Принципы построения работы Совета Министров




Регламент проведения

Международной студенческой конференции

Модель Европейского Союза

«Совет Министров Европейского Союза»

 

 

Общие положения

Совет Европейского Союза или Совет Министров – главный институт Европейского Союза, представляющий национальные интересы на общеевропейском наднациональном уровне. За историю ЕС институт несколько раз модифицировал свое название, сегодня его по старой памяти называют и «Советом Европейского Союза» и «Советом Министров», поэтому, строго говоря, оба названия корректны.

Действительно, наименование Совет Министров лучше всего соответствует роли института. В рамках этого института заседают представители европейских государств в ранге министров. В настоящем Европейском Союзе Советы Министров собирают министров разных отраслей, но чаще всего заседает т.н. «общий» Совет Министров, состоящий из министров иностранных дел государств-участников ЕС.

Но министры – люди занятые, они не могут постоянно сидеть в Совете, им надо и в своих странах поруководить. Поэтому участники Совета Министров активно работают со своими помощниками – Постоянными представителями при Совете Министров в ранге послов. В реальности именно на постоянных представителях и держится вся работа, а министры лишь подписывают согласованное и окончательно находят компромиссы в несогласованных вопросах.

В Модели ЕС министры и постоянные представители работают как команда при разработке и обсуждении проектов законодательства, они заседают совместно. При этом министры обладают правом голоса, а постоянные представители приоритетно ответственны за общение с прессой, лоббистами, а также отвечают за согласование позиций с другими странами. При отсутствии на рабочем месте министра, постоянные представители действуют от его имени и с его полномочиями.

 

Мотивация министров и постоянных представителей

Министры и постоянные представители – это представители государств. Их обязанность – следить за тем, чтобы все строки законопроекта соответствовали интересам их государств. Некоторые страны, например, в большей степени ориентированы на сельское хозяйство, а значит, зависят от дешевой рабочей силы и ратуют за более либеральные условия миграции. Другие, напротив, страдают от избытка «беженцев» или сталкиваются с массовыми попытками нелегальной миграции. Позиции своей страны Министру и постоянному представителю куда дороже общеевропейских идей и ценностей, поскольку за результаты нового закона, его исполнение и адекватность с министра могут очень жестко спросить его коллеги по национальному правительству.

Обсуждая проекты, министры и постоянные представители в первую очередь ориентируются на:

- интересы своего государства

- неувеличение расходов своего национального бюджета

- соответствие интересам безопасности в широком смысле для своих граждан

- успешность национальных компаний или ТНК, имеющих на территории стран филиалы или производства.

- успешность тех международных проектов, где участвуют партнерские страны

 

Принципы построения работы Совета Министров

В ходе подготовки к игре каждому участнику рекомендовано подготовить для своего удобства опорный конспект объемом порядка 1 страницы, где будет указано не менее 10 аргументов и мнений представляемой им страны по вопросам повестки дня Модели.

В ходе приветствия и первого заседания Постоянные Представители и Министры обмениваются подготовленными материалами и выстраивают совместную позицию по вопросу.

Министры Совета Министров также готовят текст приветствия, которое будет озвучено ими во время первого рабочего заседания. В тексте приветствия обычно сообщается краткая позиция страны по вопросам повестки дня и основные проблемы и успехи страны в этой области за последнее время. Продолжительность выступления – порядка 2х минут.

Участникам следует обратить внимание на то, что в случае отсутствия Министра, Постоянный Представитель автоматически занимает место Министра. В случае отсутствия голоса от страны ее голос не считается голосом «против».

Заседания Совета Министров ведет выбранный Советом Постоянный председатель Совета Министров. Сопредседателями являются представитель страны, председательствующей в ЕС, и Верховный представитель по внешней политике и безопасности. Председательствующим при необходимости также ассистируют министры двух стран, следующих по алфавиту за страной-председателем. Однако, это происходит чрезвычайно редко и в исключительных случаях. Именно эти страны станут странами председателями уже через полгода в соответствии с правилами 6-месячной ротации председательства в ЕС.

В рамках заседания Совета Министров Совет голосует тремя способами – простым большинством (50% +1 голос от числа имеющих право голосовать и присутствующих в зале) и квалифицированным большинством: простым (2/3 «за» или «не против») и сложным (которое предполагает учет разного веса голосов для всех стран Совета, в Модели не разыгрывается). Таким образом, председательствующий может объявить голосование «кто против» или «кто за», и, получив очевидное большинство поднятых табличек или не поднятых табличек, не объявлять соответственно голосование «кто за» или «кто против».

 

«Tour de table»

Стандартным механизмом обсуждения вопросов в Совете Министров является механизм «tour de table» [тур де табль] «вокруг стола». Председательствующий передает слово по очереди каждому из участников (стран), страны в свою очередь упорядочены в алфавитном порядке. Регламент «tour de table» означает количество времени, разрешенного для выступления каждому из участников. В ходе «tour de table» участники говорят от имени своих стран, называют проблемы и достижения, указывают на то, с чем они согласны, с чем нет, а также формулируют свою поддержку, предложения или наоборот критику и поправки. Высказывать собственное мнение министрам необходимо, чтобы остальные участники хотя бы примерно смогли понять, на что им ориентироваться и чего ожидать от министров – поддержки или сопротивления. На основе таких выступлений участники могут собрать игровые коалиции и совместно продвигать положения.

При проведении tour de table страна – председатель имеет право высказываться в алфавитном порядке, Верховный представитель высказывается после всех стран.

Обычно по окончании «tour de table» проводится сессия вопросов-ответов-комментариев, когда каждый из участников Совета Министров (от имени страны) может поднять табличку и задать вопрос докладчику или высказать свои аргументы, не требующие ответа. Длительность сессии вопросов-ответов определяется Постоянным Председателем, но обычно она составляет до 10-15 минут. Постоянный Председатель может прервать сессию досрочно, равно как и прервать выступающего, если сочтет, что выступление содержательно исчерпано или того потребует регламент.

По окончании сессии вопросов-ответов обычно проводится голосование. Решение принимается простым большинством, для утверждения решения необходимо, чтобы против решения проголосовало меньше 50% имеющих право голоса и присутствующих на игре согласно спискам переклички сторон.

«Процедурное возражение»

За подсчет голосов, отбор предложений и поправок, соблюдение прав участников, недискриминационный порядок ведения мероприятия отвечают сопредседательствующие страна-председатель и Верховный представитель. Если их коллективное мнение совпадает на предмет нарушения Постоянным Председателем своих обязанностей, они корректируют работу Совета в порядке «процедурного возражения». Если Постоянный Председатель настаивает на своем неправомочном решении, с точки зрения сопредседателей, управление и руководство передается сопредседателям на срок, необходимый на разрешение возникшей проблемы. В случае отсутствия Постоянного Председателя, сопредседатели также имеют право проводить заседание.

Пример: Постоянный председатель нарушает процедуру, забывает предоставить слово или игнорирует запрос на выступление. Сопредседательствующий имеет право заявить о процедурном возражении, после чего обратиться к Постоянному Председателю с комментариями о необходимом исправлении. Если сторона, которой ошибочно было предоставлено слово, уже начала свое выступление, корректировка должна быть произведена сразу после выступления с принесением извинений.

Постоянный председатель имеет право устанавливать недискриминирующий регламент, очередность выступлений, подтверждать передачу права голоса, лишать права голоса конкретного участника Модели (в случае нарушения норм поведения) с передачей права голоса от имени участника сопредставителю по стране. Постоянный Председатель своим решением предоставляет слово наблюдателям, лоббистам, членам дипломатического корпуса, журналистам и другим участникам игры при этом при поступлении заявки от данных категорий участников председатель обязан проинформировать их при первом удобном случае (по окончании текущего выступления оратора) о времени, когда им может быть предоставлено слово. Постоянный Председатель следит за тем, чтобы слово предоставлялось не реже чем раз в 60 минут при условии наличия заявок.

 

«Вопросы защиты игровых или личных прав»

Вопросы защиты игровых прав или личных прав рассматриваются президиумом всех институтов в первую очередь.

Допускается исключение из правил обращения к председательствующему по вопросу личных прав и свобод участников. В таком случае в президиум может быть направлено письменное обращение с пометкой – «вопрос личных прав» или «вопрос защиты игровых прав». Председательствующий обязан предоставить слово, если оно запрашивается, при первой возможности. Председатель также может дать письменный ответ, задавшему вопрос. Вопросы личных прав касаются сфер организации заседаний: температуры, форточек, перерывов, плохой слышимости, разрешений покинуть помещение и проч. Вопросы личных прав не могут быть касаться обсуждаемых вопросов.

При крайней необходимости по вопросам защиты игровых прав участники могут лично подойти в президиум и обратиться к председателю и сопредседателю.

Постоянные представители по поручению министров имеют право покидать зал заседаний для переговоров с лоббистами, однако они должны это делать исключительно в перерывах между выступлениями. За выходы и входы в зал во время выступления Председатель может затребовать удаления участника из зала заседания до окончания текущего заседания. При крайней необходимости участники могут покинуть заседание, но делать это следует в перерывах между выступлениями и так, чтобы не мешать остальным участникам. Возвращаться назад следует, опять же, дождавшись паузы в выступлениях и так, чтобы не мешать участникам. Например, вы зашли в аудиторию, увидели, что там кто-то выступает, вы сели на первое свободное место, дождались паузы в выступлениях, после чего подошли на свое место.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: