевого времени следует, что 1) различия между Западом и Востоком не носят абсолютного характера; 2) особенности, которые исследователи обычно находят в культурах Востока – традиционность, устойчивость – относятся к доосевому периоду, но эти особенности вошли составной частью и в послеосевые культуры, не препятствуя их дальнейшему развитию; 3) восточные культуры оказываются настолько непохожими, что можно говорить о поливариантности мирового культурного развития не только в рамках различий Запада и Востока.

 

Общая характеристика доосевых цивилизаций.

Древнейшие доосевые цивилизации (Древний Египет, Месопотамия) от первобытной древности унаследовали ряд черт:

- зависимость от природы;

- господство мифологической формы мышления;

- большое значение культа и ритуала.

Но существенные отличия от первобытности позволяют говорить о цивилизации:

- меняется характер взаимодействия с природой (производящий тип хозяйства);

- с накоплением знанием, а так же с развитием абстрактного мышления меняется характер передачи информации (письменность);

- осознавая себя частью природы, человек выделяет себя как особую ее часть;

- происходят изменения в области социальных отношений с появлением городов, государств и усилением дифференциации общества.

Цивилизации Древнего Египта и Месопотамии объединяет доминирование географического фактора в их развитии. Река Нил во многом способствовала процветанию земледельческой цивилизации Египта.

 

 

2 вопрос. Культура Месопотамии.

В VI тыс. до н.э. в долине между реками Тигр и Евфрат возникла самая древняя цивилизация. Она называется шумероаккадскойили Месопотамской (от греч. «Междуречье»).

В III тыс. до н.э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народы, но ведущую роль в этот период играл шумерский юг. Происхождение шумеров – полная загадка. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры. Их язык не похож ни на один из древних языков.

Шумеры владели высокой культурой земледелия и создали целую систему каналов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Они изобрели плуг – сеялку (комбинированный плуг с воронкой), ступальное колесо для подъема воды, первыми стали выращивать ячмень, пшеницу, виноград, горох, финики, гранат, лен.

Шумер не был централизованным государством, а состоял из нескольких городов-государств, которые то объединялись, то враждовали друг с другом. Шумерские города – Ур, Урук, Лагаш, Ниппур и другие являются первыми культурными центрами в истории человечества. В городах широко было развито ремесло и торговля. Шумеры изобрели гончарный круг, печи для обжига, колесо, парусную лодку, литье из меди и бронзы.

Шумеры имели свою письменность, которую назвали клинописью, так как писали на глиняных табличках знаками в виде клиньев. Всего насчитывалось 600 знаков. Это письмо восприняли все народы Двуречья. Им пользовались ок. 2 тыс. лет.

Шумеры были прекрасными математиками, знали десятичный счет, а также шестиричную основу счета, из которого возникло разделение круга на 360°, часа – на 60 минут. Они умели решать квадратные уравнения, вычисляли объемы различных тел, извлекали квадратные и кубические корни.

Шумеры знали лунный календарь, они установили продолжительность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света. Они первыми ввели в строительство такие элементы, как арка, купол, пилястры, фриз, мозаику, резьбу по камню, гравировку и инкрустацию. Основной строительный материал – кирпич-сырец с примесью рубленой соломы или тростника, или обожженный кирпич.

Городазастраивались без всякого плана и обносились наружной стеной. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами. Во многих домах была канализация. Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога – покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство. Храм мыслился аналогом горы, местом обитания бога и представлял собой трех- и семиступенчатую пирамиду с маленьким храмом наверху. Храмы возводились на платформе или на высоком месте, что предохраняло от наводнения. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники. Такой тип храма называется зиккурат, который выполнял также функцию абсерватори.

В шумеро-аккадской цивилизации представление о мироздании было выражено в мифологии. До Вселенной был только бесконечный Океан. Первые боги вышли из хаоса. Они отвоевали у дракона Тиамата, олицетворявшего безбрежный хаос, пространство, где установили порядок – закон. С тех пор мир управляется непреложными законами. Законы стали обожествляться. Библейские сюжеты корнями уходят в шумерскую мифологию: создание людей из глины богом Энки, спасение Утнапертима во время потопа, идея бесмертия в эпосе о Гильгамеше. Шумерские легенды сохранились благодаря легендарной библиотеке асирийского царя Ашшурбанепала

В конце III тыс. до н.э. Шумер был покорен аккадским государством, затем во II тыс. на территории шумеров возникла вавилонская держава.

В начале XVIII в. до н.э. на трон небольшого государства в Центральной Месопотамии – в Вавилоне – вступил царь Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). За 40 лет правления ему удалось объединить Среднюю и Южную Месопотамию и создать мощное государство с единой законодательной системой.

Школа в Месопотамии стала центром образования и культуры. Программа обучения была светской, религиозное образование не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Выпускник получал звание писца. Он должен был писать, свободно переводить тексты, владеть тайнописью, знать математику, землемерную практику, руководить хором. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, изучали право, астрономию, медицину, математику. Школы были как государственные, так и частные. В школах при храмах готовили служителей культа.

В идеологической жизни Вавилона господствующая роль принадлежала религии.Вавилоняне заимствовали у шумеров их обстоятельно разработанную теологическую систему. К традиционно почитаемым шумерским богам присовокупились боги-покровители городов (Вавилону покравительствовал Мардук, Ниневии - Ашшур). Но были боги, которых почитали повсюды: Шамаш – бог Солнца, Иштар – богиня любви, плодородия, процветания. Противоречивость богов Месопотамии, их непредсказуемость, мстительность во многом объясняются непредсказуемостью рек Тигра и Ефрата. Жрецы имели большое влияние на верующих, ибо они были посредниками между людьми и всемогущими богами.

Медицина была связана с магией. У постели больного часто встречались врач и заклинатель, а иногда эти функции исполнял один человек. Символом шумерского бога-целителя Нингишзида служили сплетающиеся змеи, о чем, вероятно, напоминает сохранившийся и ныне знак врачебной профессии. О строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления, и они не добились значительных успехов в лечении внутренних болезней. Умели хорошо лечить вывихи и переломы. Делали операции на глаза.

Поразительных успехов достигли вавилоняне в области математики: круг делили на 60°, знали число π, предвосхитили теоремы Пифагора и Фалеса.

Вавилон продолжал шумерские традиции и в архитектуре. Это был большой город (его площадь – 405 га) с населением 200 тыс. человек. Опоясанный двойным кольцом крепостных стен (толщина внутренней стены доходила до 6,5 м), он имел 8 ворот. Наиболее знамениты ворота богини Иштар, высотой 12 м, напоминающие по форме триумфальную арку. Знания в области ирригации позволили создать одно из чудес света – так называемые сады Семирамиды при дворце Навуходоносора.

В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккады через своих преемников – вавилонян и ассирийцев – передали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, понятия о строении Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи, скульптуре, некоторые религиозные представления.

3 вопрос. Культура Древнего Египта.

На северо-востоке Африки находится родина одной из древнейших цивилизаций мира – Египет. Геродот называл Египет даром Нила. Египтяне считали реку божеством и называли ее Хапи. На картах Нил изображали в виде цветка Лотоса: длинное русло Нила выступало в качестве стебля, а чашечкой лотоса была дельта реки. Лотос для египтян – символ жизни и чистоты.

Исключительную роль в жизни древних египтян занимала религия. В египетском пантеоне насчитывается около тысячи богов и богинь. Боги делились на местных, почитаемых в каждом номе, городе или селении, и богов общеегипетских, почитаемых по всей стране. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небесных светил. В Древнеегипетском пантеоне выделяются наиболее почитаемые культы: Осирис – бог плодородия, связан с культом Нила. Смерть и воскрешение Осириса олицетворяют с одной стороны смену времен года, с другой – идею бессмертия души. Впоследствии Осирис станет судьей в царстве мертвых. Исида – богиняя плодородия, сестра и супруга Осириса.

Гор – сын Осириса и Исиды, которому суждено было отомстить за смерть отца злому богу Сету. С культом Гора отождествлялась власть фараона.

Ра, Амон-Ра, Птах, Апис – бог Солнца, в различные периоды египетской истории носивший разные имена. Культ Амона-Ра укрепился благодаря усилиям жрецов из города Фивы, где находился главный храм этому богу.

В истории Египта была предпринята попытка провести религиозную реформу. Аменхотеп IV (Эхнатон) объявил Атона единым и неделимым творцом мира, единым божеством. Его изображали в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи – руки, дарующие людям свет и жизнь. Это было абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске, он не имел ни супруги, ни детей, не имел ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях. По приказу Эхнатона имена других богов уничтожались, жертвы им не приносились. Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона его реформа была отменена. Значение ее проявилось в том, что идея монотеизма была сформулирована в египетской религиозной мысли.

Носителями знаний выступали жрецы. В Египте наука, писменность были освещены религиозно. Египтянам было известно число пи, теорема Пифагора у египтян существовала в виде аксиомы, действовал солнечный календарь, год составлял 365 дней и делился на 12 частей. Идея бессмертия повлияла на искусство мунифицирования. В свою очередь изготовление мумий дало толчок к развитию медицины.

Искусству в Древнем Египте отводилась первостепенная роль. Оно обеспечивало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд художников считался священнодействием.

Главным видом искусства в Древнем Египте была архитектура и скульптура. Для древнеегипетского искусства были характерны следующие черты:

1) монументальность (пирамиды в Гизе, храмы в Корнаке и Луксоре);

2) cхематичность (в росписях господствует профильное изображение, движения человека условны, отсутствует трехмерность пространства);

3) cтатичность (идеи бессмертия и устремленность в вечность придают архитектуре и скульптуре величавость, покой, безжизненность).

Первой ступенчатой пирамидой является пирамида фараона Джосера вСаккара, построенная под руководством знаменитого архитектора Имхотепа,позже обожествленного. Это – 6-ступенчатая пирамида, высотой 60 м – была семейной гробницей, в которой были похоронены все члены царской семьи.

Самыми знаменитыми пирамидами Древнего Египта являются великие пирамиды Гизе (близ Каира) – Хеопса, Хефрена, Микерина. Самая высокая из них – пирамида Хеопса (147 м) считалась в древности одним из семи чудес света. Пирамида точно ориентирована по сторонам света север-юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгрузочные камеры, предназначенные для равномерного распределения давления.

В 90-е гг. XX в. английский археолог Роберт Бьювел обнаружил, что три пирамиды Гизы повторяют расположение звезд пояса Ориона в ночном небе, а Нил повторял расположение Млечного пути. А все фараоны возводили пирамиды в полном соответствии со звездной картой. Погребальные камеры и галереи в пирамидах также направлены на определенные созвездия. Ученый делает вывод, что это связано с ритуалом перерождения умершего фараона, когда после смерти его душа, становясь звездой, должна была присоединиться к Осирису (Ориону), господину Небесного Дуата, царства мертвых.

В эпоху Нового царства фараонов погребали в гробницах, высеченных в скалах, которые находились в двух пустынных ущельях – в Долине царей на Западном берегу Нила, напротив города Фивы. Снаружи усыпальницы почти незаметны, но внутри поражают богатством росписей. Самой монументальной является гробница Сети I длиной около 100 м, насчитывающая 100 помещений. Но самой известной является скальная гробница фараона Тутанхамона. Эта единственная неразграбленная гробница открыта в 1922 году английским археологом Говардом Картером.

Наиболее величественные храмы Древнего Египта посвящены богу Солнца Амону-Ра. До нашего времени дошли развалины храмов Амона-Ра в Карнане и Луксоре (Фивы).

Храм Амона-Ра в Карнаке считался одним из чудес света, так как в монументальности и абсолютных размерах не имел себе равных. Карнакский храм – целая система ансамблей, различных по размерам и расположению. Он был связан с Луксорским храмом аллеей сфинксов длиной в 3 км. Эти храмы – сложный комплекс более 100 обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов.

Храмы строились по единому плану. Это были вытянутые по одной линии помещения, следующие друг за другом. Вход в храм фланкировался двумя башнями-пилонами. Сначала верующие попадали во двор – перистиль (обнесенный по периметру колоннами), затем во второй двор – гипостиль (сплошь заставленный колоннами). За двором –гипостилем следовало святилище, в котором находилась статуя божества. За святилищем помещалось хранилище, в котором находилась казна храма и скрипторий, то есть собрание свитков папируса со священными текстами. Перед храмом устанавливался каменный обелиск («окаменевший луч Ра»), к храму вела аллея сфинкса. Все храмы Древнего Египта отличались декоративностью, пышностью, украшались скульптурой, барельефами и росписью.

Скульптура в Египте строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящей – фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Таким образом, скульпторы выражают покой, власть, связь с космосом. Но поскольку скульптура была тесно связана с заупокойным культом, для нее характерна еще одна особенность – она портретная. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность.

Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их разрешения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас.

В Древнем Египте существенную роль играло образование. Сыновья знатных египтян получали домашнее образование, их обучали опытные наставники-мудрецы.

Как правило, школы существовали при храмах, здесь обучались мальчики с 7 лет, их обучение состояло, в основном, из переписывания священных текстов. В возрасте 9 – 10 лет мальчик мог перейти в школу 2-й ступени, где изучал историю, литературу, географию, религию, языки, земельное дело, строительное искусство, делопроизводство и учет, астрономию, математику и медицину. Большинство образованных юношей становились писцами. Это была одна из самых уважаемых профессий в Египте. Некоторые писцы поступали на государственную службу и становились крупными чиновниками.

Культура Древнего Египта оказала в целом сильное влияние на арабские и европейские народы. Не случайно ученые, философы, медики, астрономы, математики, жрецы и астрологи позднее будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: