Официально главным источником права во многих государствах явл-ся закон: во главе конституция, но роль конституц регулирования незначительна.




Характерен сложный механизм соотношения конституц норм и норм обычного права: поскольку нормы традиционного права входят в качестве составляющей в нац прав систему, то они должны формально соответствовать нормам конституции. Однако, традиционный уклад жизни общества, обуславливающий доминирование правовых обычаев, оставляет свой отпечаток на конституционном строительстве этих государств.

Важная особенность - закон не всегда обладает высшей юридической силой, поскольку важнейшие вопросы жизни общества регулируют акты исполнительной власти, а не законы.

В некоторых государствах конституции предусматривают возможность парламента уполномочить законом президента принимать меры, которые обычно относятся к области закона (Конституция Сенегала в редакции Конституционного закона 1983 г.). Согласно Конституции Танзании, Парламент страны может предоставить любому лицу и органу власти право издавать постановления, имеющие силу закона. Обычно такое право предоставляется президенту, первому вице-президенту и правительству республики.

Таким образом, важным источником современного африканского права является делегированное законодательство, т.е. нормативно-правовые акты, принятые исполнительными органами государственной власти, приравненные по юридической силе к законам.

В качестве самостоятельного источника права выступает и обычное право, нормы которого регулируют важные сферы общественных отношений. Многие положения обычного права получают законодательное закрепление.

Но обычаи становятся источником права лишь в том случае, если они в какой-то мере санкционированы государством — либо восприняты правоприменительными органами, либо на них имеется отсылка в законе. Национальное законодательство предписывает в общей форме, что суды «должны» или «могут» осуществлять юрисдикцию в соответствии с обычным правом при определенных обстоятельствах, предусмотренных законом. Такую санкцию обычая можно обозначить как первичную или отсылочную. В качестве самостоятельного источника права в правовых системах тех африканских государств, где преобладает мусульманское население, выступают исламско-правовые нормы, регулирующие преимущественно сферы личного статуса граждан, исповедующих ислам.

В ряде африканских государств на конституционном уровне закрепляется приоритет надлежащим образом ратифицированных международных торговых соглашений и иных международных договоров, затрагивающих, в частности, вопросы статуса лиц, присоединения или изменения территории по отношению к национальному закону (например, в Конституции Сенегала 1963 г.). Предпочтение отдается имплементации норм международного права в национальные законодательства. Например, в ЮАР международное соглашение не становится частью его законодательства, и согласно Конституции, оно становится общеобязательным после принятия соответствующего закона, имплементирующего его нормы в национальное законодательство.

 

(40) Африканское традиционное правосудие

В обществах Африки действовали два основных типа судов, или две системы разрешения споров. Иногда в одном обществе они действовали одновременно. Их можно классифицировать как арбитраж и суд с соблюдением юридических формальностей.

В обществе без вождей или при отсутствии сколько-нибудь централизованной политической власти (например, на территории нынешней Кении) споры решались преимущественно с помощью арбитража и переговоров внутри местной общины. Если конфликты возникали по поводу брака, установления опеки над детьми, наследования, землевладения и других схожих прав и обязательств, то в их разрешении, как правило, участвовали старейшины и другие влиятельные члены семьи или группы кровных родственников (например, клана). Когда же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, арбитраж и переговоры проводили разного рода официальные и неофициальные лидеры (например, старшие члены семей, главы основных линий наследования и др.).

Суды второго типа, соблюдавшие юридические формальности, действовали в обществах с более или менее централизованной властью. Обычно эти суды образовывали иерархию в соответствии с политической иерархией, и апелляции направлялись от низших судов (например, судов мелких вождей) к высшим (например, судам крупных вождей). Так, в королевстве Буганда в середине XIX в. действовала чрезвычайно сложная система отправления правосудия: многочисленные суды были организованы как пирамидальная структура, а апелляция направлялась по цепочке: мелкие вожди – крупные вожди – министр (катиккиро) – кабака. У племени сукума судебная система состояла из различных судов вождей разного ранга, но апелляции, видимо, не подавались. Суды обладали полномочиями вызывать свидетелей, назначать штрафы, принимать решения о наказаниях и выплате компенсаций, следить за выполнением своих решений.

Однако вне зависимости от способа разрешения конфликтов можно сказать словами английского юриста А. Эллота, что судебные решения в Африке принимают основываясь на понятии примирения или восстановления гармонии. Задача суда или арбитража заключается не столько в том, чтобы отыскать факты, сформулировать правовые нормы и применить их с учетом этих фактов, сколько в том, чтобы навести порядок так, чтобы устранить причиненное зло и восстановить гармонию в обеспокоенной общине. Гармонию можно восстановить только тогда, когда все вовлеченные стороны уверены в том, что справедливость восторжествовала. Жалобщик желает удостовериться, что суд руководствовался соответствующими правовыми нормами, в том числе и теми, которые предусматривают должную компенсацию за причиненный ущерб. Но и виновника нужно убедить в том, что его поведение явилось нарушением нормы и суд принял справедливое решение. Со своей стороны он желает получить гарантию, что после осознания своей вины и выплаты компенсации ему будет позволено влиться в общину.

Следует подчеркнуть и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: