Вопрос. Общая характеристика античности как культурного феномена.




Ограниченное пространством (побережье Средиземноморья) и временем (от II тысячелетия до н.э. до первых веков христианства), античная культура стала исключительным и во многом непревзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Термин «античность» (от лат. antiques - древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стал появляться интерес к изучению греко-римского культурного наследия.

Понятие «античность» вмещает в себя две великие цивилизации – Древнюю Грецию и Древний Рим. Несмотря на некоторые общие черты в государственном устройстве, законотворчестве, в элементах художественной культуры, народы Греции и Рима не чувствовали родства. Напротив, часто противопоставляли себя друг другу. Греки отдавали должное римлянам как воинам и политикам, но считали, что им изменяет чувство прекрасного. Римляне ценили в греках их эстетизм, но считали, что они слишком разнежены и им не хватает твердости.

Ментальные ценности Греции и Рима отличаются. Если Греция – это торжество гармонии, любовь к парадоксам, эстетизм, игра воображения, то Рим – это рационализм, практичность, воинственность, консерватизм.

Значение античной культуры. Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Древнегреческое искусство до сих пор воспринимается как классика. Греки стали родоначальниками олимпийских игр, философии, таетрального искусства, наук, системы гармоничного воспитания.

Формы государственного устройства греческих полисов и Рима легли в основу современных демократий.

Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.

В кризисе, охватившем римский мир в III веке н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад.

 

4 вопрос. Культура Древней Греции.

 

Древняя Греция стала родиной всех современных форм государства и управления, и прежде всего – республики и демократии. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединила аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики – принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе – на всех граждан полиса.

Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали цели и ценности полиса.

Состязательность составила основу всего уклада жизни, будь то Олимпийские игры, поле боя, политическая жизнь, театр.

В Древней Греции существовало несколько сот полисов, которые занимали территорию 120 – 150 тыс. км2. На один полис в среднем приходилось около 300 км2 и приблизительно 10 тыс. человек населения. Нередко полисы между собой воевали. Города брались штурмом и разоружались, мужское население истреблялось, женщины и дети продавались в рабство, однако, что не было принято, так это присоединение победившим полисом территории завоеванного государства. Дело не в отсутствии корыстолюбия или жажды власти, а в том, что создание единого государства через слияние множества полисов противоречило коренным основанием мировоззрения греков. Грекам мысль о единстве и объединении была также нестерпима, как и мысль о порабощении их внешним врагом. В единой стране они боялись потерять свободу. Полисная жизнь, независимость родного полиса была для греков непременным условием их собственной свободы. Свобода была тем критерием, по которому греки отличали себя от окружающих их народов.

Как и на Востоке, в Греции, царей считали божественными. Они также происходили от богов.У царя могло быть больше прав, власти, богатства, но он не был вознесен над своим государством, как бог вознесен над людьми. Пока царь правит, он остается человеком, гражданином, хотя после смерти может обрести бессмертие и быть причисленным к богам.

Невозможность обожествления человека и проявления божественности в человеке приводит греков к пониманию, что власть в полисе должна проявляться через общение свободных граждан. В демократических общинах любой полноправный гражданин мог быть избран на любую должность, царская власть была здесь упразднена очень рано. Переставали граждане править в полисе тогда, когда в нем устанавливалась тирания. Тиран в греческом представлении – это тот царь, который забирает власть и превращает граждан в подданных. Тирания никогда не считалась нормальной формой государственной власти.

Греки понимали свободу как самодостаточность. Свобода предлагала прежде всего независимость от чего-либо внешнего. Внешнее неконтролируемо и таит угрозу рабства. Но человек и внутренне может стать рабом, рабом своих страстей. Чтобы быть свободным необходимо достичь внутренней гармонии, стать независимым, на этот раз от самого себя, отделить разумное начало от чувственного. Полис, общение в полисе, ценности полиса давали человеку такую свободу.

У полисной жизни было несколько наиболее значимых проявлений. Среди них – управление своим государством, выполнение воинского долга, досуг, участие в культовых действиях. Сельскохозяйственные работы, ремесленное производство, торговля, хотя и составляли материальную основу существования полиса, собственно в полисную жизнь не входили. Это были занятия достойные рабов или свободных людей низшего достоинства.

Для античности «политическое» - синоним «гражданского». Гражданин полиса – полноправный участник всех государственных дел. Он принимает участие в решении вопросов войны и мира; торговой политике; организации празднеств и театральных представлений; распределении пошлин среди торговых, вообще всех имущественных кругов; раздела денег малоимущим гражданам и так далее.

В государственной жизни демократического полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Участие в гражданских делах требовало определенной подготовки граждан, в частности их грамотности.

Полис как феномен культуры выработал и новое понимание морали. Доблесть –это привилегия граждан полиса и необходимость исполнения гражданских функций. Все граждане до 60-летнего возраста должны защищать отечество. В связи с перемещением центра общественной жизни в народное собрание компонентом доблести (добродетели) наряду с «военным» аспектом стали добродетели разума, умеренности и рассудительности. Сила, как аргумент, перестает быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех гражданских добродетелей на первый план выступала справедливость, которая реализовывалась через деятельность различных государственных органов, к которым граждане получали прямой и непосредственный доступ.

Слава перестала быть привилегией воина. Она распространилась на атлетов, поэтов, драматургов, философов.

В народном собрании деятельность граждан регламентируется законом. С переходом власти к народному собранию законы потеряли божественный характер, стали человеческими установлениями.

Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их нравы похожи на человеческие: здесь царят прелюбодеяние, борьба за власть, неприкрытое соперничество и полуприкрытое коварство. Боги греков, как и сами греки, были хитроваты, предприимчивы и практичны.

В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов. Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В то же время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рок, предрешения которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

Главное и наиболее существенное отличие богов от людей, заключалось в том, что они были бессмертны. Греки могли позволить себе критическое высказывание о богах. Более того, они нередко бросали им вызов. Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: