Абстрактная и предметная живопись




Другой Тёма, чуть постарше, устал лепить, и я даю ему бумагу с красками. Минут двадцать он вдумчиво выводит на листе разного цвета линии, точки и закорючки, иногда сообщая нам о содержании своей работы:

¾ Это дорога. А это мост. Машина едет. Упала с моста. В реку. Надо ее вытащить. Подъехала другая машина. А это солнце. А тут я стою и смотрю.

Результат его творчества выглядит как шедевр из музея абстрактного искусства. Но для Тёмы это предметное искусство ¾ ведь он сам придумал и сам нарисовал вполне конкретные вещи.

На стенде висит работа того же Тёмы с занятия по живописи ¾ новогодняя елка с украшениями. Учительница по живописи всегда указывает детям, какой краской какую линию где провести, чтоб получилось похоже на елку. Потом она велит им понаставить по всей ёлке ярких точек ¾ игрушек.

Для Тёмы это ¾ абстрактная живопись, ведь он не задумывался над тем, почему он так рисует. Хотя результат вполне похож на ёлку, и сам Тёма это осознает.

Задания для родителей

Выходим с детьми гулять. В песочнице ползает трехлетняя девочка. Рядом стоит мамаша, курит и разговаривает с другими мамашами о шмотках. Периодически открывает пасть и орет на свою дочь: «Что ты ползаешь?! Возьми совочек и копай!»

Мне хочется ей сказать: «Ты сама возьми, да покопай». Почему ребенок должен заниматься тем, что даже взрослому скучно?

Мне кажется, развивающие пособия написаны неправильно. В них описаны задания для детей, хотя читают пособия взрослые. Нужно в пособиях давать задания для взрослых: «Выкопайте совком ямку», «Раскрасьте красками картинку», «Слепите из глины елочку». Пусть мама или папа сначала сами выполнят все задания, а потом подумают, что из этого будет интересно их ребенку и как это до него донести.

«Белаз» в песочнице

А в это время наши дети в этой же песочнице загружали в тачку песок. Песка мы недавно заказали целую машину, он лежит огромной кучей в одной из песочниц. В других песочницах бывшего детского сада песка не было с советских времен. Тачка ¾ настоящая, купленная для дачи, но пока обитающая в студии под лестницей.

Без передыху трое наших мальчишек и одна девочка кидали в нее лопатками песок, и за час мы перевезли в соседнюю пустую песочницу четыре или пять тачек. Никаких проблем с дисциплиной. Главное ¾ найти детям занятие. Впрочем, это касается и взрослых.

А тачка наша сделана на заводе «Белаз»; формой и размерами больше всего напоминает карьерный грузовик. Когда нам надоело грузить песок, дети уселись в тачку, и я прокатил их «по местам боевой и трудовой славы». Перед тем, как уходить домой, один из них, Глеб, подошел ко мне и сказал: «Когда вырасту, я буду работать на такой же машине, как эта тачка».

Необыкновенный человек

Мама одного нашего «студента», четырехлетнего Владика, рассказала, что он сообщил недавно ей и ее мужу:

¾ Вот ты, папа ¾ обыкновенный человек. И ты, мама ¾ обыкновенный. А я, когда вырасту, буду необыкновенным человеком.

Папа (выпускник консерватории, музыкант) и мама (фольклорист, музыкант, ведущая детской студии) глубоко вдохнули. А Владик выдал:

¾ Я буду водителем.

 

Дырки и машины

Впрочем, у Владика есть все основания для подобных заявлений. Он уже необыкновенный человек. Я понял это, когда в три года он стал делать в кусках глины дырки. Обычно дети в этом возрасте производят с глиной внешние действия ¾ бьют, мнут, плющат, режут, собирают вместе, отрывают кусочки, накладывают куски один на другой. Проникнуть внутрь куска, сделать поделку с внутренней пустотой ¾ такое желание возникает обычно годам к четырем. Оно связано с более серьезным ощущением пространства, это уже начало пространственного, конструктивного мышления.

За дырками последовали пещеры, дома, печи, машины с кабиной, и дальше пошли уже почти одни машины. Большие, маленькие, легковые, грузовики, трактора, бульдозеры…

Мама жалуется:

¾ Я ему и сказки читаю, и книжки смотрим, и песни поем, а он только машины лепит, и только машины рисует.

По-видимому, машина для мальчишек означает что-то гораздо большее, чем просто автомобиль. Раньше мальчишки бредили конями, теперь ¾ машинами. Машина ¾ это способ преодоления, покорения пространства. А пространство ¾ это конструктивное мышление, аналитика, символьная система. Владик ¾ аналитик, он быстрее всех научится читать, считать, рассуждать логически. Хорошо, что у Владика такие «гуманитарные» родители, они сумеют скомпенсировать его аналитический уклон творческими занятиями, не будут эксплуатировать его интеллектуальные способности.

Недавно Владик стал рисовать машины в пол-оборота, если говорить научно ¾ в аксонометрии. В четыре с половиной года, хотя и в восьмом классе это не всем доступно.

Людей Владик тоже лепит, водителей.

Вазочка для мамы

Бабушка пятилетней Ксюши жалуется: «Все дети лепят и чашечки, и тарелочки; а наша сидит да зверюшек каких-то делает».

Бабушка не понимает, что она должна только радоваться тому, что внучка лепит зверюшек. Я пытаюсь объяснить ей, что:

Во-первых, слепить зверюшку гораздо сложнее, чем чашку. Так что, если девочка умеет делать зверей, то уж с чашечкой наверняка справится.

Во-вторых, зверюшек лепить интереснее, чем чашечки, грибочки и даже ёлочки. Чашечки дети лепят по заданию воспитателя, а зверюшек Ксюша придумывает сама. А если девочка сама придумывает, что ей лепить, то это говорит только о ее развитой творческой инициативе.

В-третьих, зверюшек лепить полезнее, чем тарелочки. Это ведь не просто зверюшки, а из сказки. А если не из сказки, то девочка тут же придумывает, что это за зверюшки, откуда они и что они делают. Значит, у девочки слово не расходится с делом, она может воплотить в материале свои мысли и осмыслить сделанное своими руками.

В-четвертых, эта девочка молодец уже потому, что в пять лет не всякий ребенок слепит зверюшку, похожую саму на себя.

Нам с бабушкой все же удалось «раскрутить» Ксюшу на вазочку. Помог нам в этом трагический случай. Целый урок она лепила динозавра, который больше всего был похож на обычного человека с большими пальцами на руках и ногах, и потом еще урок его раскрашивала и лепила загородку, в которой он будет жить, чтоб никого не напугать. В самом конце второго урока она случайно ударила человека-динозавра об стол, и у него отломилась нога. Ксюша даже заплакала: столько работы, и все даром.

Чтоб загладить впечатление, Ксюше нужно было быстренько слепить что-нибудь еще. Тут-то мы с бабушкой и насели на нее с вазочкой, тем более, что пришедшая в это время на следующее занятие группа шестилеток усердно занялась лепкой кувшинов из укладываемых один на другой по кругу колбасок.

Ксюша утерла слезы и одним махом соорудила по этой технологии вазочку на ножке, чего не додумался сделать никто из старших детей, и чего я не показывал. После этого мне только и оставалось, что сказать бабушке: «Я же вам говорил. Для нее все эти чашки-плошки ¾ ерунда».

Интересно, что, слепив вазу, она стала думать, что в нее положить. Тщетно мы объясняли ей, что это просто вазочка, в которую потом можно будет положить что угодно. Нет; вот что значит ¾ образное мышление. Ксюшу не устроил просто предмет, ей важно создать цельный законченный образ. Раз есть ваза, значит должно быть и содержимое. Только слепив гроздь винограда, она успокоилась и ушла домой.

Почему же беспокоится бабушка? Чашка и плошка ¾ простые, понятные, а главное ¾ полезные вещи. А в зверюшках нет никакой пользы, это просто игрушки. Но не об этом ли написано у Лао-Цзы:

Из глины сделан горшок,

Но только ради той пустоты, что внутри;

В материальном польза,

В нематериальном ¾ суть?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: