вопрос. Культура Древнего Рима.




На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь «Одиссеи» обусловило развитие римской поэзии.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

- царский (VIII – начало VI века до н.э.);

- республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н.э.);

- период империи (30/27 гг. до н.э. – 476 г. н.э.).

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства.

Духовные ценности древних римлян сконцентрированы вокруг понятия «патриотизм». Древний миф о возникновении Рима содержит важные символы. Ромул и Рем – основатели Рима – сыновья Реи-Сильвии, которая была весталкой. Веста – богиня-покровительница домашнего очага. Отец близнецов – бог Марс, бог войны. Волчица, спасшая детей от голодной смерти, воплощает и верность семье (волки создают постоянные пары и заботливые родители), и воинственность. Дух Рима воинственен, а высшей ценностью является сам Рим. Поэтому предпочтительным для римлянина является тот род деятельности, который позволяет укрепить славу Рима. Военное дело, политика, юриспруденция – то, чем не зазорно было заниматься патрицию. Занятие искусством долгое время считалось уделом низших слоев общества. Отношение к искусству изменится в имперский период, когда досуг станет главной заботой аристократии. Исключительное положение будет только у поэзии. Ораторское искусство необходимо во время дебатов в сенате, оно выручает не только в политических баталиях, но и в военных. Поэтому поэты всегда были в почете, а занятие изящной словесностью приветствовалось в среде патрициев.

Религиозно были освящены законы Рима. Понтифики (жрецы) были первыми юристами. Сакральность права вызывала негативное отношение к реформаторам, даже если реформы были продиктованы практическими соображениями. Как правило, судьба реформатора была трагической, но если его реформы отвечали реалиям, прагматизм римлян брал верх, и новшества вводились, как правило, после смерти автора этих реформ.

Натурализм в скульптуре, живописи – отличительная черта римского изобразительного искусства. Греки стремились к идеальному, римляне – к реальному. Точное изображение человека в бюстовых портретах – проявление патриотизма. Это гордость за свой род, а физиономические особенности – визитная карточка рода.

Хотя римляне вобрали многие черты греческого искусства, у них были и свои разработки в архитектуре: арка, свод, купол.

Римляне ценили комфорт, города славились благоустроенностью: термы, акведуки, амфитеатры, многоэтажные дома, уличное освещение.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I – II веках географическим знаниям, медицине и истории. Римляне не создали своей философской школы, но внесли большой вклад в развитие истории как науки.

Отношение к театру не было таким трепетным, как у греков. Театр для римлянина – место для развлечения. Поэтому большей популярностью пользовались комедии-фарсы. В отличии от Греции, в Риме получает развитие проза, авантюрный роман.

 

Семинар. Культура античности.

1. Общая характеристика античной культуры.

2. Культура Древней Греции.

3. Культура Древнего Рима.

 

Темы рефератов

1. Мифы и религия Древней Греции.

2. Крито-микенская культура.

3. Древнегреческие скульпторы «золотого века» (Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель, Поликлет). На выбор.

4. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».

5. Древнегреческий театр.

6. Олимпийские игры.

7. Александрия Египетская – научный и культурный центр древнего мира.

8. Древнеримская литература (Катулл, Гней Невий, Вергилий, Овидий, Гораций, Апулей, Петроний) На выбор.

9. Древнеримская архитектура.

10. Быт древних римлян (одежда, еда, бытовые удобства, досуг).

 

Тема 3. Культура Западной Европы.

 

Лекция 1. Культура западноевропейского средневековья.

 

1 вопрос. Проблемы генезиса западноевропейской культуры средневековья.

Средние века – это многовековой период зарождения, господства и гибели феодализма. В Европе он длился 12 столетий (с 476 года – даты падения Римской империи и по XVI столетие). Термин «средние века» ввели итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Это время, которое их отделяло от античности.

Разрушение цивилизационных основ античности было настолько глубоким, что первые ростки средневековой культуры возникнут только в конце VIII века. Время с V по VIII век никакой периодизации не поддается. Существовали некие подобия государственных образований, но не было государств в современном понимании, была власть конкретного лица над како-то территорией, была система иерархических отношений между высшими слоями общества.

На политической карте Западной Европы мы обнаружим несколько крупных государств. Это королевство вестготов в Испании, королевство франков, занимавшее большую часть территории нынешней Франции, королевство остготов, включившее в себя итальянские земли. В действительности это образования с некоторыми признаками государств.

Короли ведут полукочевой образ жизни, собирая дань с подвластных земель. Нет ощущения государственного или этнического единства. В этих условиях организацию общества на новых началах вынуждена была взять на себя церковь.

В основе средневекового миросозерцания и миропредставления лежала особая система ценностей, созданная христианством. Мировоззрение средних веков было теологическим, а ценностная шкала определялась христианской религией.

Христианство в качестве новой религии появилось еще во времена Римской империи (в I в. н. э.) и с самого начала играло двойственную роль: оно восприняло духовные ценности античного мира, поставив в центр мироздания человека, а с другой стороны оно выступило в качестве самого мощного разрушителя античных ценностей. Оно выработало свои представления о начале и конце мира; оно пересмотрело учение о человеке: рассматривая его как высшее творение Божие, христианство не забывает и о грехопадении человека. Идея о греховности человека занимает центральное место в христианстве, а сцены Страшного Суда преобладают над всеми сюжетами. Таким образом, смысл жизни человека - восстановление образа Божия в человеке.

Античное мировоззрение основывалось на убеждении, что в мире существует всеобщая гармония, что он существует вечно, а человек является органической частью этого мира. В христианстве утвердилась иная система ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Творца – Бога в качестве существа изначального, вечного и неизменного. Бог в своем триединстве (Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух) мыслился в христианстве создателем всех вещей и самого человека.

Теоцентризм (от греческого теос – Бог) средневековой культуры принуждал к постоянным раздумьям над тщетностью судьбы, непрочностью жизни и близостью смерти.

Для средневекового мировоззрения характерно было представление о дуализме мира: в сознании средневекового человека мир делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный – небесный, которые неотделимы друг от друга. Высший, небесный мир был главным, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира.

Так же как мир делился на две части, так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Тело мыслилось “темницей души”, которую нужно было освободить для достижения вечного блаженства. Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом, поэтому усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека был аскет, добровольно принявший физические страдания, обрекший себя на лишение и одиночество.

Христианство утверждало особый вид духовности, при котором главное внимание уделялось внутреннему миру человека, его нравственным установкам, смыслу человеческого существования, осуждению насилия.

У средневековья были свои нравственные нормы и принципы: основой нравственности стала верность, вера, которые вытеснили греко-римские гражданские добродетели. Если античный человек должен быть справедливым, средневековый – верным.

Средневековая культура, в своем становлении, не могла обойтись без античного образования. Важнейшим инструментом культурной преемственности между античностью и средневековьем была латынь, сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Но если для античного человека образование и наука это средство для осознания человеком себя, осознание свободы, то для средневекового человека образование средство для служения Богу. Образование едва теплилось и сосредоточилось в монастырях. Соответственно, хоть сколько-нибудь ученый человек был, как правило, священнослужителем и монахом.

Принято считать, что в основу средневековой культуры было положено три начала: христианство, античность и германо-варварский элемент. Каждый из них привнес нечто свое в средневековую культуру Западной Европы.

После XIII века намечается мировоззренческий поворот, все более осознаются притязания отдельной личности на признание. Этот процесс идет поэтапно, начинается с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, где личные характеристики возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены самим коллективом. Человек становится сословной личностью. В зрелом средневековье человек выступал не столько как личность, сколько как ее социальная роль (купец, рыцарь, ремесленник), когда жизнь человека есть выполнение своей социальной роли.

Главной чертой духовной культуры средневековья является ее религиозность. Она выступает как мировоззренческая опора человека.

Второй чертой является традиционализм, обращенность в прошлое. Новаторство считали проявлением “гордыни”, отступление от старины рассматривалось как отступление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества. Средневековая культура канонична, церковная догматика, труды отцов церкви, общепринятые нормы духовной жизни человека и общества были непререкаемы.

Третьей чертой является символизм: символами наполнен текст Библии, символичны иконопись, храм, церковная служба. Символами наполнены светские ритуалы, будь то посвящение в рыцаря, ремесленныого мастера, студента.

Четвертая черта средневековой эпохи – корпоративность средневекового общества. Социальные слои – феодалы, крестьяне, горожане (ремесленники, купцы), духовенство – представляли собой довольно закрытые сообщества. Исключение составляло духовенство: стать монахом, священником мог любой человек, невзирая на социальное происхождение. Но между феодалом и крестьянином, феодалом и горожанином - непроходимая пропасть. Даже горожанин смотрел на крестьянина свысока, не испытывая социальной солидарности с ним. Это нашло отражение в культуре. Литература трубадуров, вагантов создавалась для своего круга.

 

2 вопрос. Художественная культура средневековой Европы.

 

Первым самостоятельным европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуется искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен.

Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в начале романского периода. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа – собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548).

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.

Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Малоразмерная скульптура романской эпохи изготавливалась под влиянием византийских моделей. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они скорее воспринимаются как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности собора Святого Марка (Венеция).

XII столетие в истории культуры Западной Европы было переломным. Его нередко называют “веком гуманизма”, ”средневековым ренессансом” или даже ”средневековой культурной революцией”, суть которой в обновлении системы ценностей, в перемещении центра внимания “c небес на землю”, т. е. в обращении человека к земному миру. Именно в XII столетии возникает в Западной Европе светская литература, городская и рыцарская культура, поэзия на национальных языках, вновь возрождается интерес к античному наследию. Шире распространяется грамотность, письменное слово одерживает победу над устным.

В городах, центрах новой, городской культуры возникают, постепенно замещая старые монастырские, новые кафедральные школы при главных соборах и епископских резиденциях. В них обучались не только представители духовенства (клирики), но и миряне, т.к. школы готовили кадры для светской администрации. Кроме кафедральных школ, появляются также городские нецерковные школы, возглавляемые учителями-магистрами.

В конце XII – начале XIII вв. в крупных городах Западной Европы наиболее влиятельные кафедральные школы перерастают в университеты. Университеты появлялись и не на базе старых соборных школ, и в таком случае они были свободны от опеки церкви. Возникновение университетов способствовало процессу превращения обучения в ремесло: каждый магистр должен был обязательно получить лицензию на преподавание своего предмета. Университеты изменили и роль книг: из объекта почитания и дорогостоящей вещи она превратилась в инструмент познания и сделалась предметом массового производства и торговли.

На протяжении XII – XIII вв. университеты появились в Париже, Монпелье, Салерно, Болонье, Палермо, Оксфорде, Кембридже, Саламанке, Неаполе и др. городах. В XIV в. были основаны университеты в Праге, Кракове, Кельне, Эрфурте и др. Как правило, в университетах было три основных факультета – богословский, медицинский и юридический.

Литература Западной Европы XI – XIII вв. Как полагает большинство исследователей, одним из самых блестящих выражений “средневекового ренессанса” XII века был расцвет литературы на национальных языках. В XII – XIII вв. был записан существовавший до этого в устной традиции героический эпос. В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос и фантастический эпос, более близкий к фольклору, сказке.

Эпические произведения раннего XII в. получили название “поэмы о деяниях”. Самыми знаменитыми являются “Песнь о Роланде”, ”Песнь о моем Сиде”, ”Песнь о Небелунгах”.

Другим направлением литературного творчества XII – XIII вв. была рыцарская литература – важная часть рыцарской культуры средневековья. Ее возникновение связывают с процессом консолидации сословия светских феодалов, к которым стали применять термин “рыцарство” (раньше рыцарями назывались только представители низшего дворянства). В рамках рыцарской культуры XII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин “роман” обозначал первоначально только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от текста на латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде. Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов – Артуре (V-VI вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе циклов романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его – Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис – воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, в т.ч. бретонского цикла (Бретань – область во Франции), были поиски святого Грааля – чаши, в которую по преданию была собрана кровь распятого Христа.

В бретонский цикл романов входит “Повесть о Тристане и Изольде” – поэма о вечной, неумирающей страсти, которая разгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток. Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствами переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

Французский Прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникшей при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Любовная лирика трубадуров отличалась серьезностью и глубиной и в тоже время изысканностью и утонченностью.

Вместе со светской рыцарской культурой в Западной Европе XII – XIII вв.развивается культура городов, антифеодальная и антицерковная по своей направленности, сатирически заостренная и весьма вольнолюбивая. Эти черты были особенно характерны для городской литературы, отразившей возросшее самосознание третьего сословия. Городские поэты тяготели к изображению повседневного быта обитателей города – ремесленников, торговцев, феодалов, служителей церкви. Они ценили трудолюбие, практическую смекалку, лукавство и хитроумие горожан. Героями городской литературы стали смышленый ремесленник или крестьянин, хитроумный поп, которые без особого труда оставляли в дураках богачей, кичащихся своим сословным превосходством.

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка. В XII в. появились также произведения городского сатирического эпоса. Всем им были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Таков, например, “Роман о Лисе”, составлявшийся рядом авторов на протяжении XII – XIII вв. В основе “Романа о Лисе” лежат народные сказки о животных, бытовавшие среди европейских народов.

Другим направлением народной культуры было городское театральное искусство, являвшееся выражением карновально-смеховой, народной культуры средневековья.

В средневековую эпоху существовали два основных пласта культуры: церковная, официальная, или ученая, культура, находившая свое выражение главным образом, в философии и богословии, и народная, или карновально-смеховая, культура, выразившая себя в различных видах народного творчества, в фольклоре. Смеховая культура господствовала на площадных представлениях, в творчестве народных бродячих актеров – жонглеров, акробатов, танцоров, певцов, музыкантов. Высшим проявлением площадной народной культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов. Оппозиция официальному церковно-феодальному мировоззрению сосредоточивалась, главным образом в городах. Своеобразным рупором таких настроений была латинская поэзия бродячих школяров(их называли вагантами). Поэзия вагантов, качующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей.

На рубеже XII-XIII веков в европейском искусстве происходит смена стилей – романский стиль уступает место готическому. Термины “готика”, “готический” возникли в Италии в среде теоретиков итальянского Возрождения XVI в. и заключали в себе первоначально отрицательный смысл, т.к. готическое искусство рассматривалось как прямое наследие разрушителей античного Рима – варваров-готов. Готика была синонимом “варварства” и считалось искусством примитивным. Но подобная оценка готического стиля в искусстве средневековья не соответствует действительности.

В современном искусствоведении термин “готический” применяется для обозначения периода развития искусства средних веков с конца романской эпохи до эпохи Возрождения (XIII - XV вв.).

Готическое искусство тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков и пр. Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая – его независимости.

Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим.

Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшест и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе лежало введение стрельчатой арки, а появление последней связывалось с арабским влиянием.

У романской и готической архитектуры имеются общие черты: в основе той и другой лежит тип римской базилики. Но готический храм, в отличие от романского, имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. В основе ее лежит не вертикальный упор и горизонтальное покрытие, а арка и свод.

Задача облегчения всего сооружения в готике решалась также применением огромных пространств окон, которые, по сути, заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами.

В готическом витраже ярче всего проявилось торжество цвета и света. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета. Из сохранившихся витражных ансамблей самый замечательный – капелла Сен Шапель во Франции – включает 146 окон с 1359 различными сюжетами.

В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми размерами, готический храм необразим, часто асимметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота всего здания стала более значительной.

Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Изменился и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой. Объемные каменные фигуры украшали порталы, а также интерьер храма.

Родиной готической архитектуры была Франция, пережившая в XII-XIII вв. расцвет. Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери. Из прочих готических соборов он выделяется строгим величием своего облика. Образцом “зрелой готики” и “академией искусств” стал собор в Реймсе, в котором проводилась коронация французских королей.

Почти одновременно с Реймским было начато строительствесобора в Амьене (1220 г.). Амьенский собор — самое большое и высокое готическое сооружение во Фран­ции: длина его — 145 м, высота свода цен­трального нефа — 42,5 м. Этот собор ярче всего воплотил архитектур­ные принципы и художественные идеалы своего времени.

XIV-XV вв. в Западной Европе назы­вают периодом поздней (или пламенею­щей) готики. Позднеготические соборы имеют сложный и замысловатый декор и обычно бывают перегружены узорами и резьбой.

Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суро­вость романского стиля и даже в период своего расцвета осталось менее праздным, чем готическая архитектура Франции (только соборы Кельна, Фрейбурга и Страс­бурга составляют исключение).

Самый знаменитый готический собор Германии -Кёльнский (начат в 1248 г., строился до XVI в., башни возведены в XIX в.). Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее про­странство храма.

Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и приобрела ярко вы­раженное национальное своеобразие. Анг­лийские соборы сосредоточены в основном в монастырях, а не в городах. Характерной их особенностью является наличие двух трансептов, один из которых короче друго­го. ТаковКентерберийский собор — резиден­ция главы английской церкви, соборы в Линкольне, Уэллсе, Солсбери (XIII в.). Анг­лийские соборы имеют значительную про­тяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для англий­ской готики характерны растянутые фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, наконец, сравнительно неболь­шая высота центрального нефа (по отноше­нию к боковым).

Из гражданской архитектуры Англии того времени наиболее известенВестминcтерский дворец(XIV в.).

Готика Испании испытывала сильное влияние мавританской архитектуры, отсюда ее чрезмерная пышность и декоративность (соборы в Леоне, Бургосе, Толедо).

Итальянская готика занимает особое место в западноевропейской художественной культуре XIII-XIV вв. Уже в конце XIII вв. в Италии сложились условия для расцвета в следующем столетии культуры Протеренессанса. Итальянская культура всегда была более светской, чем религиозной, и в высшей степени городской. Эти ее особенности сказались и в архитектуре. В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, окна-“розы”, в то время как основа архитектуры оставалась чисто романской.

Немногочисленные в общем готические соборы Италии поражают своими “неготическими” особенностями. Таковы в основном соборы Флоренции – Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре. Последний, например, покрыт круглым куполом, а отдельно стоит колокольня. Горизонтальные линии в итальянских соборах доминируют над вертикальными. Система аркбутанов и контрфорсов почти совершенно чужда итальянской готике, ее скульптура бедна и мало связана с о всем ансамблем. Исключением является лишь огромный Миланский собор, вмещающий до 40000 человек, - самый большой из всех соборов Италии (конец XIV – начало XVв., строительство завершено в XIX в.), который включает чрезмерно пышный скульптурный наряд. Ясной уравновешенностью архитектурных форм отличается знаменитая флорентийская церковь Санта Мария Новелла (XIII-XIV вв.), которую очень любил Микеланджело.

 

Семинар. Культура западноевропейского средневековья.

1. Особенности средневековой культуры.

2. Романский и готический стили.

3. Литературные жанры средневековья.

Темы рефератов

1. Иконопись: история возникновения, символика, техника исполнения.

2. Византийская художественная система.

3. Система образования в эпоху средневековья (монастырские школы, университеты).

4. Поэзия вагантов.

5. Храмовое зодчество Киевской Руси.

6. Духовные лидеры средневековой Европы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Блаженный Августин, Фома Аквинский). На выбор.

 

Лекция 2. Культура эпохи Возрождения и Реформации.

 

1вопрос. Культура Итальянского Возрождения.

Переход от средневековья к Новому времени ознаменовался двумя великими движениями – Возрождением и Реформацией.

Итальянское Возрождение представляет собой светское направление, Реформация – религиозное. Итальянское Возрождение охватывает период с XIII в. по XVI в. Движение Реформации, распространившееся в странах Западной и Северной Европы, приходится на более поздний период – XV – XVI вв. Несмотря на существенные различия и сложные взаимные отношения, и Итальянское Возрождение и Северное заложили основы нового европейского мировоззрения, ставшего фундаментом эпохи Просвещения и индустриального общества.

Идеология итальянского Возрождения. Термин «Возрождение» впервые употребил Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.).

Под этим термином имелось в виду, прежде всего, возрождение традиций античности в искусстве тогдашней Европы. В дальнейшем, с XVIII в., эпоха Возрождения трактовалась как эпоха торжества человека, его индивидуальности, как эпоха гуманизма.

Мировоззрение итальянского Возрождения вызревало, прежде всего, в условиях городской культуры. Средневековый город был средоточением передовой мысли, поскольку с XII в. в городах появляются университеты. В городе формируется представление о свободной личности, так как город противостоял феодальной зависимости, а пребывание в городе недавнего крепостного крестьянина делало его автоматически свободным. Кроме того, средневековые города были центрами ремесла, а итальянские города выделялись на европейском фоне своим участием в транзитной торговле, что обогащало их не только материально, но и духовно, способствуя культурным контактам Запада и Востока. Италия стала родиной культуры Возрождения и по причине прямой преемственности: на руинах некогда могущественного античного Рима возрождается прерванная культурная традиция, но в условиях христианской культуры.

Для мировоззрения итальянского Возрождения, таким образом, характерны следующие черты:

1. Антропоцентризм. В отличие от средневековой культуры, все внимание которой концентрировалось вокруг Бога (теоцентризм), эпоха Возрождения главной своей темой делает человека. Поскольку на протяжении всего средневековья европеец был подавлен идеей своей греховности, то для оправдания возросшего интереса к самому себе необходимо было изменить акценты в христианском учении. Теперь внимание итальянских гуманистов обращается на образ и подобие Божие в человеке. Первородный грех был искуплен Христом, а его посещение сего мира и пример праведной жизни преобразовали этот мир. Человек, таким образом, свободен от греха от рождения, а достоинство человека определяется не столько социальными факторами, сколько его личностными качествами. Антропоцентризм Возрождения способствовал самоутверждению европейца, освобождению его творческого потенциала, утверждению индивидуализма. Поскольку традиции средневековой культуры пришли в противоречие с духом времени, то взоры были обращены к античности.

2. Возрождение античных традиций в культуре итальянского Возрождения способствовало укреплению антропоцентристских тенденций. Античность учила европейца смелому познанию окружающего мира и самого себя, освободила его от диктата авторитетов, научила восхищаться величием человеческого духа и красотой человеческого тела. Подражание древности охватывает просвещенные круги итальянского общества, превращаясь во всепоглощающую страсть.

Из всех локальных попыток возродить античные традиции («Каролингское Возрождение», деятельность англосаксонского короля Альберта, оттоновское «возрождение») самой удачной оказалась та, что предприняли в Италии в XIII-XVI вв., поскольку и место было благоприятным и время пришло.

3. Характерной чертой ренессансного мировоззрения является гуманизм. Ввели это слово в обиход Колюччо Салютати и Леонардо Бруни (humanitas в пер. с лат. – человеческая природа, человеческое достоинство). В современном понимании, существующем с эпохи Просвещения, гуманизм – это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие. Но это представление о гуманизме ничего общего не имеет с тем, которое бытовало в Италии эпохи Возрождения.

Гуманизм, который действительно существовал в Италии эпохи Возрождения, есть особая ориентация в сфере культурных интересов. Гуманизм Возрождения пребывает в области не «гуманного», а «гуманитарного». Гуманисты Возрождения это не защитники человеческого достоинства, а прежде всего люди, занятые тем, что они сами называли studia humanitatis, то есть разрабатывающие ту сферу знания, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Эта сфера знаний о человеке включала поэзию, риторику, политику, историю, этику, философию. В эпоху Возрождения гуманисты упрекали естествознание в неточности, к тому же природоведение не дает знаний о человеке. Итак, в эпоху Возрождения науки о природе отвергаются, во-первых, потому, что они недостоверны, и, во-вторых, потому, что они уводят человека от изучения самого себя. Необходимо заметить, что сам процесс «изучения» был весьма специфичным: гуманисты, главным образом, изучали латынь и древние тексты, и сами занятия не рассматривались как профессиональная деятельность, это относилось к сфере хобби. Более того, гуманисты Возрождения занимали активную гражданскую позицию, принимая участие в политической и общественной жизни. Гражданское служение в ряде случаев ставилось даже выше так называемой учености. Хотя одновременно с этим раздаются возгласы прямо противоположные: «Я не могу в достаточной мере понять, почему кто-то хочет умереть за родину» (Лоренцо Валла). Если Л. Бруни совмещал управление государством и учебный досуг, то Петрарка сознательно выбирает уединение и предпочитает держаться подальше от политических битв, сотрясавших итальянские города. Также неоднозначны политические пристрастия гуманистов среди которых мы найдем и республиканцев, и монархистов, защитников свободы и тех, кто ее презрел. Так, например, Петрарка отказался жить в республиканской Флоренции, предпочтя Милан, где деспотически правил Джованни Висконти, изменив, таким образом, и родине и свободе. Противоречия гуманизма Возрождения можно объяснить тем, что это явление изменяющееся и развивающееся. Гуманизм стремится к плюрализму, поэтому любимым жанром литературы того времени был не трактат (монолог автора), а диалог, в котором автор дорожит множественностью позиций. Причина противоречивости гуманизма кроется так же в самодостаточности человека. Первопринципом бытия в эпоху Возрождения становится человек. Культура индивида, который не ограничивает себя никакими нормами, неизбежно приводит к краху. Человек Ренессанса, почувствовав себя свободным и в творчестве и в обыденной жизни, начинает метаться между крайностями. Поэтому Возрождение подарило миру и великих титанов человеческой мысли и творчества, и великих деспотов, тиранов, апологетов политического аморализма и цинизма (Ц. Борджиа, Д. Висконти, Н. Макиавелли).

Культура Возрождения ценила литературу и литературные занятия чрезвычайно высоко. Литература была провозглашена царицей всех наук и искусств неслучайно, поскол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: