Одномерный человек (Маркузе)




Социокультурные типы человека

Критерии выделения

Социокультурный тип, который формировался определенной культурой, определенным обществом. Иногда разделяют и говорят отдельно о человекекультурном и человеке социальном. Культурный может быть по регионам (западный человек, русско-сибирский). Социальный – с типом общества (рабовладелец), с типом социальной структуры.

Соединив, получаем жителя Афин.

Как выделять?

Социальную типологию со структурой.

Культура в соответствии с формами (духовная, материальная). Т.о. существует много критериев.

Исторический критерий (чел античный). Современный тип начался с 20 века, 21 начался, но еще не обозначился другой новой к-й(живем еще к-й 20века). Социокультурный тип чел-а во времени.

Региональный критерий (восточный, западный чел., африканец, сибиряк и т.д.)основа как выделение самостоят. государств (в графе национальность – сибиряк).

Эти критерии дополняют друг друга, все имеют место споры об особом типе чел-ка.

Исторические типы

 

Более универсальный характер. Используют прежде всего историки.

1. Процесс развития человека с начала его появления по настоящее время. Современный тип человека существует 40-50тыс.лет. до этого анхантропы (неадертальцы и др. ветви исторического типа чел-ка). Хомо сапиенс тоже м.б. дифференциирум в зависимости от его атрибутов. В зависимости от времени различные способности (лучше видит, слышит). Античный чел более эмоционален. В средние века то плакали, то смеялись, непосредственная эмоциональность. Церковь затормаживала, «тушила» эмоциональность, что привело к появленю рационального чел-а.

2. Зависимость от атрибутов.

 

Современная культура и проблема ее дегуманизации.

Дегуманизация появилась недавно. Говорили авторы начала 20 века (Бердяев, Блок, Шпенглер).

Суть: культура имеет свой смысл, главное предназначение – воспроизводство человека. Когда не справляется, не воспроизводит, тогда происходит ее дегуманизация. Это регрессия культуры, ее кризис, связано с регрессом развития чел-а. Исчезает человек как современный тип, из-за того, что культура ноходится в упадке. Культура становится все более массовой, агрессивной, классическая культура вытесняется. Вместо силы – насилие(подмена ценностей). Показателем силы становится право исполнения насилия, если отказались от того, что занчит слабый. Появляется культ «насилия».

Искусство. (Вальтер Баньямин). Деструктивное воздействие на человека, утрачивает духовную ценность. Появляется с момента тиражирования. Опошление, профанация искусства. Когда кто-то считает, что это и есть культура, появляется вульгарная культура. (бульварная лит-ра, сериалы). Развлекает, приносит удовольствие, но не развивает человека. Дегуманизация связана коммерционализацией искусства. Происходит в самых разных направлениях. Дополняется глобализ, этнические различия стираются(культура поддерживалась народом). Меняется человек, человек меняет культуру и наоборот. Культура утрачивает свой национальный образ. «Если культура утрачивает свою основную особенность (дегуманнизируется), можно ли ее назвать культурой?» - Шпенглер.

 

Одномерный человек (Маркузе)

Не в смысле гармоничный, соблюдающий меру(древность), под мерой имеется в виду некие качественный характеристики, которые выражают стандартную, усредненную природу. Воспроизводимость с пом. индустрии, общественные каноны (мера быть как все), с заниженными требованиями.

Вальтер Беньямин: «эпоха воспроизводимости». Маркузе написал в 60-е годы. Воспроизводить соц параметр чел-а в постиндустриальном обществе.

Насыщенность позитив, творческ характеристиками менее интенсивна. Мера видется различной у разных обществ. Противоречие между цивилизацией и культурой. Цивилизация – нечто усредненное, человек технологический, по своей эконом природе связан с индустрией, с технологиями. Чем выше технологии, тем больше возможностей воспроиз-я одномерного чел-ка. Попытки преодолеть одномерность, появление постмодернизма (стремление быть непохожими). Стремление непохожести, еще один элемент одномерности. Мера меняет свой характе, современная мера отличается от меры Маркузе. Человек «одной меры» был известен в истории и в разных областях(сословия,касты и т.д.). Социальная воспроизводимость не обязательно связана с индустрией, но и с появлением традиций, запретов. Мера имела культурный характер, сейчас воспроизведение с появлением технологий (СМИ, образование, полит регуляторы и т.д.). Утрачивается критерий, согласно которому сформировался человек. (В СССР – характеристики советского человека). Сейчас стандарта как такового нет.

Итог: в современной культуре приобретает необычное значение, необходимы усилия для воспроизводства (раньше традиции, теперь технологии). Раньше не задумывались. Жили внутри традиций. Система образования – мы включены в воспроизводство. Насыщенность разная(ментальность). В СССР – коллективистская культура, сейчас – индивидуальная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: