Психологическая ситуация к билету № _




Арсений Л., 12 лет. К школьному психологу обратилась классный руководитель Арсения с просьбой дать характеристику мальчику в связи с необходимостью поставить его на учет трудновоспитуемых детей в Инспекцию по делам несовершеннолетних при райотделе милиции. Основание - бегство из дома. В течение последнего месяца Арсения трижды задерживала милиция в поездах дальнего следования, где он прятался на третьей полке. Каждый раз мальчик пытался обмануть работников милиции, объясняя, что отстал от поезда, в котором едет мама, и он теперь догоняет ее, уезжая следом.

При психологическом обследовании Арсения не обнаружено никаких нарушений со стороны психических процессов. При исследовании лица - акцентуация характера по истероидному типу, самооценка завышена, преобладающий тип реакции на фрустрирующую ситуацию - мешая-доминантный при екстрапунитивной направленности реакции. Мать Арсения в беседе с психологом утверждала, что отношения с сыном хорошие. В ходе экспериментальной беседы, по мере установления доверительных отношений выяснилось, что отец Арсения умер полтора года назад. Мальчик очень любил отца и тяжело переживал это горе. Однако за последние полгода Арсений успокоился, к нему вернулась детская веселость и жизнерадостность, об отце он вспоминал с светлой грустью. Месяц назад мать сообщила сыну, что хочет выйти замуж и предложила мальчику в ближайшее воскресенье познакомиться с будущим отчимом. Арсений ничего не ответил, внешне держался спокойно, а на следующий день впервые убежал из дома.

К какому типу социальной дезадаптации следует отнести отклонения в поведении мальчика? Какие методы семейной терапии можно применить в данном случае?

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

1. К следователю вызвали Анатолия Т.-17 лет, учится в ПТУ. По подозрению в торговле наркотиками. Из оперативных данных стало известно, что Толя рассказал друзьям, как он употребляет героин, ЛСД, кокаин. Толя уверял, что эти импортные наркотики дают «кайф» лучше, чем отечественные. Желающим он обещал несколько упаковок, как только друг-иностранец привезет ему следующую партию. Когда Анатолий вошел в кабинет, опытный следователь сразу почувствовал разочарование. Несмотря на свою потрепанную куртку и стоптанную обувь, парень был экстравагантно и ярко одет: в одном ухе было сразу 2 серьги, на голове - абсолютно невероятная демонстративная прическа. «Ну и лопухи» эти оперативники - думал следователь - это Анатолий своим друзьям «лапшу на уши вешал», а они поверили. Смех да и только!».

Почему следователь предположил, что информация, которую Анатолий сообщил своим друзьям, скорее всего выдуманная? К какому типу акцентуации характера относится Анатолий? Какие психолого-педагогические мероприятия желательно применить в данном случае?

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

1. Женя Б., 14 лет. Мать обратилась с жалобой на трудности в воспитании сына, которого она воспитывает без отца. Из беседы выяснилось, что ребенок родился, рос и развивался нормально, был спокойным и послушным. В школе нормально (без троек) занимался мальчик до 5-го класса, потом успешность несколько ухудшилась. Мать попыталась стимулировать обучение сына: запретила ему посещать спортивную секцию, физически наказывала за плохие оценки. После этого успеваемость стала еще хуже, появились прогулы занятий в школе, сын стал ее обманывать. В течение последнего года Евгений общается с компанией более старших подростков, забыл все свои прежние увлечения (фото, пробежки по утрам), появляется дома поздно ночью, почти не посещает школу. Несколько раз сын приходил домой в непонятном состоянии: с трудом отвечал на вопросы, беспричинно смеялся, утром жаловался на сильную головную боль.

При психологическом обследовании Евгения отмечена низкая работоспособность, истощение по гипостеничному типу. Память и мышление не нарушены. Запас общеобразовательных знаний ниже возрастной нормы, зато подросток хорошо осведомлен о значении слов из жаргона наркоманов. С помощью проективных методов установлено, что у Евгения высокую степень риска аддиктивного поведения. В ходе экспериментальной беседы выяснилось, что у подростка были отдельные эпизоды курения конопли. Внутривенно он наркотические вещества не употреблял, хотя это и имеет место в его компании.

Что спровоцировало аддиктивное поведение подростка? Какие психолого-педагогические мероприятия желательно применить в данном случае?

 

 

Психологическая ситуация к билету № ____ _________

 

 

1. На консультацию к психологу обратился мужчина 42 лет. Он достиг значительных успехов в бизнесе, имеет семью, о которой рассказывает с большим уважением, но отмечает, что потерял смысл жизни: почти все, что происходит, не вызывает никаких чувств. Настроение одинаковое - «никакое». Постепенно друзья отдалились, работа не приносит радости - все «ровно и неинтересно». Для чего жить?

Объясните причины потери смысла жизни. В чем могут заключаться психологические причины этого состояния мужчины? Какие техники психологической коррекции желательно применить в данном случае?

 

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

1. Вова Т., 7 лет. Учительница обратилась с жалобой на нарушения в поведении ребенка. Он поднимается во время урока, громко разговаривает с детьми, дерется, применяет нецензурные выражения в разговоре с детьми и учителями. Из истории развития ребенка выяснилось, что это четвёртый ребёнок в семье, отец страдает алкоголизмом, мать работает проводником, часто бывает в отъезде, двое старших детей учатся в интернате. Вова родился доношенным, раннее развитие протекало нормально, но фразовая речь возникла до четырех лет. Детский сад ребенок не посещал, так как жил в деревне у бабушки. К моменту поступления в школу не умел читать, считать, никогда не был в детском коллективе.

При психологическом обследовании Вовы определяется незначительная недостаточность произвольной концентрации внимания. Механическое запоминание и невербальная сторона интеллекта - в пределах нормы. Запас знаний значительно ниже возрастной нормы. Работа о социальных нормах поведения отсутствует. При затруднениях в выполнении задач ребенок выражается нецензурными словами, иногда рвет бумагу. При выполнении методики «Лесенка - самооценка» определяется высокая самооценка, уверенность в положительном отношении со стороны родителей и отрицательном - со стороны учительницы и одноклассников.

К какому типу трудновоспитуемости относится социально дезадаптированное поведение Вовы? Какие психолого-педагогические мероприятия желательно применить в данном случае?

 

 

Психологическая ситуация к билету № _______ ______

 

 

1. Подберите диагностический инструментарий для исследования уровня сенсомоторики ребенка, опишите 1-2 методики, наиболее часто используемых психологом для обследования детей. Какие коррекционно-развивающие упражнения целесообразно применить с целью сенсомоторного развития ребенка дошкольного возраста?

 

 

Психологическая ситуация к билету № _____ ________

 

 

1. Подберите диагностический инструментарий для обследования уровня внимания детей, опишите 1-2 методики, наиболее часто используемых психологом для обследования уровня внимания детей. Составьте модель коррекционной программы для развития познавательных процессов ребенка 6 лет.

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

1. На консультации женщина. «Лет 10 назад на вокзале ко мне подошел маленький цыган и попросил деньги. Я сказала, что денег нет. На это он ответил, что "нет денег и жизни не будет". С тех пор его слова преследуют меня. Попала в автокатастрофу - это мне за то, что не дала денег цыгану. Поломала ногу - это также расплата. И так каждый раз. А неприятности случаются со мной часто. Как забыть эти слова?».

Дайте психологическую характеристику когнитивной сферы клиентки и сформулируйте гипотезу относительно ее проблемы. Определите направление психологического консультирования для применения в представленном случае.

 

 

Психологическая ситуация к билету № ________ _____

 

 

1. Анна, 4 года. С девочкой родители обратились за консультацией. Во время беседы девочка не чувствовала к родителям дружеских чувств. В игре у нее был панический страх перед Бабой Ягой и Кощеем, Волком. Медведя она не боялась, отвечая, что он хороший. Из беседы с родителями выяснилось, что они хотели мальчика и поэтому эмоциональность, чувствительность дочери, ее желание нежиться - их раздражало. Они были слишком строги и даже физически наказывали ее. Постепенно, по словам родителей, девочка становилась все более возбудимой, капризной, нетерпеливой и упрямой.

Проанализируйте причины психологических проблем девочки. Какие психолого-педагогические меры желательно применить в данном случае? Какие нежелательные последствия в развитии личности девочки могут возникнуть под влиянием представленной родительской позиции?

 

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

 

1. Составьте модель проведения недирективной игротерапии с тревожной ребенком младшего школьного возраста (для облегчения процесса самовыражения ребенка).

 

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

1. Подберите развивающую коррекционную модель работы с агрессивным подростком.

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

1. Игорь Д, 14 лет. К школьному психологу обратилась классный руководитель с просьбой дать характеристику Игорю по запросу следственных органов. Подросток проходит по делу об ограблении ларька. Учительница отметила, что Игорь - мальчик из благополучной, материально обеспеченной семьи; очень сообразительный, способный, хотя и учится неровно, поскольку очень подвижной, любит «пошалить».

При психологическом обследовании Игоря никаких нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект - высокая норма. При исследовании личности - акцентуация характера по гипертимному-неустойчивому типу, самооценка завышена, высокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально одобряемые ценностные ориентации не сформированы. В беседе с матерью выяснилось, что Игорь - единственный ребенок в семье. Отец на 20 лет старше мать, постоянно занят на руководящей работе. Мать не работает с тех пор, как вышла замуж, по ее словам, она «вполне посвятила себя воспитанию сына». То, что сын участвовал в ограблении ларька, мать объясняет «плохим влиянием улицы»; она всячески оправдывает сына, растерянно повторяя: «и что ему еще надо было? У него было все! Я ему сразу доставала все что только он захочет! Ни в чем отказа не знал»

В чем причина криминального поведения Игоря? Какие психолого-педагогические меры желательно применить в данном случае?

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

1. Андрей В., 11 лет. Классный руководитель обратилась с жалобой на плохое поведение мальчика: в ответ на замечание он начинает вести себя еще хуже, кривляется, говорит грубости; получив плохую оценку, долго спорит с учителем, доказывая, что оценка поставлена ​​несправедливо; недавно демонстративно порвал тетрадь для контрольных работ, при этом из его сердитых восклицаний понятно, что он получил ниже, чем ожидал. Успеваемость средняя, ​​но значительно хуже, чем была в младшей школе. С одноклассниками Андрей постоянно конфликтует, часто дерется, всегда доказывая, что в ссоре он был прав, а все виноваты.

При психологическом обследовании Андрея никаких нарушений со стороны психических процессов не найдено. При исследовании личности отмечается высокий уровень притязаний в сочетании с неуверенностью в себе, отсутствие деловой направленности в мотивации деятельности, фиксированность на оценках со стороны окружающих, неадекватно завышенная оценка своих способностей и личностных качеств. Свои отношения с одноклассниками Андрей считает хорошими, называет себя среди уважаемых ребят в классе. Однако по результатам социометрии у него 18 отрицательных ответов при 2-х положительных. Свои конфликты с одноклассниками Андрей оценивает как случайные, ничего не значащие - «все дети то ссорятся, то мирятся». Основания для снижения успеваемости мальчик видит в несправедливом отношении учителей. С большой теплотой вспоминает учительницу младших классов, в которой он был «почти отличником».

Какой тип трудновоспитуемого ребенка определяется у Андрея? Что может порекомендовать психолог учительнице?

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

1. Тоня М., 10 лет. Мама Тони обратилась к школьному психологу по рекомендации классного руководителя в связи с тем, что как выяснилось, девочка в течение последних двух недель не посещает школу. Оснований для этого не объясняет. Из беседы с матерью выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. В школу поступила подготовленной, всегда хорошо училась и сейчас по основными предметам имеет «9» и «11» баллов. Отношения с учителями (5 класс) установились хорошие. Обстановка в семье нормальная - девочка проживает с матерью, отцом и младшим братом. Тоня всегда была тихой, послушной, но очень робкой и немного замкнутой. В течение последних двух недель девочка идет утром из дома с портфелем, но не идет в школу, а возвращается домой, когда родители идут на работу. Уроки учит. При психологическом обследовании Тоня несколько настороженная, но потом включается в выполнение задач, стремится достижений, однако самооценка неустойчива, девочка не уверена в себе. Со стороны психических процессов любых отклонений не найдено. Интеллект - высокая норма. При выполнении проективных методик (ТАТ, Люшер) отмечается состояние тревоги, депрессии. По вопросам методики «идеальный компьютер» присутствует вопрос «Почему мы бедные?» В ходе экспериментальной беседы, когда установился контакт, девочка с горечью рассказала психологу, что теперь их класс «уже не тот», поскольку с переходом в среднее звено всех детей «перемешали» и теперь в их классе «главные» те девочки, которые ранее учились в параллельном классе. Эти одноклассники сразу невзлюбили ее, считают «зубрилой», смеются над ней за то, что она не модно одета и обзывают «нищей». Поэтому Тоня не хочет идти в школу.

К какому типу социальной дезадаптации следует отнести отклонения в поведении Тони? Какие действия необходимо предпринять психологу?

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

1. Подберите диагностический инструментарий для обследования уровня развития памяти ребенка, опишите 1-2 методики, наиболее часто употребляемых психологом для исследования уровня развития памяти; составьте модель коррекции познавательных процессов ребенка младшего школьного возраста.

 

Психологическая ситуация к билету № _____________

 

1. Алексей Н., 9 лет. Ребенка направлено в ПМПК по инициативе кл. руководителя с целью решения вопроса о переводе его в вспомогательную школу в 3-й класс. Школьная характеристика крайне лаконична: «на уроках невнимателен, работает медленно, отвлекается, ленивый, программу не усваивает». Дерется с одноклассниками, грубит учительнице». В выписке из истории развития ребенка отмечено, что мальчик в течение полугода не посещал школу, поскольку находился на лечении по поводу сложного перелома костей голени, перенес две операции под общим наркозом. Сейчас перелом сросся, однако мальчик заметно хромает, быстро устает при физической нагрузке.

При психологическом обследовании отмечается неравномерная работоспособность, кратковременные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание неравномерное: 7,8,3,10. Смысловое запоминание успешное. Мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. Коэффициент интеллекта - 101 балл. Запас знаний, умений и навыков соответствует примерно второму классу. Эмоции лабильны. Выраженная школьная тревожность, низкая самооценка, уверенность в отрицательной оценке своей личности со стороны учительницы и одноклассников. Развиты познавательные интересы: мальчик много самостоятельно читает, конструирует.

Нуждается ли ребенок в переводе на другую программу обучения? Какие можно дать рекомендации по изменению социальной ситуации развития Алексея?

 

 

Психологическая ситуация к билету № _______ ______

 

 

1. Составьте рекомендации родителям тревожного ребенка подросткового возраста. Определите пути психологической помощи ребенка в представленной ситуации.

 

 

Психологическая ситуация к билету № ____________ _

 

 

1. Парень 13 лет, имеет конфликтные отношения со сверстниками. В классном коллективе имеет репутацию агрессивного, эмоционально неуравновешенного человека. К психологу обратился классный руководитель парня с запросом на оказание психологической помощи ученику. Спланируйте ваши действия, определите алгоритм оказания психологической помощи.

 

Психологическая ситуация к билету № _________

Марьяна К., 14 лет. Мать доставила дочь в приемный покой психиатрической больнице в связи с тем, что у девочки был «приступ»: в ответ на запрет матери выходить из дома куда-нибудь, кроме школы, Марьяна разбила окно, стекло в серванте, пыталась перебить посуду, кричала и плакала; вырывалась из рук родителей. Кроме того, мать беспокоит то, что дочь в последнее время «рвется из дому», забросила прежние занятия (ранее она под руководством матери вышивала «полотенца»), у нее появились новые друзья, а главное - Марьяна посещает какие-то, по выражением матери, «собрание» с непонятным для нее названием. Марьяна объясняла ей, что она занимается там упражнениями для совершенствования духа и тела, но мать считает, что это религиозная секта и запретила дочери ходить туда. При патопсихологическом обследовании Марьяны любых нарушений со стороны психических процессов не найдено. Уровень притязаний высокий, неустойчив. Самооценка адекватная, дифференцированная. При выполнении проективных методик - ярко проявляются потребности в общении, в группировке со сверстниками. Из беседы с девочкой выяснилось, что она в течение последних 4-х месяцев успешно занимается в секции у-шу. Она узнала здесь много интересного, нашла новых друзей. Недавно ей доверили заниматься с новичками, будет скоро выступление на соревнованиях. Мать не желает слышать о ее увлечениях, хотя ни разу не посещала занятий, не знакома с тренером. Нуждается ли Марьяна в психиатрическом лечении? В чем психологическая причина эмоционального состояния девочки? Какие психолого-педагогические меры желательно применить в данном случае?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: