Основные битвы Крымской войны




Альминское сражение, 8 (20) сентября 1854 года (у села Вилино).

Балаклавское сражение, 13 (25) октября 1854 года.

Инкерманское сражение, 24 (5) октября 1854 года.

Евпаторийское сражение, 5 (17) февраля 1855 года.

Севастопольское сражение, Селенгский редут, Камчатский люнет, 26(7) мая 1855 года.

Первый штурм Севастополя, Малахов курган, 18 июня 1855 года.

Сражение на Черной речке, 4 августа 1855 года.

Второй штурм Севастополя, 27 августа 1855 года.

Восточная война глазами англичан. Литографии из альбома "The seat of war in the East"

("Театр боевых действий на Восточной войне") Уильяма Симпсона

Уильям Симпсон (William Simpson) британский художник и военный корреспондент. В этом качестве находился в Крыму почти во все время войны. Более 80 его акварелей были сделаны на местах боев. Эти изображения Крымской (Восточной) войны, изданные в 1855 году в Лондоне, считаются лучшими в истории.

 

Трудное возрождение

Разрушенный Севастополь, покинутый оккупантами летом 1856 года, представлял собою зрелище одновременно ужасное и величественное. На засыпанных ядрами улицах чернели глазницами окон разрушенные дома. После артиллерийских обстрелов сохранились целыми лишь 14 зданий. В бухте повсюду торчали из воды мачты затопленных кораблей. На покрытых серой пылью взорванных бастионах, среди перевернутых пушек и брошенных снарядных ящиков, прорастала первая трава. Водопровод, разрушенный неприятелем в первые дни осады, не работал, и оставшиеся в городе жители изнывали от жажды.

Летом 1860 года побывал в Севастополе великий русский драматург Александр Николаевич Островский. В письме артисту Малого театра П.М. Садовскому он рассказывал о своих впечатлениях: "Был в несчастном Севастополе. Без слез этого города видеть нельзя, в нем положительно не осталось камня на камне...".

Работы, а значит, и заработка, в Севастополе не было и не предвиделось: Парижский мир грозил поставить на городе крест. Утратив значение военно-морской базы, город мало интересовал российское правительство. Значение города снизилось настолько, что его включили в состав Ялтинского уезда Таврической губернии.

Единственное, что оставалось в активе у Севастополя, это его мировая слава. Даже наши противники признавали, что севастопольская эпопея — великая страница в истории, что уж говорить о тех, кто относился тогда к России доброжелательно. На бастионах Севастополя бок о бок с русскими врачами сражались за жизни наших раненых медики из Пруссии и Америки. Все они были добровольцами, к тому же — прошедшими суровый отбор.

Среди этих, иностранных героев Севастополя, не случайно было много американцев. Россия и Соединенные Штаты с момента образования этого государства и вплоть до начала XX века находились в традиционно дружественных отношениях. Не удивительно, что восхищенные мужеством нашего города американцы в 1853-1856 годах основали в своей стране пять новых Севастополей!

На руины «русской Трои» потянулись толпы туристов. По Черному морю, раньше закрытому от посторонних, а теперь свободному для торгового мореплавания, стали устраиваться туристические круизы. Посещение Севастополя, черноморской твердыни, было в них обязательным. Сюда ехали ветераны из Англии, Франции, Турции и Италии, ехали матери и вдовы тех, кто погиб (иностранные воинские кладбища сохранялись в Севастополе вплоть до Великой Отечественной войны, а смотритель французского мемориала даже носил звание консула Французской республики. Во время последней войны кладбища сильно пострадали, а в годы Холодной войны были постепенно и целенаправленно уничтожены. В канун 150-летия Крымской войны все иностранные мемориалы были восстановлены, с разрешения правительства Украины, и за средства соответствующих стран) в дни осады и штурмов. Ехали просто любопытные...

Выжившие севастопольцы служили приезжающим гидами и охотно водили их по местам недавних сражений. Так, впервые в своей истории, Севастополь стал туристической меккой.

В 1867 г. Севастополь в качестве туриста посетил американский писатель Марк Твен. «Помпея сохранилась куда лучше Севастополя. В какую сторону ни глянь, всюду развалины, одни только развалины... Будто чудовищное землетрясение всей своей мощью обрушилось на этот клочок земли», писал он. Два увезенных с собой из Севастополя пушечных ядра он хранил потом всю жизнь.

Только в 1870 году, окрепнув благодаря реформам, экономическому росту и многолетним усилиям российской дипломатии под руководством канцлера князя А.М. Горчакова, Россия отказалась выполнять условия Парижского договора. А 1 марта 1871 года была подписана Лондонская конвенция, отменяющая эти позорные для России статьи. Страна получила возможность начать возрождение флота и Севастополя.

Севастополь начал оживать, он снова стал базой русских боевых кораблей. России нужен был мощный, боеспособный флот, поэтому в Севастополе начинают строить миноносцы и броненосные корабли. Первые корабли новой Черноморской эскадры переоборудовались из гражданских пароходов — флот нужно было создавать заново. Начинается быстрое возрождение города.

Когда в 70-е годы 19 века началось возрождение города, возникла угроза, что оборонительная линия времен Обороны окажется застроенной. Поэтому в 1875 году городская Дума приняла специальное постановление, запрещающее строительство на местах былых боев. Появилась идея превратить линию бастионов в парково-мемориальную зону. Ей даже придумали название: «Исторический бульвар». Полностью воплотить эту идею в жизнь не удалось: город рос и неудержимо «наползал» на старые бастионы. Но большая часть грандиозного замысла все-таки была реализована, и у вас есть возможность посетить мемориальные комплексы Севастополя, посвященные памяти его первой обороны.

В 1876 году было завершено строительство железнодорожной линии Лозовая-Севастополь, и Севастополь стал развиваться как коммерческий порт и коммуникационный центр, превращаясь в европейского типа город. В 1890 году Севастополю был присвоен статус морской крепости 3-го класса. Поэтому в 1894 году коммерческий порт был упразднен — переведен в Феодосию. Это решение очень болезненно воспринял и в предпринимательских кругах. Но на то были веские причины: у России появилась необходимость в строительстве мощного военного флота и его базы на Черном море, а открытость Севастопольского порта слабо сочеталась с необходимым режимом секретности.

Предприниматели Севастополя начинают развивать в городе курорт, а военные строители тем временем возводят сложную и до сих пор во многом таинственную систему фортификации.

Тогда город впервые начинает активно зарываться в землю: в вырубаемых в толще мягкого известняка штольнях появляются склады, арсеналы, заводы и мастерские, командные пункты и разветвленный лабиринт тайных ходов между береговыми батареями. Над подземным Севастополем повисает завеса тайны, которая с каждым годом становится все плотнее.

Россия, вошедшая к началу 20 века в пятерку наиболее развитых стран мира, вкладывала в развитие Севастополя все более значительные средства. В результате, город был третьим в России, где появилось электричество, а в 1898 году здесь (раньше чем в Москве и Петербурге) был пущен трамвай. В том же году в Севастополе появился телефон и электрическое освещение улиц.

Первые севастопольские трамваи

С 80-х годов 19 века началось строительство военных кораблей на Севастопольском адмиралтействе, с 1898 года и по сей день именуемое "Морским заводом". В 1881 году была принята программа строительства основных ударных сил флота. Предполагалось в течение 20 лет построить 8 эсминцев, 2 крейсера и 19 миноносцев. В состав флота также поступали минные катера и миноноски, а в первые годы 20 века появляются и многобашенные броненосцы, самым знаменитым из которых стал броненосец "Потемкин".

Севастопольское адмиралтейство

В 1899 году был создан "Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны". В течение 6 лет велись грандиозные работы по строительству комплекса памятников защитникам города: были возведены мемориалы на всех бастионах, созданы памятники руководителям обороны: Нахимову, Корнилову, Тотлебену, а 14 мая 1905 года состоялось открытие главного памятника — Панорамы, полотно которой было написано выдающимся художником Ф.А. Рубо.

Исторический бульвар и здание "Панорама Севастопольской обороны"

В первые годы XX века Севастополь и Балаклава стали "писательской Меккой": здесь бывали и подолгу жили десятки выдающихся деятелей отечественной культуры. В этот период город активно развивался как курорт. В городе появились новые гостиницы, пансионаты, построили грязелечебницу. Для изучения флоры и фауны Черного моря в Севастополе были основана Биологическая станция, которая позже превратилась в крупный научно-исследовательский центр. На базе станции был открыт для посещения широкой публики первый в России аквариум морских рыб. Начились активные археологические исследования древнего Херсонеса.

Биологическая станция

С 1892 года начал действовать Херсонесский музей древностей, основанный заведующим раскопками К.К. Косцюшко-Валюжиничем. В 1888 году Россия отмечала 900-летие принятия православия. К юбилею на развалинах Херсонеса был возведен Владимирский собор по проекту архитектора Д.И. Гримма. Храм был закончен и освящен в октябре 1891 года.

В 80-е годы XIX века после очередной русско-турецкой войны Россия энергично создавала на Черном море броненосный флот. С 1894 года Севастополь восстановил статус главного военного порта, в город возвратились штаб и другие органы управления Черноморского флота. На реконструированных стапелях адмиралтейства строились боевые корабли различных классов, вплоть до эскадренных броненосцев. Возродилась севастопольская крепость.

Источники:

Гармаш П.Е. Город-герой Севастополь. Путеводитель. — Симферополь: "СОНАТ", 2004.

Севастополь: путеводитель. Севастополь: "Библекс", 2009.

Хапаев В.В. Севастополь. Город бастионов. Севастополь: Бизнес-Информ, 2006.

Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь: "РуБин", ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.

Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Крым. — М.: Вече, 2005.

Все о Крыме: Справочно-информационное издание. — Харьков: Каравелла, 1999.

История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках). — Симферополь: Атлас-компакт, 2007.

Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.

Золотарев М.И., Хапаев В.В. Легендарный Севастополь: увлекательный путеводитель. — Севастополь, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: