Правовое регулирование ГЧП на региональном уровне
На сегодняшний день законы о ГЧП приняты лишь в нескольких субъектах РФ (Республики Алтай, Дагестан, Калмыкия, Томская область, город Санкт-Петербург) при этом большая их часть имеет ряд существенных недостатков. Эти законы
· не учитывают опыта реализации федеральных ГЧП-проектов и сложностей, возникших в ходе применения существующей нормативной базы;
· не охватывают значительного количества инструментов, которые действительно интересны региональным и национальным инвесторам;
· имеют невысокий уровень юридической техники, что приводит к коллизиям с нормами федерального законодательства;
· основаны на неверном представлении о реальном содержании различных ГЧП-инструментов, потому носят откровенно декларативный характер.
Нормативный акт регионального уровня о порядке реализации ГЧП-проектов должен в первую очередь обеспечивать активизацию различных форм государственно-частного партнерства и единую процедуру реализации подобных проектов (в первую очередь в части организации конкурсов).
Поскольку нормативные акты, регулирующие инвестиционные процессы, приняты во всех регионах относительно давно и не учитывают актуальных возможностей проектного финансирования и ГЧП, объективно необходимо разрабатывать специальный закон о ГЧП, уделив особое внимание формированию принципов, на которые будет опираться субъект РФ при участии в ГЧП-проектах; определению конкретных форм такого участия; описанию процедур инициализации и реализации проекта; отбора партнеров, а также установлению основных условий, на которых субъект РФ будет участвовать в проектах.
В целом структура регионального ГЧП-законодательства может выглядеть следующим образом:
1) закон субъекта РФ о государственно-частном партнерстве;
2) иные акты в сфере инвестиционной деятельности, соответствующие основному закону;
3) подзаконные нормативные акты субъекта Российской Федерации, принятые на основании положений закона в целях конкретизации и реализации его отдельных норм.
Базовый нормативный акт в области ГЧП, очевидно, должен быть принят в форме закона, поскольку именно такая форма обеспечит легальность действий органов власти в области ГЧП, в частности в ситуациях, не урегулированных федеральным законодательством и открытых для нормативного закрепления или практической реализации субъектами РФ, а также судебную защиту соответствующих соглашений. Также не следует забывать, что гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, соответственно закон о ГЧП субъекта РФ должен соответствовать федеральному гражданскому праву.
Содержание самого закона о ГЧП, принятого в регионе, может быть различным. Однако целесообразно обозначить ряд основных вопросов, которые необходимо урегулировать для того, чтобы закон стал работоспособным и обеспечивал возможность выполнения поставленных задач:
· цели и предмет регулирования регионального закона;
· формы участия региона в ГЧП и виды соглашений, заключение которых осуществляется в соответствии с данным законом;
· объекты соглашений;
· существенные условия соглашений;
· процедуры инициализации проекта и выбора партнера, в том числе наделения органов власти полномочиями по разработке отдельных инструкций, методик и т.п.;
· виды и формы гарантий, условия предоставления их партнеру (частному инвестору, оператору, инициатору проекта);
· порядок распределения рисков между государственным и частным сектором.
Билет 12
Межрегиональные экономические связи
Степень открытости экономики регионов выросла всвязи с глобализацией, интеграцией, коммуникацией. Открытость – отношение объёма товарообмена к произведённому ВРП. Экономика региона всё больше зависит от межрег. эк. связей. Применяются специальные коэффициенты, связывающие ввоз-вывоз, производство и внутрирегиональное потребление(для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам).
Осн.формы: взаимный товарообмен, научн.-техн. сотрудничество, взаимодействие в сфере финансов и кредитов, инновационная деятельность, производственные связи и кооперация, перераспределение труд.ресурсов.
Межрег.эк.связи ведут к экономической интеграции:
1)зона свободной торговли(отмена тамож.барьеров)
2) тамож.союз – уст-е единого тамож. тарифа и внешнеторговой политики
3) общий рынок – свобода перемещения капитала, раб.силы, согласование экономической политики Создание межгосударственных или наднациональных институтов
4) экономический союз – все вышеперечисленные формы интеграции + проведение единой бюджетной, налоговой, промышленной политики. Общие органы регулирования банковской системы и единой валюты, унификация контрактного, финансового, налогового ии др. законодательства. Единые стандарты.
Совместное участие в реализации ФЦП и РЦП.
Условия формирование рег.рынков:
формирование рациональной географии производителей товаров, ресурсов, услуг,
формирование рациональных зон потреления
выбор наиболее экономичного вида транспортировки
оптимальное территориальное размещение товарных запасов и оптовых звеньев
устойчивость эк.связей
Эк. связи бывают: устойчивые, новые, перспетивные,затухающие
Можно включить взаимодействие в сфере безопасности, подготовки кадров, контроля за качеством продукции, межрегиональный туризм и т.д. Пример – сотрудничество Москвы и Моск.области в сфере переработки отходов. Формы межрег.сотрудничества могут использоваться органами власти и МСУ, предприятиями, домохозяйствами и ИП, межрегиональными общественными организациями и ассоциациями, союзами, объединениями.
Y/Y0=1-Kc
Y – величина конечного продукта, Y0- его значение в условиях сохранения внешних связей, с – параметр, характеризующий меру ослабления связей
Показывает изменение конечного продукта при изменении внеш.связей на 1%
Доля межрег. оборота по отн. к ВВП: 1992 г. – 22%, нач.21 в – 12-14%
Диспропорции в балансе ввоза-вывоза обусловлены: неодинаковая обеспеченность ресурсами, особенности территориального разделения труда, уровень специализации и кооперации производства и др.
Механизмы поддержки:
1)привлечение ресурсов финансового рынка для финансирования межрег.проектов
2) механизмы фондового рынка
3) механизмы страхования
4) развитие систем лизинга