Для России характерны также угрозы национальной безопасности.




 

Новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества приобретают особое значение и выдвигают на первый план ряд угроз национальной безопасности страны.

 

Одна из таких угроз -- кризисное состояние экономики. Оно проявляется через резкое сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, расстройство платежно-денежной системы, сужение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья, импорте оборудования и предметов потребления, что может привести к завоеванию иностранными фирмами внутреннего рынка России.

 

Негативные проявления этих угроз характеризуются нарастанием вывоза за пределы России валютных запасов и капиталов, стратегически важных видов сырья, нерациональной структурой импорта, неразвитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта. При крайне неэффективном либо криминальном использовании хозяйствующими субъектами собственной прибыли расширяется процесс утечки интеллектуальной собственности и квалифицированных кадров из России, нарастает зависимость страны от иностранных производителей компьютерной, телекоммуникационной и другой высокотехнологичной техники.

 

Все это приводит к зависимости процесса воспроизводства и потребления от действий иностранных государств и их сообществ, потере Россией своей экономической, а, следовательно, и политической самостоятельности.

 

Разрушение научно-технического потенциала страны ведет к утрате передовых позиций России в мире и снижению качества исследований на стратегически важных для страны направлениях научно-технического прогресса, к деградации наукоемких производств, снижению технического уровня материального производства и примитивизации производственных технологий, росту вероятности техногенных катастроф. Становится труднодостижимой кардинальная модернизация национальной технологической базы, а значит, усугубляется технологическая зависимость России от ведущих стран Запада, что подрывает оборонный потенциал государства.

 

Особую угрозу представляет низкий уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. Без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно.

 

Угроза национальной безопасности в социальной сфере состоит в повышении уровня бедности и имущественной дифференциации населения, бесконтрольном расслоении общества на узкий круг богатых и преобладающую массу необеспеченных граждан, нарастание социальной напряженности.

 

Проводимая государством политика, направленная на минимизацию наиболее опасных последствий кризиса и реагирования на чрезвычайные ситуации в социальной сфере, не позволила запустить один из важнейших механизмов экономического роста -- стабилизацию уровня жизни. Не выработана общенациональная социальная программа. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере снижает интеллектуальный и производительный потенциал России, ведет к сокращению численности населения, утрате основных источников духовного и экономического развития, а, кроме того, в условиях определенного ослабления государственной власти, потери ее авторитета как гаранта обеспечения прав и свобод граждан провоцирует общественные потрясения и может стать основой для формирования авто-ритарно-тоталитарного политического режима.

 

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознавать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза нарастает за счет преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий. Также усиливается тенденция использования территории России в качестве места захоронения радиоактивных материалов, ядовитых химических, других высокотоксичных и опасных для окружающей среды материалов и веществ; размещения на российской территории вредных производств.

 

Ослабление государственного надзора, отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

 

Негативные процессы в экономике усугубляют центробежные тенденции субъектов Российской Федерации и ведут к сохранению угрозы национализма, национального и регионального сепаратизма.

 

Этноэгоизм и этноцентризм, шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, усиливают национальный сепаратизм, создают благодатную почву для возникновения национальных конфликтов. Это не только усиливает политическую нестабильность, но и ослабляет единое экономическое пространство и его важнейшие составляющие: производственно-технологические, транспортные связи, финансово-банковскую, кредитную, налоговую системы.

 

К числу факторов, усугубляющих эту угрозу, относятся массовая миграция на территорию России представителей этнических групп сопредельных стран и формирование новых национальных общин, регрессивный и деклассирующий характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов, сокращение внутреннего потребления и углубление социально-экономического расслоения общества.

 

Составляющими факторами этих угроз являются последствия распада СССР на искусственные национально-территориальные формирования, провалы национальной и экономической политики как внутри России, так и в новых государствах Содружества, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве. Наблюдается и сознательное вмешательство зарубежных государств и международных организаций в национальную жизнь народов России, ослабление системообразующей функции русского языка - одной из опор российской государственности.

 

Все более опасным фактором, размывающим устои российской го-сударственности, становится неуправляемый процесс принятия нормативно-правовых актов субъектами Федерации, противоречащих Конституции России и отдельным положениям разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

 

По степени воздействия на безопасность Российской Федерации угроза криминализации общества и хозяйственной деятельности приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе реформ в экономической, военной, правоохранительной, иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие наступательной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества - все это объективные факторы развития преступности.

 

Последствия этой угрозы проявляются через ослабление правового контроля ситуаций в стране, в отдельных регионах, сращивание криминальных структур с исполнительной и законодательной властью, проникновение организованной преступности в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

 

За счет масштабного, быстротечного и зачастую конфликтного передела собственности, обострения борьбы за политическую власть на основе групповых, политико-идеологических, этнонационалистических интересов нарастает угроза терроризма. Учитывая недостаточную эффективность правоохранительных структур и спецслужб, слабость профилактических мер предупреждения преступных проявлений, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров, способных осуществлять оперативную и боевую деятельность, эта угроза по степени воздействия на общество приобретает особое значение.

 

Особую тревогу вызывает угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства, наиболее явно проявляются через кризисное состояние здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения.

 

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое сокращение средней ожидаемой продолжительности жизни человека, снижение уровня здоровья нации, деформация ее демографического и социального состава и разрушение генофонда России, подрыв трудовой основы развития производства и формирования дееспособной армии, ослабление главного элемента общества - семьи.

 

По степени воздействия на жизнь общества, развитие демократических процессов в государстве на одно из первых мест выдвигается угроза деградации нравственного, духовного и творческого потенциала общества. В стране расширяется процесс распространения глубоко чуждых национальной культуре народов России ценностей, идет свертывание и стагнация отечественной культуры, наблюдается невостребованность духовного наследия России.

 

Продолжающееся разрушение единого духовного пространства России, экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя явную угрозу федеративному устройству Российской Федерации.

 

Угрозы интересам безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других держав противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это может привести к ослаблению российских позиций в важных для России регионах Европы, Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии.

 

Угроза возникновения или обострения политических, этнических, экономических кризисов в странах СНГ, способных затормозить или разрушить процессы интеграции в Содружестве, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических государств.

 

С учетом глубокого изменения характера отношений между Российской Федерацией и США, КНР и другими ведущими державами, угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримый период практически отсутствует. Вместе с тем нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для России в военно-политической сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы.

 

Серьезная угроза - распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, технологии их производства и средств доставки, прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах. Нарастание этой угрозы требует принятия Россией, как самостоятельно, так и совместно с другими государствами, дополнительных мер по обеспечению своей безопасности.

 

Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с использованием ядерного и дру-гих видов оружия массового уничтожения.

 

Угрозой для России остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений против России такие группировки создают предпосылки к стратегической нестабильности.

 

Превращение НАТО в доминирующую военно-политическую силу в Европе - угроза нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира.

 

Технологический отрыв ряда ведущих держав мира и наращивание их возможностей по применению «критических» технологий создания вооружений и военной техники новых поколений может привести к развертыванию качественно нового этапа гонки вооружений и созданию вблизи государственной границы Российской Федерации потенциала внезапного удара по ее экономическим центрам и военной инфраструктуре.

 

Угрозы безопасности Российской Федерации в собственно военной сфере кроются в незавершенности реформирования военной организации страны, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической сфере, недостаточном финансировании национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству.

 

Это проявляется в обострении социальных проблем в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении степени укомплектованности войск (сил) образцами современного и перспективного вооружения и военной техники, в целом - снижением возможностей военной организации государства по гарантированной защите национальных интересов Российской Федерации.

 

Нарастает и расширяется угроза агентурного и оперативно-технического проникновения иностранных разведок в Россию. Объектами их деятельности становятся государственные органы власти и управления, политические партии, банковские учреждения, промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, средства массовой информации. Последствиями этой деятельности могут стать усиление противодействия внешнеполитическому курсу России, подрыв экономики путем вовлечения в убыточные торгово-экономические сделки, нерациональное военно-техническое сотрудничество, развертывание НИОКР в тупиковых направлениях, втягивание России в региональные конфликты и дестабилизация ее внутриполитической обстановки.

 

В целом комплексная оценка угроз экономической безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод: в настоящее время главные угрозы ее безопасности лежат во внутриполитической, экономической, социальной, духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримой перспективе, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем безопасности.

 

Список использованной литературы

 

Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года N 2446-1 (ред. 25.07.2002).

 

Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие гос. документы. Ч. 1, 2. М.: МГФ «Знание», 1999.

 

Ващекин Н.П. Безопасность предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул; Моск. гос. университет коммерции. НИИ устойчивого развития и безопасности. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. - 334с.

 

Концепция нац. безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета. 18 января 2000.

 

Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 288 с.

 

Экономическая безопасность: Производство - ФИНАНСЫ- Банки / Под ред. В.К. Сенчагова - М.: ЗАО «Финстатинфом», 1998 - 621 с.

 

Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: