IV. Игра «назови ласково».




План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. тему «Звук [ш]»).

II. Постановка звука [ж].

III. Игра «Жук летит» (по предметным картинкам: цветок, дерево, яблоко и др.). Имитация голосом полета жука.

IV. Подвижная фа «Жук и птица». Выбирается ребенок-ведущий, он — «птица», которая охотится на жуков. Остальные дети — «жуки», они передвигаются по помещению и жужжат. Когда появляется «пти­ца», «жуки» замолкают и прячутся (приседают).

V. Попевка.

Жуки

Мы жуки, мы жуки,

Мы живем у реки.

Жу-жу-жу-жу-жу.

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

Жу-жу-жу-жу-жу.

М. Лазарев

VI. «Поймай звук». Выделение звука [ж] хлопком на слух сначала среда гласных, затем — среди согласных и далее — всех звуков в словах (3—5 слов). Подбор картинок к данным словам.

VII Итог.

ЗАНЯТИЕ 2. Автоматизация звука [ж] в прямых слогах

Задачи. Автоматизировать звук (ж) в прямых слогах. Развивать фо­нематический слух — учить выделять звук [ж] из ряда предложенных.

Сюжетно-игровая основа: «Умный жук».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см предыдущее занятие).

II. Игра «Жук летит» (см предыдущее занятие).

3.Автоматизировать звук [ж] в прямых слогах.

III. Игра «Магнитофон». Повторение слоговых рядов перед зеркалом (сопряженно с логопедом, затем – по беззвучной артикуляции логопеда, далее самостоятельно).

Жа-жа-жа, жи-жи-жи, жо-жо-жо, же-же-же, жу-жу-жу.

IV. Игра «Ладошка». Обводить ладонь поочередно пальцами другой руки, нажимать поочередно на каждый палец и произносить слоги.

V. Игра «Построй лесенку». Произнесение слогов (на каждый правильно произнесенный слог ребенок получает палочку и затем складывает из палочек лесенку).

VI. Игра «Лесенка». Пальцами рук «поднимается» по лесенке и произносит слоги.

VII. Игра «Поймай звук [ж]». Выделение звука [ж] хлопками на слух из ряда:

а) гласных звуков;

б) согласных звуков (без схожих по артикуляции и без свистящих);

в) всех согласных звуков.

VIII. Попевка «Жуки».

IX. Игра «Доскажи словечко».

Е-жи, пля.., стри.., мор.., эта.., но.., гара…

X. Итог

 

ЗАНЯТИЕ 3. Автоматизация звука [ж]

В обратных слогах

Задачи. Автоматизировать звук [ж] в обратных слогах. Развивать фонематический слух – учить выделять слоги со звуком [ж] из ряда предложенных.

Сюжетно- игровая основа: «Женя в гостях у жука».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см предыдущее занятие).

II. Игра «Поймай песенку жука». Выделение звука [ж] хлопками на слух: аж- ма, ал-ма, ар-ма, уж-ма, ун-ва, ус-ма, иж-ма, ид-ка, еж-да.

III. Игра «Пирамидка». Пропевание слогов ажа, ужу, (при снятии колец с игрушечной пирамидки) и ажа, ижа, (на надевании колец).

IV. Игра «Мозаика». Пропевание слов с указанием на конкретный цвет: синий цвет – ажа, желтый – ожо и др.

V. Игра «Пианино». Произнесение (пропевание) слогового ряда ажа-ожо-ужу-ижи принажатии на клавишу (последовательность и количество слогов можно менять).

VI. Игра «По дорожке».

А) Перед зеркалом: пальцы «шагают» по дорожке с произнесением слогового ряда ажа-ожо-ужу-ижи-еже.

Б) Хождение с произнесением слогового ряда ажа-ожо-ужу-ижи-еже.

VII. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела,

Аза нею шмель – шмелек и веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.

Пожужжали, пожужжали, от усталости упали.

VIII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 4. Автоматизация звука [ж] в слогах со стечением согласных

Задачи. Автоматизировать звук [ж] в слогах со стечением соглас­ных. Развивать фонематический слух — учить выделять слова со зву­ком [ж].

Сюжетно-игровая основа: «Встреча с жабой».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие).

II. Игра «Пирамидка». Пропевание слогового ряда ежди-ажда- ужда-ожда (при снятии кольца с игрушечной пирамидки) и ажна- ожно-ужну-ежне (при надевании кольца).

III. Игра «Построй домик (заборчик, мостик) из палочек». Про­изнесение слогов (на каждый правильно произнесенный слог ребенок получает палочки и складывает из них постройки).

IV. Игра «Собери бусы». Произнесение слогов с одновременным нанизыванием бусинок на леску.

V. Игра «Разрезные картинки». Найти вторую часть картинки и

закончить слово.

Фла-жок, утю.., сапо.., пиро.., кру...

VI. Игра «Доскажи словечко». Игpy можно проводить перед зеркалом или без зеркала с мячом.

Ва-жный, бума.., бага.., ну.., кни.., дру.., вью.., приле.., ни.., бли.., не…

VII. Игра «Поймай слово». Выделение звука [ж] хлопком на слух в словах в начале слова, затем в середине слова.

VIII. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 5. Автоматизация звука (ж) в словах с прямыми слогами

Задачи Автоматизировать звук [ж] в словах с прямыми словами. Развиватьфонематическийслух — учить выделять слова со звуком [ж] из ряда предложенных.

Сюжетно-игровая основа: «В гостях у жука».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие).

II. Игра «Пальчики здороваются». Повторение прямых слогов.

III. Игра «Повтори также». Повторение слов по образцу.

Слова: жук, жужелица, живот, жир и др.

IV. Игра «Назови картинку». Самостоятельное называние пред­мета по картинкам (жилет, жаба, журавль, жакет и др.).

V. Игра «Что пропало?» (по вышеуказанным предметным кар­тинкам).

VI. Игра «Доскажи словечко».

Мудры плотин строители,

Бобры — речные... (жители).

Дед Мороз круглый год

В белом домике... (живет).

Мальчик к доктору идет:

— У меня болит... (живот).

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не... (жалеют).

Зеленеет ель в бору

В зимний холод и в... (жару).

VII. Игра «Сложи картинку». Складывание разрезных предметных картинок (ёжик, жук, жираф)

VIII. Попсвка «Жуки» (см. данную тему, занятие 1).

IX. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 6. Автоматизация звука (ж) в словах с прямыми слогами

Задачи. Автоматизировать звук [ж] в словах с прямыми слогами.

звивать фонематический слух — учить выделять слова со звуком [ж] из ряда предложенных.

Сюжетно-игровая основа: «Встреча жука и жирафа».

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика для [ж].

II. Игра «Вспомни слово». Припоминание картинок (см. предыду­щее занятие) с изображениями на звук [ж].

III. Игра «Большоймаленький».

флаг — флажок, снег — снежок, берег — бережок, друг — дружок, сапог — сапожок, пирог — пирожок, круг — кружок, утюг — утюжок.

IV. Игра «Один — много».

Еж — ежи, чиж — чижи, па.ж — пажи, пляжпляжи, стрижстрижи, моржморжи, этажэтажи, гаражгаражи, экипаж — экипажи.

V. Игра «Превращение». Замена в словах первого звука на звук [ж].

Лук — жук, зал — жал (глагол), датьжать, баба — жаба, печьжечь, горажара, маюжало, пакетжакет, бетонжетон, пучокжучок, вилкажилка, болетьжалеть, Веня - Женя.

VI. Игра «Выдели и посчитай желуди» (по рабочей тетради).

VII. Попевка «Жуки» (см. данную тему, занятие 1).

VIII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 7. Автоматизация звука |ж| в словах со стечением согласных

Задачи. Автоматизировать звук [ж] в словах со стечением соглас­ных. Развивать фонематический слух — учить выделять слова со звуком [ж] из ряда предложенных.

Сюжетно-игровая основа: «Веселый дождик».

 

План занятия

I. Артикуляционная гимнастика (см. предыдущее занятие).

II. Игра «Какие бывают дожди?». Подбор родственных слов. Уточнение значения слов.

Дождь- дождик, дождинка, дождливый, дождевик, дождище.

III. Игра «Кого намочил дождь?» Слова: жук, жираф, жаба, жеребенок, журавль, Жене.

IV. Игра «Кто где стоит»

Жук между жирафом и жабой. (И так далее)

V. Игра «Кто кого ждет?»

Жук ждет жирафа. (И т. Д.)

VI. Игра «Закончи предложение».

Сегодня целый день идет... (дождь).

Чтобы не намокнуть, надо надеть... (дождевик).

VII. Игра «Доскажи словечко».

Работа шоферов трудна и сложна,

Но как она людям повсюду... (нужна).

Остановки там и тут,

Пассажиры транспорт... (ждут).

В рощах желтый листопад.

Листья на земле... (лежат).

Пес залаял, конь заржал,

Кот к соседям... (убежал).

Осень будет, подожди.

Пойдут холодные... (дожди).

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду... (держал).

VIII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 8. Автоматизация звука [ж] во фразах

Задачи. Автоматизировать звук [ж] во фразах. Развивать фонематический слух-учить выделять слова со звуком[ж] из предложения. Сюжетно-игровая основа: «Уроки старого ежа».

План занятия.

I. Отгадай загадку

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

II. Игра «Знакомство».

У ежихи пять ежат, у ежа четыре...

у медведицы два...,

у лошади один...

У верблюда один...

У моржей пять...

У журавля три...

III Игра «Закончи предложение». Добавление словосочетания «ежиха с ежатами» в разных падежах.

Женя побежал к лесу и увидел...

Он подбежал поближе к... От Жени убежали в глубь леса...

Женя обежал всю опушку и не нашел...

Женя очень жалея, что не может показать, где живут...

IV. Проговаривание чистоговорок.

Жа-жа-жа — Жанна видела ежа.

Жу-жу-жу — Жанне жабу покажу.

Жи-жи-жи — жабу и ежа держи.

Жу-жу-жу — дай поближе погляжу.

V. Игра «Составь предложение по картинкам». Составление предложения сначала по сюжетным картинкам, затем по предметным картинкам.

VI. Итог.

ЗАНЯТИЕ 9. Автоматизация звука |ж| во фразах

Задачи. Автоматизировать звук [ж] во фразах. Развивать фонема­ тический слух- учить выделять слова со звуком [ж] из предложения. Сюжет но-игровая основа: «Уроки старою ежа».

Плач занятия

I Игра «Послушай и ответь». Прослушай предложение и ответь на вопрос.

Ты глядишь, и я...

Ты гладишь, и я...

Ты вяжешь, и я...

Ты бродишь, и я...

Ты положишь жакет, и я...

Ты лежишь на лужайке, и я..

Ты покажешь жука, и я...

Ты держишь жабу, и я...

Ты нарядишь елку, и я...

VII. Игра «Повтори предложение». Проговаривание пре,иожения

по опорным картинкам.

VIII. Игра «Закончи предложение».

Папа молодой, а мама еще моложе.

Кусты низкие, а трава...

Ремень узкий, а поясок...

Ссориться nлохо, а драться...

До речки идти близко, а до леса...

Ваня затянул узел туго, а Женя...

Море глубокое, а океан...

Каша жидкая, а кисель...

Таня звонит редко, а Дима...

Серебро дорогое, а золото...

Дерево твердое, а камень...

IX. Итог.

ЗАНЯТИЕ 10. Автоматизация звука [ж)

Во фразах

Задачи. Автоматизировать звук [ж] во фразах. Развивать фонематический слух - учить выделять слова со звуком [ж] из предложения. Сюжетно- игровая основа: «Уроки старого ежа».

План занятия

I. Игра «Повтори предложение» Проговаривание предложений по опорным картинкам.

II. Игра «Продолжи предложения»

Швея шьет жилет из кожи, будет кожаный жилет.

Мама пришивает манжеты из кружев будут…

Швея шьет одежду для молодежи, будет…

Мама делает икру из баклажанов, будет...

Ц]вея шьет джемпер из трикотажа, будет...

Мама делает тесто на дрожжах, будет...

Мама собирает воду после дождя, будет...

Папа вешает полки для книг, будут...

III. Игра «Составь предложение». Составление предложения по

опорным словам.

Жанна, джемпер, надеть, оранжевый.

Женя, лыжи, кататься, на.

Дети, пляж, на, лежать.

Жора, творожок, ужин, покупать, на.

IV. Игра «Назови людей по профессии» по предметным картин­кам (пожарный, жонглер, дирижер, жокей).

V. Итог.

ЗАНЯТИЕ 11. Автоматизация звука [ж]

В тексте.

Задачи. Автоматизировать звук [ж] в тексте. Развивать фонемати­ческий слух — учить выделять слова со звуком [ж] из текста.

Сюжетно-игровая основа: «Жук рассказывает о своем друге жи­рафе».

План занятия

I. Оргмомент.

II. Автоматизировать звук [ж] в тексте.

III. Отгадать загадку.

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный,

Только этот кран живой,

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав.

Кто ответит мне —... (жираф).

IV. Составление рассказа-описания на тему «Жираф» по наводя­щим вопросам.

Вопросы. Какая у жирафа голова? Что на голове? Какие шея, ту­ловище, ноги, хвост? Какого цвета жираф? Где он живет и чем пита­ется?

Попевка. Выделение звука [ж] хлопком на слух в слове.

Жираф

Чтоб жираф не был простужен,

В стужу шарф жирафу нужен.

И жена жирафу вяжет

Шесть шарфов из рыжей пряжи.

Вопросы. О ком говорится в песенке? Зачем жирафу шарф? Когда он ему нужен? Откуда жираф возьмет шарф, из чего жена свяжет шарф? Сколько она свяжет шарфов? Почему так много?

V. Заучивание попевки «Жираф»

VI. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 12. Автоматизация звука |ж|

в тексте

Задачи. Автоматизировать звук [ж] в тексте. Развивать фонемати­ческий слух — учить выделять слова со звуком [ж] из текста.

Сюжетно-игровая основа: «Жираф рассказывает о своем друге жуке».

План занятия

I. Отгадать загадку.

Черен, а не ворон, рогат, да не бык.

(Жук)

Летит — воет, сядет — землю роет.

(Жук)

II. Проговаривание чистоговорок.

Жу-жу-жу – жук упал в лужу

Же-же-же — жук лежит в луже.

Жи-жи-жи - надо жуку улететь из лужи

III. Чтение рассказа.

Жук

Жора выбежал на лужайку. Он увидел на дороге жука, который лежал брюшком кверху. Жук никак не мог улететь.

Жора пожалел жука. Он поднял ветку и перевернул жука веткой.

Жук помахал крыльям, пожужжал и улетел.

IV. Беседа по рассказу.

Вопросы. Куда выбежал Жора? Кого увидел Жора на дороге? Как лежал жук? Как Жора помог жуку? Что сделал жук?

V. Попевка «Жуки» (см. занятие ]).

VI. Пересказ рассказа «Жук».

VII Прослушивание стихотворения Выделение слов со зву­ком (ж)-

Жук упал

Жук упал и встать не может,

Ждет он: кто ему поможет?

С. Маршак

VIII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 13. Автоматизация звука (ж) в тексте

Задачи. Автоматизировать звук [ж] в тексте «Ежик». Развивать фо­нематический слух — учить выделять слова со звуком [ж] из текста. Сюжетно-игровая основа: «К нам пришел ежик».

План занятия

I. Отгадать загадку.

Он похож на елку, шуба вся в иголках.

(Еж)

Бежит по дорожке, топ-топают ножки.

(Еж)

Мимо леса, мимо елок, на спине пятьсот иголок.

(Еж)

Вдруг увидел волка, поднял все иголки.

(Еж)

Стал на мячик он похож, ну конечно, это... (еж)

II. Проговаривание чистоговорок.

Жи-жи-жи в лесу живут ежи.

Жа-жа-жа – мы видели ежа

Жа-жа-жа – иголки у ежа

III. Чтение рассказа.

Ёжик

У Жени был ёжик. Ёжик жил у Жени в прихожей. Женя любил ёжика и давал ему каждый день молоко.

Однажды дверь в прихожую была открыта, ёжик убежал. Женя жалел о пропаже ёжика, а потом подумал, что на воле ёжику жить приятнее.

 

IV. Беседа по рассказу.

Вопросы. Кто жил у Жени в прихожей? Что давал Женя ёжику каждый день? Как убежал ёжик? О чем жалел Женя? Что он подумал потом?

V. Пересказ рассказа «Ёжик».

VI. Игра «Соберём семейку».

Ёж, ёжик, ежиха, ежи, ёжики, ежонок, ежата.

VII. Прослушивание стихотворения. Выделение слов со звуком [ж]

Ходит ёжик

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит не от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

А.Капралова

VIII. Заучивание стихотворения «Ходит ёжик».

IX. Итог.

 

 

 

Тема «Звук |с|»

ЗАНЯТИЯ 1, 2. Постановка звука |с|

Задачи

1. Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука [с].

2. Выработать длительность ротового выдоха.

Сюжетно-игровая основа: «В гостях у Звукознайки».

План занятия

Обращение к детям перед началом занятия.

Логопед. Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Занимаемся гимнастикой! В наших щеках, губах и языке тоже есть мышцы. Если ты не научился произносить трудные звуки, например [л], мышцы твоих артикуляционных органов еще не­достаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движе­ний. Давайте же научим рот открываться и закрываться по команде, губы — двигаться ровно и красиво, а язык — быть ровным и шустрым. За дело, дружок!

I. Дыхательные упражнения: «Чей одуванчик дальше улетит?»,

«Остуди чай», «Насос», «Чей ветерок сильнее?», «Сдуй снежинку».

II. Артикуляционная гимнастика (общая).

III. Артикуляционная гимнастика (специальная): упражнения,

способствующие выработке движений и положений органов артику­ляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Упражнение «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками (следить, чтобы не на­дувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами; загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой).

Упражнение «Наказать непослушный язык». Немного приот­крыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти (нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются уголков рта; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе; сле­дить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться). Упражнение «Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти—десяти (губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения; следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа; не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу; боковые края язы­ка должны касаться углов рта; если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»). Упражнение «Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произно­ся длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола (нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; нельзя надувать щеки; следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не звук [х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная). Упражнение «Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая снача­ла движения языком изстороны в сторону, потом снизу вверх (губы не­подвижны, находятся в положении улыбки; двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов; двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов). IV. Игра «Поймай звук |с|». Выделение звука [с] (хлопком) на слух:[н], [м], [п], [с], [к], [с], [т], [х], [с]... V. Игра «Поймай слог». Выделение звука [с] (хлопком) на слух в слоге: па, сы, но, ка, ос, ам, ас, ук, ис, та, хо, ап, су... VI. Игра «Поймай слово». Выделение звука [с] (хлопком, топнуть ногой и др.) на слух в словах: мак, суп, ком, бак, сок, нос, пар, оса; кони, бусы, рама, банан, санки, компот, косы, котлета; колесо, радуга, самолет. VII. Игра «Подари Звукознайке картинк и». Выбор картинок с изображениями на звук [c]. VIII. Итог.

 

ЗАНЯТИЯ 3, 4. Постановка звука [с]

Задача. Выработать правильную артикуляцию звука [с] на длительном, равномерном выдохе.

Сюжетно-игровая основа: «Соня и Саша учатся произносить звук [с]».

План занятия

I. Дыхательная гимнастика.

II. Артикуляционная гимнастика (специальная) (см. предыдущие занятия).

III. Рассматривание схемы артикуляционной позы звука [с]:

§ губы растянуты в улыбку

§ зубы «заборчиком» со щелью:

§ кончик языка за нижними зубами;

§ воздушная струя холодная, направленная вниз, — свист длитель­ный.

IV. Разучивание «Песенки насосов»:

§ улыбнуться и все время удерживать губы в улыбке;

§ прижать кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута;

§ зубы сблизить, но не смыкать;

§ тихонько подуть со звуком [с]; при этом воздушная струя должна быть холодная, звук [с] длительно свистеть и произносить изолиро­ванно.

V. Упражнение «Цветные дорожки». Ребенок ведет по дорожке пальцем звук [с] (старается петь без остановок, а для этого делает по­сильней вдох и на выдохе энергично произносит звук [с]-[с]-[с]).

VI. Упражнение «Пианино». Ребенок нажимает поочередно паль­цем на клавиши и одновременно произносит один звук [с] (отрывисто и энергично), затем произносит два звука [с].

VII. Итог.

 

 

ЗАНЯТИЕ 5. Автоматизация звука [с]

Задача. Автоматизировать звук [с] в прямых слогах.

Сюжетно-игровая основа: «Соня и Саша учатся в школе Совы».

План занятия

I. Закрепление правильной артикуляции звука (са, сы, со, су, сэ) в прямых слогах:

а) длительно произнося звук [с], поочередно добавлять гласные А, Ы, О, У, Э; б)повторить за логопедом аудиозапись попевки; в)повторить слоги в следующем порядке, са, са-са, са-са-с (анало­гично на все виды слогов) г) произнести столько слогов, сколько услышишь хлопков (2-4 раза).

 

II. Повторить слоги, выделяя голосом ударный слог, са-са-са,

со-со-со, сы-сы-сы, су-су-су.

III. Запомнить и повторить слоги в том же порядке.

IV. Ребенок собирает пирамидку и произносит цепочки слогов (одно кольцо — один слог): са-сы-со-су-сэ.

V. Ребенок выкладывает различные фигурки из палочек и произ­носит слоги (предлагаются образцы фигурок).

VI. Упражнение «Шагай». «Шагать» палочками по столу и произ­носить слоги (один шаг — один слог).

VII. Упражнение «Кулачок». Загибать пальцы в кулак, начиная с большого пальца, и произносить слоги.

VIII. Упражнение «Пальчики здороваются». Поочередно соеди­нять большой палец руки с остальными пальцами и произносить сло­ги.

IX. Отстукивать слоговые цепочки (хлопать в ладоши, хлопать ла­дошкой по столу, стучать мячом об пол).

X. Итог.

 

 

ЗАНЯТИЕ 6. Автоматизация звука [с]

Задача. Автоматизировать звук [с] в обратных слогах. Сюжетно-игровая основа: «Путешествие Ветерка».

План занятия

 

I. Артикуляционная гимнастика:губы растянуты в улыбкукончик

широкого языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята

вверх, по средней продольной линии языка – впадина, произносить каждый слог на одном выдохе, направляя воздушную струю посередине языка (ас, эс, ыс, ис, ос, ус). Произносить звук [c] длительно, равномерно, с силой выдувая воздух (см. занятие №5).

II. Дыхательные упражнения на увеличение длины выдоха.

Произносить на одном удлинённом, равномерном, плавном выдохе от двух до шести обратных слогов (использовать «Чей ветерок сильнее?» и др.): ас-ас, ас-ас-ас-ас, ас-ас-ас-ас-ас-ас.

III. Дыхательные упражнения. Рано утром проснулся Ветерок.

Ему было очень холодно, и он решил погреться, а заодно отправиться путешествовать на лужайку, на речку, в лес, в поле. А чтобы было по дороге веселей, наш Ветерок стал напевать разные песенки. А вот ему пришлось перепрыгивать через кочки. Потом ему захотелось подуть на цветочки. Ветерок устал и решил отдохнуть на лужайке и придумать новые песенки. Вечером Ветерок встретил друга Эхо и играл с ним. На­ступила ночь. Ветерок спал и слушал песенки сусликов в поле, в степи.

IV. Пальчиковые игры с обратными слогами.

V. Итог.

ЗАНЯТИЯ 7, 8. Автоматизация звука [с]

 

Задача. Автоматизировать звук [с] в слогах со стечением соглас­ных.

Сюжетно-игровая основа: «Веселая игротека».

 

План занятия

I. Отработка произношения слогов:

ска, ско, ску, ски;

ста, сто, сту, сты;

сма,смо, сму, смы;

сва, сво, сву, свы;

спа, спо, спу, спы;

сна, сно, сну, сны;

сла, сло, слу, слы;

сра, сро, сру, сры;

стра, стро, стру, стры;

спра, спро, спру, спры;

аспа, оспа, успа, ыспа;

аста, оста, уста, ысты;

асха, осха, усха, исха;

асма, осмо, усму, исмы;

асфа, осфо, усфу, исфы;

асва, осва, усву, исвы;

асра, осра, усра, исра;

асла, осла, усла, исла.

II. Упражнения с мягким мячом «Запомни и повтори»,

«Громко - тихо», «Колобок прыгает по лесенке», «Эхо», «Ладошки шагают», «В гости к пальчику большому».

III. Итог.

 

 

ЗАНЯТИЕ 9. Автоматизация звука [c]

Задача. Отработка правильной артикуляции звука [c] в словах с прямыми слогами.

Сюжетно – игровая основа: «Поможем Незнайке».

У нас в гостях Незнайка, он забыл, как правильно произносить звук [с], и его никто не понимает, вместо «суп» он говорит «щуп», «стакан» - «штакан». Давайте вспомним, что мы знаем о звуке [c].

План занятия

I. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по

картинкам.

Образец: са-са-са — сад.

В ударном слоге:

сад, сам, сани, сами, Саня, сайка;

сабля, самбо, Савва;

сон, сок, cом, соты, сода, Соня, соя, сойка, соболь, совы;

суп, суд, сук, сухо, сумка, судно, сумма, сутки; сын, сыт, сыпь, сыпать;

оса, коса, лиса, гусак, кусать, писать, касса;

масса, небеса, посадка, насадка;

носок, песок, кусок, лесок, босой;

осока, поясок, высокий, колесо, фасоль;

пасу, несу, посуда, несут, косуля;

осы, косы, бусы, лисы, кассы, косынка, сытый.

В безударном слоге:

сапоги, салют, самокат, самоход, самолет;

суметь, судак, сукно, судья, сундук;

вынесу, суббота, суфле, суматоха, собака;

сова, совок.

II. Игра «Один — много».

Сапог — сапоги,

самолет —...

собака—...

сова —...

сундук —...

совок —...

сокол —...

сок —...

сумка —...

сабля —...

судья —...

салфетка - …

самокат —...

III. Игра «Назови ласково».

Сом — сомик,

салат —...

самокат —...

сын —...

сумка —...

сундук —...

собака —...

совок —...

IV. Счет 1 5: сумка, сова, сабля, самолет, сундук, соболь.

V. Подбор картинок к местоимениям мой, моя, моё, мои.

VI. После того как ребенок рассмотрит, назовет и запомнит кар­тинки,

взрослый убирает одну-две картинки и просит ответить на во­прос: «Что изменилось?»

VII. Итог.

ЗАНЯТИЕ 10. Автоматизация звука [с]

Задача. Отработка у детей правильной артикуляции звука [с] в сло­вах с закрытым слогом: ас, ос, ус, ис и др.

Методические указания. Каждое слово произносить на одном плавном выдохе, следить за четкостью артикуляции и ударением.

Сюжетно-игровая основа: «Путешествие в сказочный лес».

Сегодня мы отправимся в сказочный лес. В этом лесу много предметов, в названии которых есть звук [с]. Начнем подготовку к путешествию.

План занятия

I. Игра «Запомни и повтори».

Ас-ос-ус-ыс, ус-ыс-ас-ос, ос-ус-ыс-ас, ыс-ас-ос-ус.

II. Игра «Прошагаем» слова» (деление слов на слоги).

Слова: бас, вас, нас, пас, каска, маска; квас, погас, ананас, ком пас, киска, миска; нос, поднос, кокос, космос, тиски, носки; вкус, укус, фокус, кактус, автобус, тоска, доска: мыс, кумыс, бис, повис, под писка, выписка.

III. Игра «Один — много». Образование множественного числа имен

существительных.

Кокос —...

ананас —...

голос

ле с—…

фикус —…

IV. Игра «назови ласково».

Лес — лесок,

голос — …

колос — …

пояс — …

мыс — …

квас — …

волос - …

V. Игра «Закончи предложение» (по картинкам).

Мы идем гулять в... (лес).

Вова ест вкусный... (ананас).

На пальме растет... (кокос).

По дороге едет... (автобус).

Соня купила... (поднос).

У Сани на руке... (компас).

Клоун показал детям... (фокус).

На окне стоит цветок... (кактус).

У певца красивый... (голос).

VI. Игра «Подбери слово к схеме». Вспомнить и назвать предме­ты со

звуком [с] в конце слова.

VII. Игра «Найди место». Определение на слух места звука [с] в слове.

VIII. Игра «Доскажи слово в рифму» (по картинкам).

Ас-ас-ас — пьет Никита сладкий... (квас).

Ос-ос-ос — отморозил Ваня... (нос).

Ас-ас-ас — очень вкусный... (ананас).

Ос-ос-ос — ставим чашки на... (поднос).

Ус-ус-ус — сладкий у арбуза... (вкус),

Ес-ес-ес — улетели совы в... (лес).

 

ЗАНЯТИЕ 11. Автоматизация звука [с]

Задача. Отработка у детей правильной артикуляции звука [c].

Методические указания. Каждую строчку произносите на одном удлиненном выдохе.

Сюжетно – игровая основа: «Путешествие на самолете».

Самолет готов в полет. Заходите, пассажиры! Он давно уже вас ждет.

 

План занятия

I. Игра «Доскажи слово».

Логопед.Посмотритe в иллюминатор. Над чем пролетает наш са­молет? ( Выставляются картинки.)

Дети. Наш самолет пролетает над... (лесом, лесами, мостом, мо­стами, кустом, кустами, садом; садами, сосной, соснами).

Логопед. Внимание! Мы приземляемся в Москве. Москва - это столица России. В Москве мы увидим Красную площадь и Кремлев­скую стену, Спасскую башню, Спасские ворота, стадион, выставку и реку Москву (показ картинок).

II. Игра «Запомни и повтори».

Ста-сто-сту-сты;

сна-сно-сну-сны;

сма-смо-сму-смы;

спа-спо-спу-спы;

ска-ско-ску-скы;

сва-сво-сву-свы.

III. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги).

Слова: стая, стан, стадо, ставить, стайка, паста, ступа, сту­пать, ступеньки, пастух, выступ;

станок, стакан, ставни, достать, стадион, выставка, мост, хвост, куст, густ, пуст;

аисты, мосты, кусты, хвосты, лист, аист, танкист, весна, десна;

сто, стоя, стопка, стойка, пусто, сосна, снова, ясно, тесно, вкусно;

густой, пустой, постой, настойка, опасно, сосны, вкусный;

спать, спальня, спасибо;

спокойно, спутать, спутник, спуск;

свая, свадьба, свалить;

свой, сводить, небосвод;

скат, каска, маска, киска, миска, доска, пускать, скакун, скакать, скатать;

скамейка, скобка, сколько, писк, пуск, диск, искать, пускать, киоск.

IV. Счет 1—>5: мост, аист, ступенька, лист, куст, стадион, со сна,

хвост.

V. Подбор картинок к местоимениям мой, моя, моё, мои.

VI. Итог.

 

ЗАНЯТИЕ 12. Автоматизация звука [с].

Задача. Автоматизировать звук [с] в словосочетаниях.

Сюжетно-игровая основа: «Поиграем в смешилки».

План занятия

 

I. Игра «Путаница». Найти соответствующую картинку.

Фасолевый стакан (суп).

Поймай сапоги (сома).

Новая сова (софа).

Сытный песок (суп).

У осы хвост (усы).

Автобус в небе (в лесу).

II. Игpa «Запомни и повтори». Проговаривание словосочетаний, включающих слова со слогом -ску: видим миску, видим маску, видим краску, видим каску, видим киску, видим доску.

III. Игра «Какой, какая». Подбор признаков к предметам с по­мощью вопросов.

Капуста (какая?) — соленая;

лес (какой?) — густой;

сапог (какой?) — узкий;

суп (какой?) — вкусный;

квас (какой?) — кисло-сладкий;

куст (какой?) — высокий;

коса (какая?) — длинная;

сом (какой?) — сонный;

миска (какая?) — пустая;

киска (какая?) — сытая.

IV. Игра «Повторяй, запоминай».

Сани у дома;

соты с медом;

лесная сова;

суп с салом;

соленое сало;

масса советов;

сытный суп;

длинный хвост;

смолистая ель;

следы лисы и лося;

дальний лес;

ананасное суфле;

высокий мост.

 

V. Счет 1—>5: лесная сова; длинный хвоcт; смолистая ель; высокий

мост; след лисы.

VI. Игра «Подбери предмет». Подбор предметов к словам

признакам по картинкам.

Высокий — дом, мост, дуб, клен.

Сухой — пень, лес, водоем.

Сытный — обед, суп, сок.

Пустой — стакан, дом, автобус, кувшин, мост, лист.

VII. Игра «Один — много».

Сытая собака — сытые собаки;

высокая скала — высокие скалы;

сухой стакан — сухие стаканы;

светлая спальня — светлые спальни;

вкусный сок — вкусные соки;

пустой стакан — пустые стаканы;

Сонин сапог — Сонины сапоги;

усатый сом — усатые сомы;

смолистая сосна — смолистые сосны;

вкусный кекс — вкусные кексы.

VIII. Игра «Скажи наоборот». Подбор словосочетаний с

противоположным значением (слов-антонимов).

Полная миска — пустая миска;

сладкий квас —...

высокое место —...

новый асфальт—...

далекая остановка —...

густой суп —...

кислая капуста —...

 

 

ЗАНЯТИЕ 13. Автоматизация звука [с]

Задача. Автоматизировать звук [с] в предложениях, насыщ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: