НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ В ДЕЙСТВИИ




Постановка проблемы экономического роста и различные теоретические подходы к ее решению.

Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование производства и увеличение национального продукта, способствующие решению проблем ограниченности ресурсов и повышению уровня жизни.

Экономическая теория выделяет два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном экономическом росте берут числом, т.е. объем выпуска увеличивается за счет привлечения дополнительных факторов производства. Постоянно вводятся в строй новые фабрики и заводы. Важная особенность экстенсивного развития: наращивание производственного потенциала осуществляется на прежней технической основе.

При интенсивном экономическом росте объемы выпуска и производственный потенциал увеличиваются, но уже на новой технологической основе. В центре внимания оказываются вопросы научно-технического прогресса, реконструкции и модернизации производства.

Экономический рост - одна из основополагающих проблем, стоящих перед всеми странами. По его динамике судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов. Экономический рост является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах.

Главное отличие понятий «экономический рост» и «экономическое развитие» заключается в том, что механизм экономического роста включает труд человека в качестве одного из факторов роста наряду с капиталом, а критерием выступает увеличение объемов ВВП на душу населения.

Существуют известные факторы, которые необходимо изменить в целях ускорения темпов роста, а именно: количество и качество населения и природных ресурсов, фонды капитальных благ всякого рода и, наконец, техническая эффективность, достигаемая посредством определенного сочетания затрат различных факторов в целях увеличения выпуска продукции.

РАСШИРЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫВ ЧАСТНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРАХ

Мы можем начать с наименее спорного мероприятия, направленного на усиление роста. Все согласны с тем, что расширение исследовательской работы — в области чистой науки, прикладной науки, горнорудного дела и машиностроения, руководства и управления — может принести высокие общественные дивиденды, выражающиеся в росте производительности. наименее спорным способом стимулирования ускоренного роста является поощрение и субсидирование исследовательской работы.

РАСШИРЕНИЕ ДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Очевидно, что необходимо увеличить государственные ассигнования на стипендии. Имеются также основания выделить дополнительные фонды для предоставления студентам ссуд на цели обучения их высокооплачиваемым специальностям; ссуды эти они должны погасить впоследствии из своих доходов, возросших благодаря полученному образованию. Если люди все еще будут считать, что этого недостаточно и что страна может получить выгоду от дальнейшего увеличения расходов на дело образования, то очевидный долг правительства состоит в том, чтобы увеличить помощь школам, колледжам и университетам.

ПОДДЕРЖАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ

Люди обычно относятся к безработице так же отрицательно, как к греху. Вовлекая в работу бездействующих людей и машины, можно расширить выпуск продукции. Программа восстановления и поддержания в разумных масштаба полной занятости является третьим неоспоримым средством ускорения темпов роста. В условиях высокого уровня занятости бизнесмены и рабочие могут относиться к повышению производительности более положительно, нежели в условиях низкой конъюнктуры с значительной недогрузкой рабочей силы и мощностей. Если это так, то подобное положительное отношение способствует дополнительному увеличению роста, вызванному политикой полной занятости. С другой стороны, если подстегивающий страх, внушаемый безработицей в условиях низкой конъюнктуры, повышает эффективность рабочих и администрации, то в этом случае имеется возможность, что экономика низкой конъюнктуры может после отставания догнать экономику с высокой занятостью.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ В ДЕЙСТВИИ

Должным образом сочетая фискальную и кредитно-денежную политику, страна со смешанной экономикой может рассчитывать на то. что ей удастся изменить структуру своего чистого национального продукта в условиях высокой занятости в сторону увеличения капиталообразования и уменьшения текущего потребления.

Ускорит темпы капиталообразования путем облегчения кредита и снижения процентных ставок.

Инвестиции в фабрику, которые, не были бы доходными при процентной ставке в 10% годовых, могут оказаться прибыльными, если процентная ставка будет снижена до 6% с соответствующим уменьшением издержек. Или возьмем корпорацию, у которой настолько истощились собственные средства, что она вынуждена отвергнуть требования своих инженеров о введении дополнительных усовершенствований, которые обещают окупиться по итечении нескольких лет или еще ранее.

 

31. Трактовка экономической природы государства в работах представителей кол экономической теории.

Неоклассицизм:

Ближе к 70-м годам стала проявляться новая теория. Открывались новые рыночные системы, рынок преобразовывался, и стало увеличение государственного влияния на рыночную экономику больше. Стали появляться новые правила, требования.

В 70-е гг. кейнсианский подход к оценке роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. Последователи Адама Смита, неоклассики, доказывали, что государство, так же как и рынок, имеет свои «провалы». Из теории общественного выбора нам известно, что государственные органы порой принимают неоптимальные решения, т.е. не всегда эффективные с точки зрения общества.

Неоклассики утверждали, что рыночный механизм способен обеспечивать общую сбалансированность экономики без управления из центра. А роль государства должна сводиться к косвенному воздействию на развитие экономики через проведение разумной денежно - кредитной политики.

Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция увеличивает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средства для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаризмов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирование. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы.

Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Институционализм:

Общество не будет жизнеспособным,если в нем не удается уменьшить свободный путь к ресурсам. Свободный путь к ресурсам приводит к уменьшению богатства общества.Ограничения свободного пути можно разделить на четыре основные группы:

1. ограничение использование ресурсов,с последствием угрозы применения силы;

2. правила которые влияют на побуждения людей и понижают издержки исключения;

3. правила в обществах например:обычаи,которые действовали, пока не существовало государство

4. правила которые установило само государство, и оно берет на себя обязанность защиты прав собственности, представляющая значительная экономия от масштаба.

Существуют два теоретических подхода к термину государства: теория общественного договора и теория эксплуатации.

Первая теория связана с теорией Джона Локка и идеями Руссо, второй с суждениями Томаса Гоббса. Различия в этих теориях заключается в том,что различаются взгляды на природу человека и на «естественное состояние»,которое возникло еще до сложилось государство.Теория общественного договора Локка,рассматривает возникновения государства как первоначальный контракт,что права человека на определенные ресурсы принадлежат другим участникам договора в обмен на отказ от требования на ресурсы других лиц.Люди условились уважать права друг друга на определенные ресурсы. Роль государства в этой теории сводится к тому, что оно выступает кактретья сторона, которая гарантирует соблюдение условия договора.Следовательно эта теория государства возникает для получения экономии от масштаба, основание государства дает возможность человеку использоватьмалое количество ресурсов на защиту собственной собственности и тем самым увеличивает богатство общества.

Например Калифорнии возникла неформальная конструкция прав соб-

ственности, не укрепленная власть государства. Вся террито-

рия Калифорнии оказалась разбитой на пятьсот регионов(дистриктов), каждый

из них имея свою систему прав собственности. Изучив сложившиеся правасобственности,формирование этих систем соответствовало логике первоначального общественного договора.

Золотоискателем удалось отойти от этой системы и установить исключительные права на золотоносные участки,и при этом издержки были низки.Золотоискателям давали одинаковое оружие,они были одинаково сильными людьми и из них никто не пользовался охранников. Золотоискатели вступая в договор,получали не меньше прав,чем если бы не приняли насилие в индивидуальном порядке были решающими факторами при распределении прав собственности. Распределение участков подобало предсказанием контракта,они получали маленький по площади участок,если он был более золотоносными илион был расположен близко к реке, и большие по площади, если он был дальше от реки.

Теория эксплуатации Гоббса, наблюдал состояние людей как ситуацию типа «дилеммы заключенных», войны всех против друг друга. Государство в этой теории появляется для того, чтобы общество не деградировало в состояние

войны. Эти теории считаются в государстве возникновения группы или класса. Основная функция государства цель которой заключается в том, чтобы получитьмаксимальный доход путем перераспределения от граждан государства в пользу правящей группы или класса. Права собственности,которая устанавливает эта группа,обращены не на повышение благосостояние людей,а на достижение максимальной прибыли в пользу лиц,находящийся у власти. Следовательно контрактный подход объясняет почему государство может предоставить условия для экономии ресурсов и способствовать росту общественного благосостояния.Теория государства выполняет функцию: выполняет условия для роста общественного благосостояния. Выгоды связанные с заключением договора не рассматривает то что люди будут стремится к собственному благосостоянию и перераспределению богатства в пользу своей группы. Теория эксплуатации, не придает значения максимальным выгодам,уделяя внимание вынимая ренты у людей,лицами которые контролируют государство.Контрактная теорияосновывается на равное распределение потенциала насилия, а теория эксплуатации предполагает обратное,его неравное распределение. Уточнимпонятия «насилие»,оно тесно связано с проблемой власти.Насилие можнопризнать как ограничение физических возможностей, доступное одному человеку(или группе), воздействовать на способность реализовывать принимаемые решения. Насилие возникает проявлением власти. Человек, обладающий властью, имеет возможность получить желаемый результат, влияя на поведение других людей,у которых отсутствует эта власть выбрали бы другой результат. Таким образом, люди заключают вынужденный контракт. Насилие может иметьвстречный характер, и в этом случае может возникнуть противоборствоперераспределения деятельности, в результате этого она может быть ограничена или и вовсе невозможна.

Кейнсианство:

Анализируя экономические процессы конца 20-х- начала 30-х г.г. ХХ века и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Революционный характер имели 2 его основные идеи (развитые в дальнейшем неокейнсианцами и посткейнсианцами):

1) Рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. Процессы приспособления в ней протекают медленно, с неторопливым изменением цен, в условиях несовершенной информации и сохранением социальных привычек населения. Поэтому не случайно при определенных условиях - когда отсутствует возможность быстрого уравновешивания рынков - она оказывается в состоянии глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийные силы рынка ее вывести не могут. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, подправляющего "сбои" ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией "регулируемого капитализма" государство должно решительно отойти от роли "ночного сторожа", как это и было, например, сделано в 30-е гг. в США в рамках так называемого "курса Рузвельта".

2) Выдвижение в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования спроса. Основной фактор развития экономики по Кейнсу - наличие "эффективного спроса", состоящего из личного потребления и производственного потребления (инвестирования). Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Основной психологический закон: потребление растет медленнее, чем доход, так как с ростом дохода повышается предельная склонность к сбережению. Чтобы нейтрализовать негативное влияние основного психологического закона на уровень производства и занятости, государство должно стимулировать инвестиции. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

Стимулирование активной инвестиционной деятельности требует увеличения государственных расходов (с их мультипликативным эффектом) и перераспределения национального дохода через повышение налогов для наиболее обеспеченных слоев населения. Путем повышения государственных расходов оказалось возможным повернуть ход экономического развития в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, обеспечивая тем самым и прибыль предпринимателям. Доказывалась необходимость бюджетного финансирования (даже с возможным дефицитом), перевода в собственность государства нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, выплаты социальных пособий, организации общественных работ.

Таким образом, главные черты кейнсианской модели макроэкономической политики:

· высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

· создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных (а также смешанных) предприятий;

· выдвижение в качестве главных целей стабилизации экономического цикла и достижение высокого уровня занятости - "полного" или, позднее, "неинфляционного";

· первенство бюджетно-налоговой политики. При этом особо важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса. Кредитно-денежная политика в этой макроэкономической "смеси" призвана была лишь приспосабливаться к бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию расширением кредитно-денежного предложения, а бюджетное сдерживание - ограничениями последнего. Главная цель этой согласованной кредитно-денежной политики - поддержание устойчивых или снижающихся в долговременном плане процентных ставок.

32. Концепция государственного воздействия на экономику в различных колах экономической теории.

Меркантелисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип
"laissez faire") создает гармоничное устройство".

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики
США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политик и Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились.

Монетарим.

Первоначально Монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названием некоторых работ видных представителей монетаристской теории (книга Г. Джонсона «Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция»). Одновременно с критикой кейнсианской макроэкономической теории и экономической политики лидер монетаристов М. Фридман и его сторонники разработали монетарную теорию определения уровня национального дохода и теорию цикла.

Главный инструмент государственного вмешательства в экономику, по мнению монетаристов - стабильная кредитно-денежная политика. Устойчивость денежного обращения - главная предпосылка частного накопления капитала, повышения эффективности, ускорения роста в долговременной перспективе.

Монетаризм — школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.

Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка - наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, в частности, в проведении антиинфляционной политики.

33. Отражение эволюции международных экономических отношений в экономической мысли.

 

По мере накопления исторического опыта сложилось два принципиальных теоретических подхода к объяснению особенностей международного торгового обмена на основе свободной торговли без ограничений и государственного вмешательства в целях содействия внешней торговли с учетом национальных интересов. Международные экономические отношения – первая проблема из широкого круга экономической проблематики, которая начала исследоваться в рамках школы меркантилистов, за которой традиционно признается первенствующее по времени место в ряду школ экономической мысли.

Меркантилизм (от итал. – торговец, купец) — учение об источниках богатства общества в активном балансе внешней торговли, обеспечивающем приток в страну золота и серебра. Экономическая политика раннего капитализма характеризовалась активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь. В период раннего меркантилизма (последняя треть 15 – середина 16 вв.) запрещался вывоз денег за границу, а суммы, вырученные за продажу, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных изделий. В период позднего меркантилизма (вторая половина 16 – 17 вв.) осуществлялась государственная протекционистская политика в отношении увеличения отечественного производства товаров для экспорта, что способствовало активному торговому балансу за счет вывоза готовых изделий за границу. Виднейшим представителем меркантилизма во Франции был Антуан Монкретьен (1575 – 1621), который впервые в 1615 г. ввел термин «политическая экономия».

Либерализация международных экономических отношений содействует переходу к открытой экономике и носит антимонопольных характер. Многие государства, как правило, одновременно заинтересованы как в либерализации и открытии своей экономики, так и в протекционизме — защите ее от негативных воздействий внешних факторов. Либерализация, по существу, означает сокращение протекционистской политики государства. Наиболее характерная форма либерализации — политика фритредерства.

Предшественниками глобализации были британские фритредеры, выступавшие за свободный рынок без границ и таможни. Фритредерство(англ. — свободная торговля) — направление в экономической теории и политике, выдвигающее требования торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность. Теоретическое обоснование политики свободной торговли, выгодной всем странам и народам, дали А. Смит, Д. Рикардо, Ф. Кенэ и другие экономисты. Движение сторонников фритредерства зародилось в последней трети XVIII века в Англии, и было связано с промышленной революцией. Борьба английских фритредеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших высокие цены на сельскохозяйственные продукты в интересах крупных землевладельцев. В результате была осуществлена таможенная реформа, и в середине XIX века фритредерство полностью победило в Великобритании. В дальнейшем тенденции фритредерства проявились временно в торговой политики Франции, Германии, России (в 50— 60-е годы XIX в.) и других странах. Однако большинство государств придерживалось протекционистской политики. В ХХ веке принципы фритредерства — либерализации условий торговли — осуществлялись на практике в деятельности международных организаций и региональных экономических союзов.

С эпохи первоначального накопления капитала важнейшей составляющей экономической политики государства было соотношение протекционизма отечественному предпринимательству и либерализация международных экономических отношений. Здесь сложились две крайности — от преимущественной опоры на собственные силы (автаркия) до активной борьбы за рынки сырья и сбыта.

Протекционизм (лат., покровительство, защита) — государственная политика, направленная на поощрение отечественной экономики, её защиту от иностранной конкуренции, на расширение внешних рынков. Протекционизм осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза импортных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с отечественными товарами. В этих целях используются тарифы и квоты, налагаемые на импортную продукцию. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа (таможенные пошлины) на ввозимые товары и через нетарифные ограничения (нетарифные барьеры). К последним относятся количественные и валютные ограничения импорта товаров, антидемпинговые пошлины и др. Протекционизм охраняет, прежде всего, развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства. Теоретической базой было учение меркантилистов.

Характер протекционизма менялся в зависимости от исторической эпохи. В эпоху первоначального накопления капитала меркантилисты-теоретики и практики протекционизма требовали у власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.

В период перерастания капитализма в монополистическую стадию "защитный" протекционизм сменился "наступательным", цель которого завоевание внешних рынков на основе защиты от иностранной конкуренции наиболее развитых отраслей промышленности. Получение монопольных прибылей внутри страны давало возможность реализации товаров на внешнем рынке по низким демпинговым ценам. Для современной мирохозяйственной интеграции характерен региональный протекционизм, который осуществляется на основе согласованных действий группы стран.

34. Постановка проблемы глобализации мировой экономики и национальной экономической безопасности в экономической науке.

 

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Понимание процесса глобализации происходит с двух сторон, то есть существуют 2 подхода к ее развитию: революционный и эволюционный.

Первая школа говорит о том, что мощные современные государства вопреки любой степени глобализации сумеют сохранить свой собственный экономический и силовой потенциал, что в любом случае национальная политика, а не «невидимая рука рынка» (по теории Адама Смита) будет определять экономическое развитие страны. Страны и народы готовы пожертвовать своим благополучием, если речь идет о преследовании национальных интересов, но они не готовы сдаться на милость ТНК.

Вторая школа считает, что скоротечное, непродуманное занижения значения национальной идентичности чревато колоссальной дестабилизацией отдельных стран и мировой системы в целом. Своим требованием свободного рынка США и МВФ уже превели к социальным взрывам в Индонезии и др. странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Американец Дж. Грей пишет, что фактически США осуществляют революционный захват мировой экономики, и любая другая «экономическая цивилизация» подвергается угрозе уничтожения. Восхождение на престол идеологии, которую, Грей называет «фундаментализм свободного рынка», полностью соответствует интересам одной страны – США.

Третье направление – (П.Хирс и У.Томпсон) считает, что в общем и целом глобализация – это миф, направленный на сокрытие конфронтационной реальности развития мировой экономики, которая все больше представляет собой жестко сдерживаемый баланс сил трех региональных блоков – Северной Америки, Европы и Восточной Азии. Силы рынка отнюдь не вырвались из-под контроля, они зависят от регулирующих правил национальных правительств. Т.е. в реальности правительства не являются покорными жертвами интернационализации, они являются первостепенными по значимости ее творцами.

Четвертое направление - обращает внимание на внутренние проблемы самих лидеров глобализации, на то что в этих странах возникают обширные зоны производства, которые самым непосредственным образом страдают от открытия границ конкурентам, способным производить сходные товары с меньшими издержками – текстильная промышленность, «дымные» отрасли. Уже в США все очевидней становится тот факт, что игра по правилам глобализации окупаема далеко не для всех производителей.

Пятое направление – возглавляемое Ягдишем Багвати из Колумбийского университета, Полом Крюгманом из Массачусетского технологического института и Джозефом Стиглицем бывшим главным экономистом ВБ. Они считают, что следует стремиться к свободному движению товаров, но не капиталов. Так как рынки капиталов нестабильны по своей сути природе и требуют государственного контроля как минимум над обменными курсами. Т.е. в определенной степени возвращается кейнсианская вера в государство, как легитимного участника процесса развития, что подрывающее действует на сами основы глобализационных теорий.

Шестое направление – представляют американские изоляционисты – Патрик Бьюкенен («Смерть Запада», «Правые и не-правые»). Воспринимают глобализацию как систему допуска на богатый и справедливый американский рынок демпинговых товаров из стран с почти рабским трудом, как уход американского капитала в зоны дешевой рабочей силы, что лишает работы большие массы американцев, разрушает американскую экономику и ослабляет международные позиции Америки. В этом смысле Бьюкенен назвал глобализацию «заменой коммунизма» в качестве главного противника Америки.

Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность. экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической..

под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

формулировка экономической безопасности позволяет выделить три части этого понятия.

Первая - это достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня национальной безопасности страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил.

Вторая - создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный сектора, в том числе, на частное предпринимательство, т.е. на все уровни - государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т.е. обеспечению первой составляющей.

Третья - защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой.

Все три составляющие тесно взаимосвязаны,

Принципиально важным является баланс (гармоничное сочетание) национальной и экономической безопасности. с экономической точки зрения обеспечение национальной безопасности в основной своей части - обороноспособности, это по существу расходная (затратная) часть, необходимость которой определяется гипотетически -уровнем предотвращенного ущерба в случае войны, однако одновременно для баланса должна быть и доходная часть, обеспечиваемая созданием наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц) в экономической сфере и защищенностью их интересов.

 

35. Теоретические подходы к исследованию теневой экономики.

Наиболее популярным на сегодняшний день является подход, рассматривающий реальную экономику как совокупность формальной (или официальной) и неформальной (или неофициальной) экономик. Сторонники этого подхода в самом общем виде определяют неформальную экономику как совокупность видов экономической деятельности, которые по тем или иным причинам не учитываются государственной статистикой, не охватываются налогообложением и не включаются в ВВП. В рамках этого подхода, который применяется главным образом при макроэкономических расчетах и нацелен на определение масштабов неформальной и теневой экономики, неформальная экономика включает в себя: 1) ведение домашнего хозяйства, натуральное производство мелких сельских производителей, случайные заработки студентов, деятельность различных добровольных объединений соседей; 2) некоторые виды формализованной деятельности, ведущиеся с нарушением существующих правил, чаще всего для того, чтобы избежать выполнения определенных экономических обязательств по отношению к обществу (выплаты налогов, пошлин и т.д.); (обычно они возвращаются в формальный сектор при измене



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: