Основные тенденции благотворительности в Киевской Руси. Княжеская поддержка и защита




Филантропический период в истории социальной работы изменился с V в. н.э. этапом общественной (общинно-родовой, церковной) благотворительности, который продолжался вплоть до XVI в. В Древней Руси он тесно связан с процессом становления государственности и проникновением христианства. К началу IX в. у восточных славян завершился расписание первобытнообщинного строя, разрушения родоплеменных связей. Общины в то время состояли не только из родственников, но и чужих (пришедших) рода людей. Они не могли существовать на основе старых племенных обычаев и были слишком слабыми, чтобы спастись от военных и других угроз. Гарантом безопасности в таких условиях становился князь с женой, имевших оборонный пункт (город). На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные. Возникли племенные союзы, на базе которых образовалась в 882 г. Киевская Русь. С ее зарождением укрепились внутрихозяйственные и внутригосударственные связи, сформировался зарубежный рынок, развилась культура. Определенное влияние на славянские духовность и культуру, которые отражают характер взаимоотношений между людьми, имели славянские просветители Кирилл и Мефодий, создавшие в 863 г. славянский алфавит (кириллицу), а вскоре на его основе и книжно-письменный славянский язык, охватившая значительную часть славянских народов. Она стала одной из важнейших предпосылок становления и развития самобытной славянской цивилизации с ее особой духовностью, отличающийся склонностью к добру и справедливости, сочувствия и поддержки.

Развитие феодальных отношений, интересы единства страны требовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятия общей религии. В 988 г. христианство признается официальной государственной религией. С его принятием появляется и новая влиятельная организация церковь. Киевская Русь выбрала византийскую религию не только потому, что у нее с Византией были давние торгово-экономические связи, но главным образом потому, что христианство было очень созвучно характера и морали древнерусского народа с его природной духовностью. Этому в немалой степени способствовало учение о спасении души и человеколюбие.

Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни общества, на общественные отношения, что сказалось на характере, формах помощи и поддержки человека. С момента введения религии начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой философия любви к ближнему. "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" эта формула стала моральным призывом, что определяет сущность поступка индивида.

Основными объектами помощи были определены больные, нищие, вдовы, сироты. Появились законодательные акты, регулирующие отношения по опеке над различными категориями населения. К древнейшим источников права принадлежат уставы князей Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого. Возникли и новые субъекты помощи: князь, церковь, приход, монастыри.

В истории социальной помощи Киевской Руси следует различать два периода. Первый - связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он условно определяется со времени крещения Владимира Великого до II пол. XII в. образования княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

Второй этап второй половины ХП в. в ХШ в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно слились с церковно-монастырскими формами опеки.

Простейшие виды благотворительности заключались сначала почти исключительно в питании нищих.

Практиковались они, как свидетельствуют летописи, отдельными "злидарелюбцямы", из среды, которых выделялись князья, духовенство и лучшие люди земли. Все они, находясь под свежим и здоровым влиянием только воспринятого христианского вероучения, охотно повчались большим религиозным заповедям, главные из которых призывали любить Бога и ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного, и вообще так или иначе проявить свое милосердие и злидарелюбство. Исходя из этого, благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна самому злидарелюбцю, чем нищим. Древний благотворитель, "христолюбец" меньше думал о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благополучия, сколько о том, чтобы поднять уровень его духовного совершенства. При таком взгляде на благотворительность помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей. Так относились к ней и князья, из которых многие превозносились летописцами заихзлидарелюбство. Св. Владимир, например, позволявший любому нищему и убогому приходить на княжеский двор, чтобы питаться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлялись повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. Он устраивал пиры на княжеском дворе не только для бояр и дружинников, но и для бедных, пытаясь всячески удовлетворить их нужды. После своего спасения, благодаря Божьей милости, в битве с печенегами под городом Василева его щедрость была особенно велика. Владимир приказал сварить 300 варок меда и отмечал свою удачу 8 дней. Бедные получили лично от князя большую по тем временам сумму денег 300 гривен. Вернувшись в Киев, он на радостях устроил пир для бояр и простых людей. С тех пор каждый бедняк мог утолить свой голод на княжеском дворе и каждый из нищих мог получить от князя немного денег.

Таким образом, можно выделить три основные формы княжеской благотворительности: 1) раздача милостыни; 2) питание на княжеском дворе; 3) развозки продуктов городом для убогих.

Князь Владимир установил вместе с митрополитом Львом давать десятину из всего имущества для бедных, сирот, немощных, престарелых, а также для помощи многодетным и тем, в которых имущество было уничтожено огнем, и наконец, для облегчения потребностей всех обездоленных.

Князю Владимиру приписывают основание первых училищ для обучения, богаделен, возможно также первых больниц. Некоторые источники утверждают, что еще раньше княгиня Ольга основала первую больницу в Киеве, в которой ухаживать за больными было поручено женщинам. Что касается школ, то следует отметить, что их создания в начале встречало сопротивление населения. По свидетельству летописца, женщины, у которых забирали детей на учебу, оплакивали их, как мертвых, считая письменность за колдовство.

Кроме князя Владимира история вспоминает о ряде других христолюбивых и злидарелюбних князей. Особенно отмечают летописи сыновей Владимира - Ярослава Владимировича и его брата Мстислава. Так, при Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей-сирот. Он издал Устав церковный и земский, по которому благотворительность, то есть забота о нищих и убогих, оставалась в ведении священников в приходах и епископов в епархиях.

Но наибольшей славы Ярослав Мудрый пользуется составлением первого письменного русского свода законов "Русская Правда". Оно состояло из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, мало статьи социальной направленности, что было необычным для тогдашних европейских государств. Из 37 его статей 8 полностью посвящен проблемам защиты детей.

Прославился своим злидарелюбством также великий князь Владимир Мономах, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Опека над бедными и страдальцами стала одним из крупнейших его обязанностей, ярким свидетельством чему служит его «Поучение детям". (1114). В нем Владимир Мономах создает образ справедливого защитника слабых и убогих.

Завещание великого князя выполняли и современники, и потомки. Так, сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девушек, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Здесь идея помощи не сводится только к питанию и предоставления убежища.

И все же княжеская благотворительность в Древней Руси не переступил пределов частной опеки. Отсюда ее важнейшие черты:

1. Княжеская благотворительность основывалась на личном желании злидарелюбця, а государственной системы благотворительности не существовало.

2. Участие в опеке была не обязанностью, а правом князя. Доброжелательное отношение к нищим стало чертой стражей подражания, но не обязанностью для выполнения.

3. Помощь князей и других знатных людей не была систематической и всеобъемлющей.

В летописях практически не зафиксировано ее проявлений в экстремальных ситуациях: во время голода, эпидемий, наводнений и т.п.. Например, 1034, в Ярославле вспыхнул голод, но князь Ярослав не принял никаких мер по его ликвидации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: