Негативная, пугающая, способная повлечь изменения в положении людей информация распространяется быстрее, чем положительная информация.




Раздел 9

Законы и принципы общения

Национально-культурная специфика речевого поведения

1. Законы речевого общения

2. Русское коммуникативное поведение глазами иностранцев

Законы речевого общения

Современная коммуникативная лингвистика исходит из того, что в системе языка, а также в коммуникации (в общении) действуют определенные законы. Законы эти связаны как с закономерностями процесса самой коммуникации, так и с психологическими особенностями говорящих людей. Законы эти подробно описаны в книге И.А. Стернина «Введение в речевое воздействие». Здесь рассматриваются наиболее важные из них.

1. Закон прогрессирующего нетерпения слушателей

Чем дольше говорит человек, тем больше невнимания и нетерпения проявляют слушатели.

 

Длительность выступления Длится Воспринимается как
Первые 10 минут 10 минут 10 минут
Вторые 10 минут 10 минут 20 минут
Третьи 10 минут 10 минут 30 минут
Общая длительность 30 минут 60 минут

 

Если хотите, чтобы вас слушали, говорите кратко.

2. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера

Чем больше людей вас слушают, тем ниже средний интеллект аудитории. Эффект толпы: когда слушателей много, они начинают хуже соображать, хотя личный интеллект каждого сохраняется.

3. Закон коммуникативного самосохранения

Человек в общении старается сохранить достигнутое им на данный момент коммуникативное равновесие, причем на подсознательном уровне. Новая, непривычная идея обычно отвергается. Люди пропускают мимо ушей информацию, которая противоречит уже сложившемуся мнению (Да, но я все равно считаю, что ….). Совет, данный в присутствии посторонних, всегда воспринимается как упрек. Исследования показывают, что от публичной критики 10% людей начинают работать лучше, 10% начинают работать еще хуже, 80% приходят в раздражение от самого факта критики и переносят это раздражение на критикующего и на окружающих.

4. Закон ритма общения

Соотношение говорения и молчания в речи каждого человека – величина постоянная. Это значит, что каждому человеку необходимо в день определенное время говорить и определенное время молчать. Средняя норма - 1 час говорения на 23 часа молчания. Индивидуальный ритм общения как бы «заложен» в человеке и требует соблюдения. В нашем сознании установлен внутренний счетчик: ты переговорил, надо набрать норму молчания, и наоборот. Есть профессии, где люди постоянно переговаривают: учителя, переводчики, юристы, вузовские преподаватели, врачи и др. Эти люди нуждаются в систематическом отдыхе от общения. У мужчин норма говорения в среднем ниже, чем у женщин, поэтому дома они стараются «выключиться» из общения.

Национальная специфика молчания и говорения проявляется в том, что есть народы, у которых потребность в говорении относительно низка: финны, эстонцы, шведы, норвежцы. Русские люди относятся к народам с большим объемом словесного общения.

5. Закон речевого самовоздействия

Словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею или эмоцию у говорящего. Если человек своими словами объясняет что-либо собеседнику, он сам лучше понимает суть рассказываемого. На этом законе основана аутогенная тренировка – словесные команды, отдаваемые человеком самому себе: «Я спокоен, у меня хорошее настроение».

6. Закон доверия к простым словам

Чем проще твои слова, тем больше тебя понимают и лучше верят. Обращение к простым истинам - основа популизма в политике. Популисты обращаются к простым вопросам, которые волнуют людей

7. Закон притяжения критики

Чем больше вы выделяетесь, тем больше о вас злословят и критикуют ваши действия. Это объективный закон, и бессмысленно на него обижаться. Все, что выдается и отличается, привлекает внимание и становится предметом обсуждения. Типична попытка приблизиться к великим, обсуждая их недостатки и тем самым ставя на одну доску с собой (ср. старый анекдот, когда одна мать говорит другой:«Мой сын – как Ленин, из тюрьмы в тюрьму»).

8. Закон самопорождения информации в группе общения

При дефиците информации внутри какой-то группы эта информация самопорождается в рамках группы. Слухи это реакция на отсутствие информации, поэтому правилом руководителя коллектива должно быть предоставление своевременной информации по волнующим людей вопросам.

9. Закон ускоренного распространения негативной информации

Негативная, пугающая, способная повлечь изменения в положении людей информация распространяется быстрее, чем положительная информация.

Положительное быстро принимается за норму и перестает обсуждаться. Обсуждение негативной информации – стремление избавиться от страха перед ней.

10. Закон искажения информации при ее передаче

Любая информация, передаваемая в группе общения, искажается в процессе передачи. Искажения происходят вследствие субъективной интерпретации информации каждым следующим человеком, ее получающим. Исследования по менеджменту показывают, что от руководителя к подчиненному доходит и правильно понимается 25% информации, а снизу вверх от работника к руководителю доходит всего 10% неискаженной информации.

11. Закон детального обсуждения мелочей

Люди охотнее сосредотачиваются на обсуждении незначительных вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем обсуждению важных проблем. О собенно часто это происходит при коллективном обсуждении, т.к. по мелким вопросам (устраивать ли один или два перерыва между заседаниями) у каждого есть свое мнение, а при решении важных вопросов люди боятся проявить отсутствие специальных знаний и поэтому в дискуссию не вступают.

12. Закон речевого поглощения эмоций

При связном рассказе о переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает. Если человек связно и подробно рассказывает о своих неприятностях, то после рассказа сочувствующему слушателю неприятная эмоция почти исчезает –слова, как губка, впитали ее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: