Буш познакомился с ней в романтической обстановке. А именно - на берегу
пруда.
В самом центре Кадриорга есть небольшой затененный пруд. Его огибают
широкие липовые аллеи. Ручные белки прыгают в траве.
У берега плавают черные лебеди. Как они сюда попали - неизвестно. Зато
всем известно, что эстонцы любят животных. Кто-то построил для лебедей
маленькую фанерную будку. Посетители Кадриорга бросают им хлеб...
Майским вечером Буш сидел на траве у пруда. Сигареты у него кончились.
Денег не было вторые сутки. Минувшую ночь он провел в заброшенном киоске
"Союзпечати". Благо на полу там лежали старые газеты.
Буш жевал сухую горькую травинку. Мысли в его голове проносились
отрывистые и неспокойные, как телеграммы:
"...Еда... Сигареты... Жилье... Марианна на курорте... Нет работы... К
родителям обращаться стыдно, а главное - бессмысленно..."
Когда и где он ел в последний раз? Припомнились два куска хлеба в
закусочной самообслуживания. Затем - кислые яблоки над оградой чужого сада.
Найденная у дороги ванильная сушка. Зеленый помидор, обнаруженный в киоске
"Союзпечати"...
Лебеди скользили по воде, как два огромных черных букета. Пища
доставалась им без видимых усилий. Каждую секунду резко опускались вниз
точеные маленькие головы на изогнутых шеях... Буш думал о еде. Мысли его
становились все короче: "...Лебедь... Птица... Дичь..."
И тут зов предков отозвался в Буше легкой нервической дрожью. В глазах
его загорелись отблески первобытных костров. Он замер, как сеттер на болоте,
вырвавшийся из городского плена...
К десяти часам окончательно стемнеет. Изловить самоуверенную птицу
будет делом минуты. Ощипанный лебедь может вполне сойти за гуся. А с целым
гусем Буш не пропадет. В любой компании будет желанным гостем...
Буш преобразился. В глубине его души звучал охотничий рожок. Он
чувствовал, как тверд его небритый подбородок. Доисторическая сила
пробудилась в Буше...
И тут произошло чудо. На берегу появилась стареющая женщина. То есть
дичь, которую Буш чуял на огромном расстоянии.
Вовек не узнают черные лебеди, кто спас им жизнь! Женщина была стройна
и прекрасна. Над головой ее кружились бабочки. Голубое воздушное платье
касалось травы. В руках она держала книгу. Прижимала ее к груди наподобие
молитвенника.
Дальнозоркий Буш легко прочитал заглавие - "Ахматова. Стихи".
Он выплюнул травинку и сильным глуховатым баритоном произнес:
Они летят, они еще в дороге,
Слова освобожденья и любви,
А я уже в божественной тревоге,
И холоднее льда уста мои...
Женщина замедлила шаги. Прижала ладони к вискам. Книга, шелестя
страницами, упала на траву. Буш продолжал:
А дальше - свет невыносимо щедрый, Как сладкое, горячее вино... Уже
душистым, раскаленным ветром Сознание мое опалено...
Женщина молчала. Ее лицо выражало смятение и ужас. (Если ужас может
быть пылким и радостным чувством.) Затем, опустив глаза, женщина тихо
проговорила.
Но скоро там, где жидкие березы,
Прильнувши к окнам, сухо шелестят,
Венцом червонным заплетутся розы,
И голоса незримо прозвучат...
(У нее получилось -- "говоса".) Буш поднялся с земли.
- Вы любите Ахматову?
- Я знаю все ее стихи наизусть, - ответила женщина.
- Какое совпадение! Я тоже... А цветы? Вы любите цветы? - Это моя
свабость!.. А птицы? Что вы скажете о птицах? Буш кинул взгляд на черных
лебедей, помедлил и сказал:
Ах. чайка ли за облаком кружится,
Малиновки ли носятся вокруг...
О незнакомка! Я хочу быть птицей,
Чтобы клевать зерно из ваших рук...
- Вы поэт? - спросила женщина.
- Пишу кое-что между строк, - застенчиво ответил Буш... День остывал.
Тени лип становились длиннее. Вода утрачивала блеск. В кустах бродили
сумерки.
- Хотите кофе? - предложила женщина. - Мой дом совсем близко.
- Извините, - поинтересовался Буш, - а колбасы у вас нет?
Перенос – это воздействие ранее сформировавшегося навыка операционального действия на овладение новыми операционально-инструментальными действиями, навыками. Причина переноса – в аффективной защемленности, непроработанности прошлых отношений.
3. Утомление - это:
А) комплекс физиологических сдвигов в организме, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями и снизившимися возможностями человека;
Б) неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления;
В) эмоциональная реакция на неизбежность;
Г) реакция на отрицательное событие, которое еще можно предотвратить.
4. Посттравматическое стрессовое расстройство наступает:
А) во время критического инцидента и сразу после него;
Б) спустя более чем месяц после критического инцидента;
В) в течение одного месяца после критического инцидента;
Г) на протяжении всей последующей жизни человека.
5.К факторам макросоциальной среды относят:
А) национальный, экономический, фонового окружения, семейного окружения;
Б) демографический, национальный, семейного окружения, социокультурный фактор;
В) религиозный, национальный, демографический, социокультурный;
Г) религиозный, референтной группы, социокультурный, национальный.
6. Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, связанных между собой любопытством к неожиданно возникшему происшествию, называют:
А) агрессивной действующей толпой; Б) панической толпой;
В) окказиональной толпой; г) экспрессивной толпой.
7. Вид неправильного воспитания в семье, основанного на недостатке контроля и опеки, отсутствии истинного интереса к делам, волнениям и увлечения ребенка, называется:
а) Скрытая гипопротекция, б) гипопротекция,
в) потворствующая гипопротекция, г) доминирующая гиперпротекция.
8. Проявления межличностной защиты, связанной со сменой темы беседы, стремлении уклониться от встреч, избегании травмирующей ситуации, формируется в защитный механизм под названием:
А) уход; б) изгнание; в) блокировка; г) управление.
9. Установите тип дисгармоничного воспитания в семье и наиболее вероятный тип защитного механизма:
1. доминирующая гиперпротекция А) подавление, вытеснение
2. потворствующая гипопротекция б) компенсация, гиперкомпенсация
3. эмоциональное отвержение В) замещение, регрессия.
Г) реактивные образования.
20. Проявления межличностной защиты, связанной с обманом, сокрытием чувств, формируется в защитный механизм под названием:
А) уход; б) маскировка; в) блокировка; г) вытеснение.
21. Защитные механизмы позитивного «Я», формирующиеся на основе отсутствия переработки информации, включают:
а) перенос, уход, рационализация, интеллектуализация;
б) вытеснение, блокировка, отрицание, подавление;
в) реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация;
г) регрессия, «уход в болезнь», фантазирование.
25. Повстанческая толпа – это:
А)Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, стихийно спасающихся от реального или воображаемого источника опасности;
Б) Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, объединенных общим отношением к какому-либо событию;
В) Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, связанных справедливым возмущением действиями властей;
Г) Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, связанных между собой любопытством к неожиданно возникшему происшествию.
2. Стресс – это:
А) комплекс физиологических сдвигов в организме, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями и снизившимися возможностями человека;
Б) неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления;
В) эмоциональная реакция на неизбежность;
Г) реакция на отрицательное событие, которое еще можно предотвратить.
3.К первичным симптомам посттравматического стрессового расстройства не относятся:
А) попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой;
Б) сужение эмоционального диапазона (неспособность полюбить);
в) психосоматические нарушения сердечнососудистой, пищеварительной систем;
Г) трудности при засыпании или нарушение продолжительности сна.
4. К факторам макросоциальной среды не относят:
А) религиозный, национальный, демографический, социокультурный;
Б) демографический, национальный, религиозный, экономический;
В) семейный, социокультурный, референтной группы, фонового окружения;
Г) референтной группы, фонового окружения, реальной формальной группы.
5. Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, объединенных интересом к заранее объявленному массовому развлечению, называют:
А) конвенциональной толпой; Б) панической толпой;
В) окказиональной толпой; г) экспрессивной толпой.
6. Индивидуальной, групповой, массовой, паника бывает:
А) по длительности; б) масштабам;
в) глубине охвата; г) характеру деструктивных последствий
7. Вид неправильного воспитания в семье, основанного на чрезмерном контроле и опеке, называется:
а) воспитание «в культе болезни», б) гиперпротекция,
в) потворствующая гиперпротекция, г) доминирующая гиперпротекция.
8. Проявления межличностной защиты, связанной с удалением из мест проживания, работы, отдыха, провоцированием конфликтной ситуации, формируется в защитный механизм под названием:
А) уход; б) Изгнание; в) блокировка; г) управление.
9. Установите тип дисгармоничного воспитания в семье и наиболее вероятный тип защитного механизма:
1. доминирующая гиперпротекция. А) отрицание, вытеснение
2. потворствующая гиперпротекция б) компенсация, гиперкомпенсация
3. повышенная моральная ответственность. В) вытеснение, подавление.
Г) реактивные образования.
20. Повстанческая толпа – это:
А)Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, стихийно спасающихся от реального или воображаемого источника опасности;
Б) Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, объединенных общим отношением к какому-либо событию;
В) Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, связанных справедливым возмущением действиями властей;
Г) Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, связанных между собой любопытством к неожиданно возникшему происшествию.
21.Немотивированный риск – это:
А) действие наудачу, жертвуя своими индивидуальными интересами, пренебрегая своей личной безопасностью;
Б) максимальная вероятность реализации опасностей;
в) средство адаптации, приспособления к опасной ситуации;
г) минимальная вероятность реализации опасностей.
22. Комплекс физиологических сдвигов в организме, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями и снизившимися возможностями человека – это:
А) страх; б) стресс; в) тревога; г) утомление
2.Тревога – это:
А) комплекс физиологических сдвигов в организме, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями и снизившимися возможностями человека;
Б) неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления;
В) эмоциональная реакция на неизбежность;
Г) реакция на отрицательное событие, которое еще можно предотвратить
3. К вторичным симптомам посттравматического стрессового расстройства относятся:
А) попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой;
Б) сужение эмоционального диапазона (неспособность полюбить);
в) психосоматические нарушения сердечно-сосудистой, пищеварительной систем;
Г)трудности при засыпании или нарушение продолжительности сна
4. К факторам микросоцильной среды относят:
А) религиозный, национальный, демографический, социокультурный;
б) референтной группы, фонового окружения, реальной формальной группы.
в) демографический, национальный, религиозный, экономический;
г) семейный, социокультурный, референтной группы, фонового окружения;
5. Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, объединенных общим отношением к какому-либо событию, называют:
А) агрессивной действующей толпой; Б) панической толпой;
В) окказиональной толпой; г) экспрессивной толпой.
6. Полной, средней, легкой, паника бывает:
А) по длительности; б) масштабам;
в) глубине охвата; г) характеру деструктивных последствий.
Вид неправильного воспитания в семье, основанного на чрезмерном покровительстве, стремление уберечь ребенка от малейших трудностей, освободить от скучных и неприятных
обязанностей, называется:
а) Скрытая гиперпротекция, б) гиперпротекция,
в) потворствующая гиперпротекция, г) доминирующая гиперпротекция.
8. Проявления межличностной защиты, связанной с отчужденностью, официальностью, недоверием, враждебностью, формируется в защитный механизм под названием:
А) уход; б) Изгнание; в) блокировка; г) управление.
9. Защитные механизмы позитивного «Я», формирующиеся на основе разрядки эмоционального напряжения, включают:
а) перенос, уход, рационализация, интеллектуализация;
б) вытеснение, блокировка, отрицание, подавление;
в) реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация;
г) регрессия, «уход в болезнь», фантазирование.