Организация технического обслуживания машин и оборудования
Техническое обслуживаниемашин
Периодическое техническое обслуживание включает следующие виды: ежесменное техническое обслуживание (ЕТО); техническое обслуживание № 1 (ТО-1), № 2 (ТО-2), № 3 (ТО-3); сезонное техническое обслуживание (СТО); периодический технический осмотр, ремонт.
Ежесменное техническое обслуживание выполняется в начале или в конце смены непосредственно на месте работы агрегата или на пункте технического обслуживания лесхоза. Оно заключается в проверке крепления нарушенных узлов и деталей, устранении подтекания масла, воды, топлива, электролита, в осмотре состояния трактора, очистке его от пыли и грязи. От качества ЕТО тракторов, работающих в лесу, во многом зависит продолжительность работы агрегата.
Техническое обслуживание №2 предусматривает ежемесячное техническое обслуживание и обслуживание № 1, осуществляется через 240 мото-часов работы. В него входят смена масла и промывка картера, диагностирование технического состояния трактора. ТО-2 проводится на пункте технического обслуживания лесхоза.
Техническое обслуживание №3 выполняется после 960 мото-часов и содержит все вышеназванные виды технического обслуживания и дополнительные по безразборной проверке технического состояния трактора. При ТО-3 определяется возможность дальнейшей работы как отдельных узлов, так и всей машины.
Сезонное техническое обслуживание производится 2 раза в году при подготовке трактора к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам работы. Дополнительно к вышеуказанным видам работ выполняются замена масла в соответствии с сезоном, изменение плотности электролита в аккумуляторных батареях, промывка системы охлаждения двигателя и ряд других мероприятий по нормализации теплового режима при работе трактора.
При техническом обслуживании тракторов применяются типовые технологические карты и инструкции по выполнению и организации обслуживания. Периодичность, продолжительность и трудоемкость технических уходов за тракторами приводятся в справочной литературе.
Периодичность обслуживания тракторов в лесном хозяйстве устанавливается по отработке в мотто-часах, по израсходованному топливу в килограммах и наработке в условных эталонных гектарах. Периодичность технического обслуживания тракторов по израсходованному топливу показана в таблице 9.1.
Таблица 9.1− Периодичность технического обслуживания тракторов по израсходованному топливу
В днях
Марка трактора | ТО-2 | ТО-3 |
ТТ-4 | ||
МТЗ-82 |
Технический осмотр осуществляется один или два раза в году по графику. В результате осмотра устанавливаются техническое состояние машины, возможность дальнейшей ее работы потребность в ремонте. Перед техническим осмотром проводится очередное техническое обслуживание машин и составляется документация по использованию и техническому обслуживанию. Комиссия для технического осмотра утверждается директором предприятия. Осмотр осуществляется на специализированных постах или, при выполнении технического обслуживания и ремонта.
Ремонт машин необходим для восстановления их работоспособности и устранения неисправностей. Различают текущий и капитальный ремонт.
При текущем ремонте заменяют поврежденные или износившиеся узлы на исправные. Одновременно с заменой и ремонтом сборочных единиц проверяют техническое состояние машины и устраняют неисправности. Текущий ремонт выполняется по потребности в мастерских самого хозяйства.
Наиболее широко распространен агрегатный метод ремонта машин при котором изношенные детали или узлы заменяются восстановленными или новыми. Этот метод сокращает простои, повышает качество ремонта, исключает необходимость капитального ремонта.
Капитальный ремонт предусматривает полную разборку машины, замену и ремонт всех изношенных деталей и агрегатов, сборку. После капитального ремонта машина подвергается комплексной проверке и обкатке.
Техническое обслуживание лесохозяйственных машин
Для технического обслуживания лесохозяйственных машин разработаны технологические карты по каждой марке. Техническое обслуживание подразделяется на ежесменное, периодическое (для сложных машин) и сезонное.
Ежесменное техническое обслуживание лесохозяйственных машин осуществляется одновременно с техническим обслуживанием тракторов, с которыми они агрегатируются, и заключается в наружной очистке отпочвенных, растительных и древесных остатков, осмотре узлов и креплении, устранении обнаруженных неисправностей.
Периодическое техническое обслуживание лесохозяйственных машин проводится через 60 ч работы и состоит из операции ежесменного технического обслуживания и проверки всех наружных креплений необходимой регулировки механизмов и смазывания узлов
Послесезонное техническое обслуживание выполняется после окончания каждого вида лесохозяйственной работы. При этом производится проверка комплектности машин, замена или ремонт деформированных деталей, разборка, промывка и смазывание узлов, покраска деталей. Машины, прошедшие послесезонное техническое обслуживание устанавливаются на хранение до следующего рабочего сезона [5].