Предпосылки изобретения фотографии. Камера-обскура




ЗАПЕЧЕТЛЕННОЕ МГНОВЕНИЕ: МАСТЕРА СВЕТОПИСИ И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ

 

 

Студентка группы 3-А-III

А.А. Мыцул

Руководитель: канд. ист. наук, доцент

В.Ю. Жуков

 

 

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

Предпосылки изобретения фотографии. Камера-обскура………4

Изобретение фотографии..………………………………………....6

Становление художественной фотографии в России………...…..9

Заключение………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………..15

 

 

Введение

 

Данная тема реферата меня заинтересовала, т.к. с недавнего времени я стала работать фотографом, и знания, которые я получила, дали мне определенное понятие того, как зарождалось искусство светописи, так же некоторые факты о первоначальных попытках сохранения изображения, а позже его дублирования. Я считаю, что для становления профессиональным фотографом необходимо иметь представление не только о технической и художественной стороне «светоискусства», но и знать историю и ярких представителей фотодела.

Целью моего реферата является ознакомление с историей возникновения, развития и формирования искусства светописи и становления русской художественной фотографии.

 

 

Предпосылки изобретения фотографии. Камера-обскура

 

Фотография – это совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях путем закрепления фотохимических или фотофизических изменений возникающих в светочувствительных слоях под действием излучения испускаемого или отражаемого объективом фотоаппарата.[1]

В переводе с греческого языка слово «фотография» означает светопись. Изобретение фотографии стало возможным благодаря работам ученых и изобретателей многих стран мира. Ими изучались действие света на светочувствительные вещества, разрабатывались способы получения с их помощью прочных светописных изображений, и совершенствовалась камера обскура (прибор - предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает «темная комната»).

Ещё в 350 г. До нашей эры известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена. Этот эффект был использован для различных опытов и рисования.

Одно из наиболее ранних описаний камеры-обскуры (стенопа) принадлежит известному итальянскому художнику и ученому Леонардо да Винчи. О камере-обскуре писали так же в своих трудах многие другие исследователи.

Позже эффект камеры-обскуры был использован в ряде конструкций переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали современные павильонные фотокамеры.

В 1568 г. венецианец Д. Барбаро впервые дал подробное описание камеры-обскуры с плоско-выпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с её помощью.

Большая заслуга в совершенствовании оптической системы камеры-обскуры принадлежит известному немецкому астроному И. Кеплеру. В 1611 г. им была создана оптическая система, состоящая из вогнутой и выпуклой линз, позволившая увеличить угол поля зрения камеры-обскуры.

Важное значение имели так же наблюдения за химическим действием света на различные вещества.

Известный русский государственный деятель и исследователь А. П. Бестужев-Рюмин наблюдал в 1725 г. изменение цвета хлорного железа, которое под действием света переходило в хлористое.

Первые целенаправленные исследования по изменению свойств солей серебра при воздействии на них света принадлежат немецкому ученому И. Шульце. В 1727 г. он обнаружил, что при пропитывании мела раствором серебра в азотной кислоте смесь приобретает свойство изменять цвет в тех местах, где на неё действует солнечный свет.

Следующий важный шаг в расширении знаний о свойствах солей серебра был сделан шведским химиком К. Шееле, который в 70-х годах XVIII в. провел исследования по влиянию на соли серебра различных цветов светового спектра. При этом им было отмечено, что наибольшей активностью обладают лучи сине-фиолетовой зоны.

Исследования чувствительности различных соединений к свету проводились в XVIII-XIX вв. и другими учеными.

Изобретению фотографии предшествовали работы англичан Т. Веджвуда и Г. Деви. В конце XVIII в. Т. Веджвудом был проведен ряд экспериментов по получению светописных рисунков на бумаге и коже, покрытых нитратом серебра.

Т. Веджвуд был одним из первых исследователей, попытавшихся, хотя и не совсем удачно, получить изображение с помощью камеры-обскуры. Работы Т. Веджвуда были продолжены Г. Деви. Для получения изображения в камере-обскуре им было использовано хлористое серебро. Несмотря на то, что Т. Веджвуду и Г. Деви не удалось найти способа закрепления изображений, их по праву считают предвестниками изобретения фотографии.[2]

Изобретение фотографии

 

Решающие успехи в изобретении фотографии правомерно связывают с тремя именами: французов Ньепса и Дагера и англичанина Талбота.

Жосеф Нисефор Ньепс (1765-1833) не дожил до торжества своих многолетних опытов. До сих пор его имя остается иной раз в тени. Однако именно ему следует отдать первую дань признательности. Уже в 1816 году он вел «гелиографические» работы. Он искал способ воспроизведения рисунков, подобно незадолго до того появившейся литографии. В 1826 году с помощью световых лучей он получил копию гравюры, положив тем самым начало репродукционной технике.

В том же 1826 году Ньепс направил из окна мастерской камеру-обскуру на крыши соседних строений и получил хотя и смутный, но закрепленный световой рисунок. Так выявилось второе великое призвание изобретателя.

Луи Жак Манде Дагер (1787-1851) был художником, прославился своей парижской диарамой, созданной совместно с художником Шарлем Бутоном. Диорама состояла из картин, иногда построенных в нескольких планах. Изображения были нарисованы по обе стороны полотна и попеременно освещались спереди и сзади. Это восхищало зрителей: словно по волшебству одна картина сменяла другую.

Мечтая расширить возможности иллюзионизма, талантливый художник решил уловить и закрепить летучее световое изображение в камере-обскуре. Он вступает в договорные отношения с Ньепсом, и они совместно ищут более совершенную конструкцию аппарата и химический способ обработки светочувствительного материала. Но Ньепс вскоре умирает. Дагер один проводит под опыты Ньепса практическую базу. 28 апреля 1838 года он объявляет: «Я окрестил мой процесс так: «дагерротип». Свое открытие Дагер представляет на рассмотрение секретарю Парижской академии наук и 7 января 1839 года Фрасуа Араго доложил академии об изобретении художника Дагера «с помощью светового луча получать прочное изображение на серебряной пластинке в камере-обскуре». Этот день вошел в историю как день рождения фотографии.

В августе 1839 года способ, названный дагеротипией, был обнародован для всеобщего сведения. В этом же году англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877) объявил о своем способе закрепления изображений, получаемых, в камере-обскуре.

Фокс Тальбот был разносторонним ученым. Он – автор трудов по математике и химии, археологии и лингвистике. Отправляясь в путешествие, ученый брал с собой камеру-обскуру, пользовался ею. Еще летом 1835 года Тальбот с получасовой выдержкой произвел снимки своей дачи.

Но первым светописным изображением, сделанным на натуре был все-таки вид из окна мастерской на соседские крыши, выполненный Ньепсом девятью годами раньше. Дагер не зря спешил со своим детищем. Фокс Тальбот, узнав в январе 1839 года о сообщении Д.Ф. Араго, сделанном в Парижской академии наук, тут же представил заявление о своем способе закрепления светового изображения в лондонское Королевское общество. Сведения о способе английского изобретателя были обнародованы английским научным журналом.

Спустя почти полтора века, при нынешней вездесущности фотографии – в искусстве, науке, технике, в средствах массовой информации, вспомним о ранних способах получения, закрепленных «световых рисунков». В сопернечестве их отражена судьба ранней фотографии.

Процесс дагеротипии выглядел так. Полированную серебряную пластинку подвергали в темноте действию паров йода. На ней появлялся налет йодистого серебра. Пластинку помещали в камеру-обскуру, открывали объектив. Под действием солнечных лучей, отражаемых фотографируемыми предметами, в слое йодистого серебра получалось едва заметное глазу изображение. Пластинку вынимали из камеры и обрабатывали тоже в темноте парами ртути. В местах, подвергнутых действию света получалась амальгама серебра. В тех же местах, на которые свет не влиял, галогениды серебра удалялись раствором поваренной соли, позже – гипосульфитом. Таким образом изображение закреплялось. Места, на которые действовали лучи той или иной интенсивности, заметно отличались по тону от мест пластинки, на которые свет вовсе не действовал.

Способ английского изобретателя был иным. Фокс Талбот – ученый с художественной склонностью – назвал свое изобретение «калотипией», от греческого слова «калос»- красота. Изображение получалось в камере-обскуре на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором. Бумажную пластинку проявляли, затем закрепляли. Это был негатив. С бумажного негатива печатали позитивное изображение на светочувствительной бумаге.

Именно калотипия положила начало основам фотографии, какой мы ее знаем сегодня.

Первоначально широкое распространение получила дагеротипия. Каждое изображение, закрепленное на металлической пластинке, вызывало интерес. Журналы и газеты были полны сообщений об успехах нового искусства, рожденного химией, оптикой, солнечным лучом и изобретательским гением человека.

В крупных городах Европы первые любители светописи раскупили все подходящие очковые стекла и ящики, пригодные для устройства камеры. Ходко пошла торговля серебряными полированными пластинами, йодом и ртутью.[3]

 

Становление художественной фотографии в России

 

Ещё на заре развития фотографии мастерскую Дагера посетил знаменитый французский художник П. Делярош; рассматривая дагеротипы, он воскликнул: «Живопись с этого дня умерла!». Это была, конечно, гипербола, - за минувшие с тех пор полтора столетия живопись продолжает процветать, и фотография нашла своё достойное место в деятельности человека. Вместе с тем восклицание художника свидетельствует о том, что он увидел в фотографии новое своеобразное искусство.

В широких художественных кругах дореволюционной России фотография считалась только светописной техникой, далекой от подлинного искусства. За рубежом так же большинство художников не разделяли точку зрения Деляроша. Однако уже в 1843-45 шотландский художник Хилл, работавший вместе с Адамсоном, показал, что средствами талботипии можно получить портреты и групповые фотографии, стоящие по художественному совершенству на уровне живописного мастерства. Поэтому именно Хилл и считается родоначальником художественной фотографии.

Упрощенная оценка фотографии, как мертвой в художественном отношении светописи была опровергнута трудом энтузиастов-художников, хорошо владевших фотографической техникой. В результате напряженных исканий по мере своего усовершенствования фотография превращалась в область подлинного творчества. Фотографические произведения, основанные на достоверности, подлинности изображаемых событий, несут вместе с тем художественное обобщение, раскрывают внутренний смысл запечатленной ситуации, характер рисуемой личности.[4]

Прежде всего, необходимо выделить Алексея Грекова – романтика нового открытия, вложившего в раннюю фотографию недюжинный свой талант, силы, средства, но не сумевшего извлечь из занятий деловую пользу для себя.

Алексей Греков не только дагеротипист, он впервые в России оценил замысел Ньепса – не только открыть способ закрепления «светового рисунка», но и отыскать средства для многократного воспроизведения изображений.

Алексей Федорович Греков (ок. 1800- ок. 1855) – сын мелкопоместного дворянина Ярославской губернии. Получил образование во втором кадетском корпусе в Петербурге. По тому времени это было солидное учебное заведение, которое готовило офицеров для инженерных и артиллерийских войск. Способного выпускника, склонного к занятиям техникой, по окончании курса оставили при корпусе. После военной службы Греков служил землемером в Костромской губернии, но через некоторое время он уже участвовал в оборудовании губернской типографии и стал профессионалом-полиграфистом. В 1832 году в департаменте мануфактуры и торговли обсуждали оригинальный способ плоского печатанья с медных и жестяных пластин, предложенный А.Ф. Грековым.

Спустя несколько лет его интересы целиком поглотились изобретательскими опытами в двух областях техники – в гальванопластике, только что изобретенной русским ученым Б.С. Якоби, и в фотографии.

Дагеротипный способ был дорог. Выдержка при съемке длилась несколько минут. Снимать портреты было практически невозможно: мешал не только зеркальный блеск пластины, изображение оказывалось непрочным, легко стиралось при прикосновении, пластинки накладного серебра были дороги.

Во многих станах Европы уже искали способ коренного улучшения дагеротипии. Весной 1840 года Греков добился получения прочного изображения и стал пользоваться при съемке пластинками не накладного серебра, а пластинками из более доступных материалов – меди и латуни. С помощью изобретения Якоби он предложил серебрить медные или латунные пластинки. Способ фотографирования упрощался, дагеротипия становилась доступнее. Знаток типографского дела, Греков одновременно искал способ воспроизведения дагеротипов на бумаге. В том же 1840 году он произвел удачные опыты и получил такие оттиски на бумаге. Очевидно, была применена им же разработанная техника плоского печатания. Таким образом, в России Грекову принадлежит первенство применения фотографии в полиграфии.

Алексей Греков вошел в историю фотографии не только как изобретатель, но и как первый русский фотограф-портретист. В июле 1840 года в Москве он открыл «художественный кабинет» для всех желающих получить портрет «величиной с табакерку». Греков ввел ряд приспособлений для удобства модели. Для опоры головы он устроил в кабинете кресла с особыми подушечками. Выдержка на солнце длилась две с половиной минуты, а в пасмурную погоду – четыре-пять минут.

Греков первый в России изготовлял «дагерротипные снаряды» с принадлежностями. В своих публикациях об этих аппаратах он стремился помочь первым любителям светописи: «Желая вполне передать моим соотечественникам процесс дагеротипа, пишет Греков, - я вновь прошу каждого купившего и желающего купить снаряд мой отнестись ко мне в случае каких-либо недоразумений; за удовольствие почту несколько раз повторить для него действия снарядом…».[5]

В числе русских художников-фотографов так же следует назвать А.О. Карелина, который после окончания Петербургской Академии художеств увлекся фотографией и достиг в ней блестящих успехов, - он является пионером жанровой фотографии. Бытовые снимки Карелина поражали современников мастерством композиции, изяществом формы, умелой работы с освещением, лиричностью, наконец. На Всемирной фотографической выставке в Эдинбурге (1880) Карелин единственный из участников удостоился высшей награды – золотой медали. Можно констатировать, что он один из первых доказал своими превосходными снимками близкую связь живописи и фотографии,- и та и другая способны создавать подлинные произведения искусства.

Учеником А. О. Карелина был художник-фотограф М.П. Дмитриев, автор замечательной «Волжской коллекции», в которую вошли характерные пейзажи, снимки исторических мест и памятников, картины волжского судоходства, типы населения, быт, обычаи, трудовые процессы. «Волжская коллекция» демонстрировалась не только в России, но и на выставках в Амстердаме, Париже, Чикаго, Нью-Йорке, - и везде Дмитриеву присуждались награды. Неурожай и голодный 1891 год нашли яркое отражение в творчестве этого художника-фотографа. Его работы отнюдь не были бесстрастными документами стороннего наблюдателя, - они впечатляюще передавали бедствия и страдания простого русского народа.

В первом десятилетии XX века выдвигается ряд новых фотохудожников-портретистов, среди которых особо выделялись М.С. Наппельбаум, Н.И. Свищов-Паола, М.А. Сахаров. Надо сказать, что в 1912-1916 годы видное место в этой области занимал А.И. Трапани, показавший прекрасные результаты, применяя для портретной фотографии комбинированные методы позитивной печати (озобром). [6]

Фотография становилась зеркалом природы, жизни, памятью естествоиспытателей и путешественников. Именно со съемки пейзажей начал занятия дагеротипией Сергей Левицкий (1819-1898). Приехал в Петербург с «дагеротипным снарядом», увлекся светописью, изучением электричества и гальванопластики по способу Якоби. В Риме в 1845 году он сделал хорошо известный сейчас групповой снимок русских художников с Николаем Васильевичем Гоголем. Это единственное фотографическое изображение великого писателя. Подобного рода групповые портреты были редкостью в практике дагеротипистов. [7]

Подводя краткий итог достижениям русского фотоискусства, можно констатировать, что если по части профессионального фотопортрета выдающимся мастером был С.Л. Левицкий, в области бытового жанра – А.О. Карелин, в этнографической фотографии – М.П. Дмитриев, то художественный пейзаж развивался главным образом усилиями любителей. Из литературы о ранней фотографии известны десятки имен талантливых изобретателей и практиков дагеротипии. Такие как Ипполит Байар, Ипполит Физо, Антуан Клоде, Шарль де Шевалье, венгерский ученый Йожеф Петцваль – конструктор первых светосильных объективов, родоначальник вычислительной техники.[8]

 

 

Заключение

В наше время трудно представить любое событие без объективов фотокамер, будь то повседневная жизнь или нечто мирового масштаба. Благодаря искусству фотографии мы достоверно знаем великих людей и историю нашего государства.х ы достоверно знаем об исторических событиях. то повседневная жизнь или нечто мирового масштаба.

В данном реферате кратко прослежено развитие искусства светописи от камеры-обскура до калотипии, так же рассмотрено творчество самых ярких художников-фотографов периода становления художественной фотографии в России.

 

 

Список использованной литературы:

1. Морозов С.А. Творческая фотография. М.: Планета, 1986. 406 с.

2. Прохоров А.М. и др. Большая советская энциклопедия. т.27. М.: Советская энциклопедия, 1977. 633 с.

3. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. М.: Искусство, 1987. 255 с.

4. Фомин А.В. Общий курс фотографии. М.: Легкая индустрия, 1978. 312с.

 


[1]. Прохоров А.М. и др. Большая советская энциклопедия. Т.27. М., 1977, Стб. 1716.

[2] Фомин А.В. Общий курс фотографии. М., 1978, С. 3.

[3] Морозов С.А. Творческая фотография. М., 1986, С.8.

[4] Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. М., 1987, С.84.

[5] Морозов С.А. Указ. соч. С.12.

[6] Чибисов К.В. Указ.соч. С.90.

 

[7] Морозов С.А. Творческая фотография. М., 1986. С.16.

[8] Чибисов К.В. Указ.соч. С.93.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: