Структура реабилитации инвалидов




Реабилитацию инвалидов рассматривают как совокупность трех составных частей: медицинской, профессиональной и социальной реаби­литации.

 

Под медицинской реабилитацией понимают вос­становительную терапию, реконструктивную хирургию, про­тезирование и ортезирование. Очевидно, на основе этих пред­ставлений о медицинской реабилитации и надо проводить различие между ней и лечением, которое имеет целью предот­вращение непосредственной опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий за лечением этап (отнюдь не обязательный, ведь необходимость в нем на­ступает лишь, если в результате лечения нарушения здоровья избежать не удалось), имеющий восстановительный характер.

Профессиональная реабилитация включает в себя про­фессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональную и производственную адаптацию, трудоуст­ройство. В построении отечественной системы профессиональ­ной реабилитации инвалидов можно успешно использовать зарубежный опыт.

Профориентация и профессиональное обучение инва­лидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики их в процессе взросления (для детей-инвали­дов) или после завершения медицинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем про­фессиями, которыми могут заниматься инвалиды. Чаще все­го речь идет о массовых профессиях, требующих сравни­тельно скромной общеобразовательной и профессиональ­ной подготовки. Однако в ряде случаев инвалиды могут иметь высокий уровень образования, а современные» виды занятости все более предъявляют требования не к физической силе или ловкости инвалида, а к его интеллектуальной содержатель­ности. Поэтому развитие информационно-компьютерных технологий раскрывает новые возможности обеспечения трудовой занятости инвалидов — с использованием возмож­ностей высококвалифицированного надомного труда, уда­ленного доступа и т. д.

Одним из перспективных направлений реабилитации является обучение и переобучение инвалидов, предоставле­ние им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней спе­циальности в условиях утраты ряда возможностей или фун­кций.

 

Социальная реабилитация инвалидов состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Социально-средовая ориентация: организация жилища, оснащение среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями.

Социально-бытовая адаптация: обучение инвалида пользованию этими приспособлениями (трудотерапевт).

На стыке медицинской и социальной реабилитации находится обеспечение инвалидов техническими средствамм реабилитации.

К ним относятся:

1) средства для передвижения, включая транспортные средства;

2) специальные средства для самообслуживания и ухода;

3) специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией;

4) специальные средства для обучения и занятия трудовой деятельностью;

5) протезно-ортопедические изделия;

6) специальная одежда и ортопедическая обувь;

7) специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь для инвалидов.

Психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятель­ности, направленным на преодоление страха перед действи­тельностью, изживание социально-психологического ком­плекса "калеки", укрепление активной, деятельной лично­стной позиции.

Педагогическая реабилитация включает в себя, в пер­вую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтро­ля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительное школь­ное образование.

Важнейшая цель этой деятельности, ее психологичес­кая составляющая — выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на актив­ную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.

В отношении взрослых инвалидов педагогическая реа­билитация должна включать подготовку или переподготов­ку к новой профессии, основанной на доступных для них видах продуктивной деятельности. Также это осуществля­ется параллельно с внушением этим лицам уверенности, что полученные ими знания и навыки помогут в трудоуст­ройстве, в сохранении ими социального статуса и матери­ального достатка.

Образовательная реабилитация инвалидов — сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования, при необ­ходимости — различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной перепод­готовки для получения новой профессии. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, од­нако социальный смысл этого явления шире. В современ­ных условиях доступ к современному и качественному об­разованию является одним из важнейших социальных ре­сурсов, обеспечивающих достойный социальный старт, раз­витие и полноценное существование индивидов.

Социокулътурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: