Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по русскому языку




Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5–9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения1.

В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании учебно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

ü приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

ü овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

ü формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

ü освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой2.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: 8–9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

В результате изучения русского языка ученик должен 3

Знать/понимать

ü роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

ü смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

ü основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

ü особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

ü признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

ü основные единицы языка, их признаки;

ü основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь

ü различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

ü определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

ü опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

ü объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение

ü адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему – основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

ü читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

ü извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

ü воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

ü создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

ü осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

ü владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

ü свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

ü соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

ü соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

ü соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

ü осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

ü для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

ü развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

ü удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

ü увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

ü применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. Часы повторения изученного в 8 классе перенесены на самостоятельное домашнее усвоение с последующей проверкой на уроках.

Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Реализация учебно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.

Программа рассчитана на 70 часов, в том числе для проведения:

– контрольных диктантов – 3 часа;

– изложений – 7 часов;

– сочинений – 3 часа;

– творческих работ – 7 часов.

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009.

2. Русский язык. 9 кл.: методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.

3. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.]; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010. – 288 с.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.

2. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл.: пособие для учащихся. Ч. 1: Орфография / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2002.

3. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл.: пособие для учащихся. Ч. 2: Пунктуация / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2002.

4. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 кл. / Н. А. Шапиро. – М.: Первое сентября, 2002. – 160 с.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Русский язык. 6 кл. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010. – 37,3 МБ. – (Электронное учебное издание).

1С: Школа. Русский язык. 6 кл. – М.: 1С, 2008. – (1С: Школа).

Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – М.: Новый Диск, 2010. – (Интерактивные тесты).

Крушинская, Т. Ф. Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. Программно-методический комплекс / Т. Ф. Крушинская. – М.: Новый Диск, 2008. – (Интерактивные плакаты).

 

Примечания:

1 Разумовская М. М. Воспитание школьников в процессе обучения русскому языку // Русский язык в школе. 1979. № 3. С. 3–8.

2 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. 221 с.

3 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. 221 с.

 

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по русскому языку

 

Извлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»

«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требо­вания к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки раз­личных сторон владения устной и письменной формами русско­го языка (критерии оценки орфографической и пунктуацион­ной грамотности, языкового оформления связного высказыва­ния, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов конт­рольных работ;

4) количество отметок за различные виды конт­рольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умени­ям и навыкам, над которыми они работали или работают к мо­менту проверки.

На уроках русского языка проверяются:

1) зна­ние полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунк­туационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение при­менять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следую­щими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изучен­ный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи­мые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно со­ставленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в пос­ледовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении поня­тий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои приме­ры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание боль­шей части соответствующего раздела изучаемого материала, до­пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажа­ющие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе­нию последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовре­менный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

II. Оценка диктантов

 

Диктант — одна из основных форм проверки орфографичес­кой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, ко­торые должны отвечать нормам современного литературного язы­ка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов, для 10-11 – до 200 слов. (При подсчете слов учитыва­ются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он мо­жет состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX -11 классов - 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограм­мы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявле­ние прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктан­ты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограм­мы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изу­ченных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количе­ство проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превы­шать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе -20 различных орфограммы и 4-5 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмми 10 пунктограмм, в IX – 11 классах — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере зак­реплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специ­ально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для пре­дыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные на­писания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вме­сто земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошиб­ки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наи­менованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, пра­вописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилага­тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотип­ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же сло­ве или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматичес­ких (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пиро­жок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в кото­ром для выяснения правильного написания одного слова требует­ся подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок

(ис­правление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений..

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

 

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфогра­фических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсут­ствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставлять­ся при 3 орфографических ошибках, если среди них есть одно­типные.

 

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи­ческие и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных оши­бок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе до­пускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографи­ческих и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

 

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфогра­фических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуацион­ных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитывае­мых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оцен­ки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографичес­кого, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каж­дый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекоменду­ется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выпол­нено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено бо­лее половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитыва­ются при выведении оценки за диктант.

 

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендует­ся руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: