Вопрос 9. Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной среды.




Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:

- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;

- отсутствуют близкие заменители товара;

- имеются высокие барьеры входа.

Административная экономика → собственность государственная.

Монополизм – разменная карта в политической борьбе. Монополии бывают разные; их наличие присуще любому рыночному механизму.

Существует 3 пути увеличения ↑ конкурентоспособности:

1) ↓ цены; это несущественное конкурентное преимущество, т.к. конкуренты не дадут долго пользоваться им и тоже начнут снижать цены;

Следующие конкурентные преимущества существенные.

2) Качество: надо рассказывать клиенту о качестве (реклама, продвижение, особая работа с клиентом);

3) Уникальность: клиент должен знать об уникальности.

Статус монополиста: компания хочет получить выгоду → монопольно высокая цена и прибыль (принцип рационального поведения).

Существование монополии – это естественный рыночный процесс. Монополия не зло!!! Нас волнует лишь ситуация поведения, когда монополия начинает ущемлять население в качестве жизни. Это должно пресекаться государством.

Т.о. государство не борется с монополиями, это естественный рыночный процесс. Государство регулирует их деятельность, если они перегибают палку.

Монополизм порождается рыночным механизмом, но в тоже время монополизм и рыночный механизм противоположны по своим целям.

Монополизм часто разрушает экономику за счёт того, что для получения монопольно высокой прибыли монополист снижает объём выпуска продукции (Q↓), что вызывает рост цен (p↑), часто при сохранении или ухудшении качества продукции, а это замедляет научно-технический прогресс.

В результате антимонопольное регулирование должно осуществлять не борьбу с монополиями как таковыми, а борьбу с негативными проявлениями монополии для населения.

Рассмотрим основные принципы антимонопольного регулирования:

1 принцип: в основе применяемых действий лежит изучение конъюнктуры рынка и выявление степени ограничения конкуренции.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

 

 

Покупатель↓ Продавец → один несколько много
один Двусторонняя (биохетериальная) монополия Ограниченная монопсония Классическая монопсония
несколько Ограниченная монополия Двусторонняя олигополия Олигополия спроса «D»
много Классическая монополия Олигополия предложения «S» Полиполия (свободная конкуренция)

Если можем увидеть (посчитать) тех, кто может повлиять на достижение наших целей, это олигополия.

Для РФ свойственен рынок монополистической конкуренции – рынок ряда продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой розничной цене, а в широком диапазоне цен.

В данном случае для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей (например, ручки, телевизоры). Т.о. каждая фирма предлагает покупателю товары, несколько отличающиеся друг от друга: дизайном корпуса, качеством пера/звука и т.д.

Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения.

Количественные подходы к оценке структуры рынка:

А) Пороговая доля рынкас крышей) – используется в РФ для оценки структуры рынка:

Если рыночная доля компании (r) > пороговой, то компания доминирует на рынке.

Пороговая доля рынка в РФ (к с крышей) = 35%. Если доля компании (r) >, то компания считается доминантной (компания - доминант). Т.е. своими действиями она способна повлиять на рыночную ситуацию.

Если рыночная доля компании (r) > 62%, то компания является монополистом (компания - монополист) и заносится в реестр монополистов (информационная база).

Б) другой индекс концентрации = Ic

. На основании данного показателя принималось решение о том, можно ли кампаниям произвести

В) Индекс Херфиндаля – Хиршмана (Гефиндаля – Гиршмана) (IH) (с 1992 г. основной показатель оценки рыночной структуры в США).

Данный индекс рассчитывается для всех компаний, работающих на рынке.

слияние или нет).

Россия использует использует только 1-ый показатель - пороговая доля рынкас крышей).

Т.о. монопольную позицию занимать можно, но только чтобы не ущемлять интересы потребителей.

2ой принцип антимонопольной политики (регулирования): дифференцированный подход к монопольным рынкам.

Конечная цель антимонопольного регулирования, опирающаяся на реализацию данного принципа, состоит в том, чтобы в экономике в идеале осталась только зона естественных монополий.

Естественная монополия - монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний.

К категории естественных монополий относятся отрасли, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, т.е. существуют объективные барьера входа и/или выхода с рынка, которые сдерживают процессы конкуренции внутри отрасли. Аудиторские услуги → лицензия. Вход/выход – металлургия: доменная печь (узкая сфера использования). Если есть оборудование широкого профиля, то легко выходим с рынка.

Система ЖКХ – тяжёлая в управлении, есть особенности производства продукции (отопление, единая теплосеть). У кого в собственности сети, тот и производитель, а в данном случае – монополист.

Добыча алмазов – единственный производитель.

Естественная монополия опирается на наличие объективных барьеров вхождения на рынок.

А есть ещё и субъективные барьеры.

Объективные барьеры + субъективные барьеры = формирующие позиции монополии.

 

 

Диверсификация
Дифференциация продукта
Вертикальная интеграция
Стратегия поведение
Государственное регулирование
+
Субъективные барьеры
Объективные барьеры
Естественная монополия
Искусственные барьеры

 

 

Государственное регулирование: при этом формируются институциональные барьеры.

 

Стратегия поведения:

1) Вертикальная интеграция (включает предшествующую и последующую интеграции):

Рынки – это риски. В данном случае возможно 2 рыночные ситуации. Компании хотят снизить рыночные риски.

Последующая интеграция: Волжский пекарь (технологическое обновление, реализация продукции через Тверского купца).

2) Дифференциация продукта: влияет на расширение номенклатуры продукции, формирование бренда.

Дифференциация продукта - начало выпуска нового изделия в рамках одного типа продуктов

Падает спрос на один товар, удерживаемся за счёт продажи других, более востребованных товаров (т.о. можем демпинговать, чтобы снизить конкуренцию, т.е. сможем понизить цену на невостребованный товар).

Демпинг - продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

4) Диверсификация компании → многоотраслевые, работают на нескольких рынках.

Диверсификация - в широком смысле - стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства.

3ий принцип антимонопольного регулирования: проведение в зоне естественной монополии демонополизации (разукрупнение, искусственная конкуренция; проводится только административными методами).

Для эффективного управления технологическими олигополиями и монополями нужны преимущественно административные методы.

Вмешательство государства в научно-техническую монополию при этом должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм

Кроме того, государство должно учитывать степень эластичности спроса на товар и в отношении товаров неэластичного спроса государство может национализировать их производство, а также устанавливать административный контроль над их ценами, а также фиксировать ставку акцизного налога и т.п. Национализация → переход в частный сектор.

Эластичность – это реакция потребителей на изменение цены на продукт.

Причина (p) – следствие (QD – объём спроса).

Ep (QD) – показывает меру реакции следствия (V спроса) на 1%-ое изменение причины (цены). Эластичность позволяет делить товары на 5 видов.

0≤ Ep (QD) ≤ 1 → непластичный спрос. Т.о. товары неэластичного спроса – те, цена меняется большими темпами (сильнее), чем V спроса.

Монополист хочет получить больше прибыли. Потребитель в случае высоких цен несёт потери, но заменить товар не может. Возможности удовлетворения его потребностей падают.

При национализации важно не значение товаров, а восприятие потребителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: