Паллада Афина (Минерва).




Артемида

Артемида (др.-греч. Αρτεμις, микенск. a-ti-mi-te) — в древнегреческой мифологии: девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности. Этимология имени неясна — возможно, это «медвежья богиня», «убийца» или «владычица». Ей соответствует римская Диана.

 

Мифы об Артемиде

 

Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос. В Троянской войне вместе с Аполлоном воевала на стороне троянцев. Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф. Получила в подарок от Пана 12 псов. Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови.

 

Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Перед свадьбой ей приносилась искупительная жертва. Жертвенные животные — кабан, олень, козел и коза. Артемиде Таврической приносили и человеческие жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица: в Бравроне (Аттика) жрицы Артемиды Бравронии в ритуальном танце надевали медвежьи шкуры и назывались медведицами. Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.

 

Интересны, но не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались?ρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, т.е. «звериного» облика самой Артемиды.

 

Жертвы Артемиды

 

Считалось, что Артемида приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания. Среди её жертв — Агамемнон, Адонис, Актеон, Мелеагр и Орест.

 

Культ Артемиды

 

Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения, был одним из семи чудес света. Артемида Эфесская считалась покровительницей амазонок.

 

Артемида в литературе и искусстве

 

Артемиде посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Она — действующее лицо трагедий Эврипида «Ипполит» и «Ифигения в Авлиде». Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Позднее, в XVI–XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к скандалам.

 

Паллада Афина (Минерва).

Афи́на (греч. Ἀθηνᾶ) — в древнегреческой мифологии — богиня справедливой войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Дочь Геры (или океаниды Метиды) и Зевса.

В римском пантеоне Афине соответствует Минерва.

О рождении Паллады у греков существовали различные легенды. По самому известному сказанию, Зевс произвел ее из своей головы, которую должен был расколоть топором Гефест. Когда могущественная богиня войны выскочила из головы отца со сверкающим копьем и запела воинственную песнь, великое событие возвестилось миру сильным смятением в природе, землетрясением и волнением морей. По своему стихийному значению Паллада — богиня чистого, светлого эфира, в котором древние видели высшую, могущественнейшую силу природы, т. е. является существом, производящим свет и жизнь в природе. С нравственной стороны она богиня мудрости, олицетворение того глубокого и проницательного разума, которым ее отец Зевс властвует над судьбами мира.

Кроме того, Паллада — защитница и хранительница государств. Все, что требуется для их преуспеяния на войне и в мире, исходит от нее, есть дело ее рук и ума. Поэтому она одновременно богиня и войны и мира. Как богиня войны она сопровождает выступающее войско, призывает его к мужественной борьбе, дарует ему победу и добычу. Но точно так же она защищает своей сильной рукой покровительствуемые ею города и деревни. У Гомера она является и благодетельной советницей и защитницей отдельных героев, таких, как Одиссей, Ахилл и Диомед.

Паллада научила людей разведению и укрощению коней, постройке повозок и кораблей, изобрела военную трубу и флейту. Как богиня войны она постоянно носит, кроме шлема, щита и копья, эгиду с ужасным горгонейоном (головой Горгоны). Эта эгида первоначально составляла принадлежность Зевса. От него ее, обыкновенно, получают у Гомера Афина или Аполлон. Однако с течением времени эгида становится постоянным атрибутом Афины.

Благотворной оказывается Паллада Афина и как богиня мира. Все, что в физическом или духовном отношении способствует благосостоянию и просвещению людей, считалось исходящим от нее и состоящим под ее опекой. Поэтому ей приписывают различные полезные деяния. Она дала людям грабли и плуг, прялку и ткацкий челнок, изобрела обработку тканей, не говоря уже о других женских рукоделиях. У позднейших поэтов это представление о богине-рукодельнице постепенно расширяется до представления о ней как о покровительнице всех наук, искусств и ремесел.

Нет ничего удивительного в том, что поклонение такой благодатной, имеющей значение для всей человеческой жизни, богине получило в Греции такое широкое распространение. Особенно почитаема она была в Афинах, где, собственно, и считалась местным божеством и где имела самое знаменитое святилище — мраморный Парфенон — храм богини-девственницы, остатки которого еще ныне вызывают удивление и восторг всего мира.

Вся аттическая земля была собственностью богини, которой она завладела после состязания с властителем моря, Посейдоном. По известному сказанию, Зевс предназначил власть над Аттикой тому, кто сделает стране самый полезный дар. Посейдон создал коня. Афина же произвела из земли столь полезное масличное дерево, что этим победила своего соперника. Это масличное дерево, вызванное к жизни богиней, показывалось в храме Эрехтея в Акрополе и было полно такой неиссякаемой жизненной силы, что когда персы после взятия города сожгли его, оно тотчас же снова дало свежий отросток. Другими славными местами культа Афины были Аргос и Коринф, богиня пользовалась высоким почетом и в Спарте, Аркадии, Беотии, Фессалии и на острове Родос.

Главным праздником греческой Паллады были Панафинеи в Афинах, совершавшиеся каждые четыре года с большой пышностью. В торжественной процессии, которая направлялась через улицы Афин к акрополю, богине подносилась в дар искусно сотканная афинскими девушками богатая одежда. Этот праздник сопровождался конными, гимнастическими и музыкальными состязаниями. Наряду с этим большим праздником в Афинах в честь богини от мечали не менее важный, ежегодно повторявшийся, праздник, который назывался малыми Панафинеями.

Римская Минерва уже с давних пор подверглась эллинизации и была приравнена к греческой Палладе. Но в Риме богиня войны решительно преобладала над мирной изобретательницей и покровительницей искусств, наук, всех женских рукоделий. Здесь ее почитали наравне с Юпитером и Юноной как защитницу города и государства. В Риме она имела храмы на холмах Авентине и Целии, к которым в 61 г. до н. э. присоединился еще третий храм, выстроенный по приказанию Помпея на Марсовом поле.

В Риме главный праздник Минервы праздновался в марте преимущественно теми, кто занимался умственным трудом, а также художниками и ремесленниками. Так как Минерва была покровительницей также и учеников, то молодежь, естественно, принимала в нем ревностное участие и пользовалась в эти дни желанными каникулами.

Изображение девственной богини Паллады Афины было во все времена любимым предметом античного искусства. Деревянные статуи, которые часто одевали в драгоценные платья, представляли богиню по большей части в виде воительницы с обнаженным копьем и носили тогда имя палладий. Благочестивые верующие охотно считали их упавшими с неба и признавали надежными средствами защиты против вражеских нападений. Знаменитейшие художники соперничали друг с другом в изображении богини, но всех превзошел Фидий славной своей статуей Афины Парфенос, установленной в храме на афинском Акрополе. Это была 12-метровая фигура богини, сделанная из золота и слоновой кости, величественной красоты. Она сохранялась там до бурных времен переселения народов, когда пропала бесследно. Кроме этой знаменитой статуи Паллады Фидий создал еще 5 статуй девственной богини, среди них бронзовую колоссальную статую, которую афиняне воздвигли на Акрополе как памятник победы. Богиня была изображена в виде воительницы с поднятым щитом, опиравшейся на копье.

Гефест

Гефест (рим. - Вулкан) - сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты. Родился Гефест слабым и уродливым младенцем. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю. К счастью, ребенок упал в воды безбрежного моря, где неподалеку резвились морские богини. Сжалились над ним океаниды - Эвринома, дочь великого Океана иФетида, дочь вещего старца Нерея. Они подхватили упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками и широкой грудью. Каким он был дивным мастером в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил Гефест в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что сбросила она его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты, и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена Зевса, увидев чудесный трон. Но - о ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и царица богов оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно: никто из них, даже Зевс, не смог освободить царицу. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою мать.

Тотчас послали они Гермеса за богом-кузнецом. В мгновение ока пронесся Гермес над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста освободить Геру, но наотрез отказался бог- узнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. На помощь Гермесу явился Дионис, бог виноделия. Ничего не просил у Гефеста Дионис, а напротив, предложил кузнецу чашу вина. Разгоряченный жаром, Гефест всегда испытывал жажду и пил целыми пифосами. Вино ему особенно понравилось, и он попросил еще. Вскоре охмелел Гефест настолько, что теперь можно было делать с ним все - везти куда угодно.

На Олимпе Гефеста подвели к трону, и умелец в одно мгновение освободил Геру. Отплатив за обиду, он больше не таил на мать зла. Да и Гера поняла, как плохо она обошлась с сыном, и, чтобы искупить свою вину, упросила Зевса отдать в жены Гефесту красавицуАфродиту. Гефест стал часто бывать на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе воздвиг дворец из золота, серебра и бронзы. Построил он его на Лемносе, где прошло его детство. В этом же дворце находится и кузница Гефеста, где он проводит и большую часть времени. Посредине кузницы стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи: их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Какие дивные произведения создает Гефест! Несокрушимое оружие (например, доспехи и вооружение Афины), восхитительные украшения богинь из золота и серебра, чаши и кубки, из которых боги пьют нектар, и множество других прекрасных вещей - все это работа мастера-Гефеста.

Миф о Деметре и её дочери Персефоне

Была у богини Деметры прекрасная, юная дочь Персефона. Однажды собирала она цветы на Нисейской долине. Аид видел, как резвилась Персефона, и решил тотчас похитить ее. Зевс пообещал брату свою дочь в жены, так как Аид давно питал страсть к Персефоне. Он упросил богиню земли Гею вырастить необычайной красоты цветок. Персефона увидела цветок, протянула к нему руку, но как только он был сорван, разверзлась земля, и на черных конях появился в золотой колеснице бог Аид. Он схватил Персефону, поднял ее на колесницу и скрылся в недрах земли. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь бог Гелиос-Солнце.
Богиня Деметра услышала крик Персефоны. Она поспешила в Нисейскую долину, всюду искала дочь, но нигде не могла найти. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней блуждала Деметра по земле, проливая горькие слезы. Наконец обратилась она к Гелиосу с мольбой о помощи. Бог-Солнце открыл ей, что нет Персефоны на земле, она похищена Аидом. Громовержец-Зевс отдал ее в жены своему брату.
Зевс решил, что две трети года будет жить с матерью Персефона, а на одну треть - возвращаться к мужу своему Аиду.
Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз погружается Деметра в печаль. И вся природа горюет об ушедшей, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона.

   
Зевс и Гера Самым главным богом на олимпе был Зевс. Зевс - исконно греческое божество, сын Кроноса иРеи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. (паралельно его называт Юпитером в римской мифологии) Воцарившись вместо отца,Крон взял в супруги свою сестру Рею. Однако, по предсказанию матери Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, Крон тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однажды Рея обманула Крона, подложив ему вместо младшего сына Зевса камень, завернутый в пеленки, который и был проглочен Кроном. Зевс был тайно выращен в пещере на Крите. Вскормлен молоком козы Амалфе и охраняемый куретами, он вырос, стал могуч и хитроумен. Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил Крона волшебным питьем, благодаря которому Крон изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса - Посейдона, Аида, Геру, Деметру и Гестию. За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии. Затем он начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми. Гера - супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, младшая дочь Кроноса и Реи. Гера была последней, законной супругой Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня, к ее советам прислушивается сам Зевс. В мифах, впервые переданных Гомером и Гесиодом, Гера - образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса. Казалось, ему мало того, что он отец богов, ему хотелось стать родителем едва ли не всех героев. Поэтому жизнь Геры полна тревог, она готова считать каждое удаление божественного супруга свидетельством его измены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: