научный руководитель канд. архитектурыИстоминаС. А.




НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Энгельгардт А. Э.,

научный руководитель канд. архитектурыИстоминаС. А.

Сибирский федеральный университет

Стиль - это единство художественного направления. Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение красоты и гармонии.Стильпорождается определенной эпохой, обуславливается научными и техническими возможностями, образом жизни. Стиль, по мнению Т.Ю. Быстровой, – «это исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейно-художественного содержания»[2].

В дизайне интерьера можно выделить стили (стилевые направления) определенных исторических периодов, сформировавшиеся в европейском симбиозе: барокко, рококо,классический, ампир, модерн, ар деко, модернизм, авангардизм, конструктивизм, функционализм, минимализм, поп-арт, хай-тек, бионика, деконструктивизм, техно, экостиль.Первенство в креотурной системе каждого из этих стилейпринадлежит различным европейским странам, имевшим особенности в развитии философии, экономики, в социальной структуре, в природно-климатических условиях, а также в глубинных генетико-семантических предпочтенияхнаселения. Благодаря этому за отдельными стилистическими проявлениями закрепилась национальная идентификация: шведская, французская, немецкая, испанская, английская, итальянская, скандинавская, американская (последнюю следует рассматривать как адаптацию европейских стилистических корней к новым условиям другого континента и к прогрессу общественно-экономического развития). Хорошо сохраняющаяся до сих пор семантическая традиция этнических культур подарила миру японский, китайский, африканский,индийский, египетский, арабский стили интерьеров.

Проблема правильного понимания и освоения стилей актуальна в современном дизайне среды, поскольку в последнее время мы все чаще можем слышать о бесстилье, эклектике или свободе самовыражения, которыми оправдываются откровенно бездарные проекты. Потому, желая использовать тот или иной стиль в своем проекте, дизайнер должен знать не только формальные качества стилейи принцип их организации в единое эстетически выразительное целое, но и изучить исторические, природные, социально-экономическиеистоки формирования этих стилей.

Анализ стилеобразующих предпосылок включает основные факторы:хронологию формирования стиля; географическое положение страны и климатические условия;экономику (наличие природно-материальных ресурсов, способ производства);доминирующий класс в обществе, определяющий вкусовые предпочтения; ментальность нации (философский контекст); основные характеристики и отличительные особенности стиля.

К вопросу дизайна среды всегда очень трепетно подходили в восточных странах, особенно в Японии и Китае (философия и жизнь в этих странах не отделимы). Хронология развития японского стиля тесно связана с историческим процессом формирования философской школы.ВXIV-XVI вв. в философской мысли неограниченно господствовал буддизм, с XVII в. преобладающее влияние приобрело конфуцианство, более соответствовавшее феодальным устоям японского общества. В XVII-XVIII вв.развивались неортодоксальные учения, отвергающие догмы конфуцианства. После незавершенной буржуазной революции 1867-68 начался процесс усвоения европейской философии.В 20-40-х гг. XX в. сложился японский "классический идеализм", представленный Киотской школой. В 50-х гг. ведущие позиции занимают экзистенциализм и прагматизм; с 60-х гг. приобретают влияние аналитическая философия и другие течения современной буржуазной философии[5].

Считается, что традиционная японская культура сложилась в XVI-XVII веках, когда в стране шел процесс централизации верховной власти и появились зачатки капитализма. Искусство того времени имело четкую целевую аудиторию - формирующийся класс городского населения, прежде всего богатых купцов - ростовщиков. Они хорошо ориентировались в предметах роскоши, прибывавших из Китая и Кореи, но вместе с тем сохраняли верность простоте и минимализму национального жилища. В XIX-XX веках ведущим классом была японская буржуазия, вкусовые предпочтения которой обратились на Запад.

Япония расположена на небольших по площади островах.В территориально небольшой, переселенной стране особо ценится пространство. Поэтому и внутреннее наполнение помещений сводит к минимуму мебель. Простота и функциональность японского интерьера явилась следствием капризного климата и сложных сейсмических условий. Здесь издревле вместо натурального камня применяют дерево, строят в основном легкие и открытые постройки, часто «мобильные».

В экономике Японии после Второй мировой войны интенсивно использовалась высококвалифицированная и вместе с тем дешевая рабочая сила, активно внедрялись самые новые достижения мирового научно-технического прогресс.Ныне страна имеет трудовые ресурсы с высоким уровнем профессиональной подготовки. Проблема недостатка местных природных ресурсов решается путем внедрения сберегающих технологий. Как основные внутренние ресурсы развития используются те возможности, которые предоставляет научно-технический прогресс. Но все же, наряду с массовым, до сих пор сохраняется ремесленное производство.

В японском интерьере все направлено на гармонизацию сосуществования души человека с окружающим миром, на ее очищение от лишних эмоций и переживаний. Это достигается стремлением к минимализму, максимальной функциональности интерьера, совершенству простых форм, использованию больших пространств при минимальном использовании изящных дополнений. Причем в японском интерьере преобладает естественность и натуральность, игра в основном на бежевых, жемчужных, песочных и молочных тонах. Традиционный японский интерьер – это огромное светлое пространство, разбавленное национальными предметами интерьера. По традиции японский дом освещают мягким, ненавязчивым, рассеянным светом по принципу луны, а не солнца как во всей Европе. Философия японского дома тесно связана с природой - с точки зрения материалов, цвета, композиции. Но главная его природная черта - это возможность трансформироваться, изменяться, расти.

Английский стиль складывается под влиянием природно-экономических факторов.Значительные площади занимают старые разрушенные горы. Благодаря умеренному влажному климату в Англии круглый год зеленеет трава и почти всегда что-то цветет. Садоводство — национальная страсть англичан, ключ к пониманию многих сторон их характера, отношения к жизни. Ограниченные природные ресурсы островной страны компенсировались колониальной политикой в XIX в.

Англичане являются продуктом смешения многих этнических групп – древнейшего иберийского населения с народами индоевропейского происхождения: племен кельтов, германских племен англов, саксов, фризов, ютов, в некоторой степени скандинавов, а впоследствии и франко-норманнов.От крестьянской натуры саксов английский характер унаследовал склонность ко всему естественному, простому, незамысловатому в противовес всему искусственному, показному, вычурному: прозаическую деловитость, ставящую материальную сторону жизни выше духовных ценностей; приверженность традициям при недоверии ко всему необычному, непривычному, тем более иностранному; пристрастие к домашнему очагу как символу личной независимости.Скандинавские викинги внесли в английский характер еще одну существенную черту — страсть к приключениям. В душе домовитого англичанина всегда чувствуется манящий зов моря, романтическая тяга к дальним берегам. Первая и наиболее очевидная черта этой нации — стабильность и постоянство характера составляющих ее индивидов. Они меньше других подвержены влиянию времени, преходящим модам.Исконные черты английской натуры по-прежнему остаются общим знаменателем, оказывают глубокое влияние на национальный характер и общий стиль жизни. Англичане тяжелы на подъем, склонны обходить острые углы, им присуще желание быть вне посторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.Деньги — кумир англичан.

Дом служит англичанину крепостью, где он способен укрыться не только от непрошеных посетителей, но и от надоевших забот. Англичанин любит жить в окружении хорошо знакомых вещей. В убранстве дома, как и во многом другом, он прежде всего ценит старину и добротность. Когда в семье речь заходит об обновлении обстановки, то имеется в виду не смена мебели, а ее реставрация [4].

Современный английский стиль – это стиль рафинированной элегантности, для которого характерно сочетание аристократизма, утонченности и сдержанности. Можно сказать, что этот стиль является особенной разновидностью классического стиля, в частности, элементов регулярности в английском стиле меньше, чем в «классике», а цветовых решений – больше. Но главная особенность – обязательное использование форм античной архитектуры и некоторые колониальные ноты –элементы восточных интерьеров. Английский стиль должен создавать впечатление интерьера, которому не менее 100 лет, его девиз – семейные и национальные традиции. Английский стиль считается дорогим, он подчеркивает состоятельность и статус его владельца. Этот стиль лучше «выдерживать» в интерьере полностью, он сложно сочетается с элементами других стилей [1].

Богатство природных ресурсов, сплав европейской культуры с достижениями науки и техники породил феномен американского стиля интерьера.

США расположены на большой территории, в ней представлены практически все климатические зоны,недра богаты запасами различных природных ископаемых Склоны Кордильер покрыты густыми хвойными лесами. Страна удерживает лидерство в мировой экономике последние 100 лет. Производство носит массовый характер.

В XVIIIвеке американскую философию условно можно разделить на два направления: пуританский кальвинизм и политическую философию отцов-основателей.На XIX век в Америке приходится расцвет романтизма в форме американского трансцендентализма. В начале XX века прагматизм был временно отодвинут на второй план другими философскими направлениями и школами, Под влиянием научного мировоззрения и теории относительности Альберта Эйнштейна разрабатывается философия процесса. В середине XX века подъём популярности философии языка и аналитической философии. В конце XX - начале XXI в вновь возрождается интерес к прагматизму.

Жители США (активные переселенцы из многих стран мира), обзаведясь собственным домом в Штатах, стремились обставить и оформить его в соответствии с интерьерными тенденциями своей страны. Менталитет переселенцев, способных на многочисленные переезды и смену обстановки,легко адаптировался к новому.

Основная особенность американского интерьера – эклектичность: в классическом интерьере может стоять плетеная мебель из ротанга [3].

Для американца стильный дизайн интерьера – тот, в котором ему хорошо.Не слишком церемонятся жители Америки и с выбором предметов декора. Они много путешествуют, проникаются любовью к той или иной культуре и нередко привносят ее элементы в свой и без того смешанный интерьер.Американские интерьеры жилых домов достаточно просты, непритязательны и фактически недороги. Однако при этом создается эффект дороговизны и респектабельности. Добиться этого позволяет качественная имитация дорогих материалов. В интерьерах, как правило, наравне с классическим, за основу берутся стиль кантри или колониальный. Направление кантри появилось в США в самом начале прошлого века, а стало популярно примерно 30-40 лет назад. В интерьерах в американском стиле очень много белого цвета. Здесь очень популярна кожаная мягкая мебель. В американских интерьерах уживаются респектабельность, чопорность, простота, непритязательность, холодность, уютность

Существует ли русский стиль в дизайне интерьера? Особенность дизайна интерьера в России в том, что до 1991 года его вообще не было, он пришел к нам по почте в виде архитектурных журналов, засветился в кадрах зарубежных фильмов и был вывезен в форме мечты из массовых поездок за границу. В. Злобин в статье «Беды и страхи российского интерьера»пишет: «Первая и самая главная особенность - это то, что «российского дизайна интерьера» как бы не существует. Он не признан в мире, о нем не пишут в международных изданиях…». Возможно, стоит рассматривать русский стиль как своеобразный полистилизм, многомерность дизайна, источником которого является широта взглядов и неоднозначность менталитета русского человека.Н. А. Бердяевсформулировал так называемую «русскую идею», в которой выражается характер и призвание русского народа: "Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей».

И хотя официально не существует такого понятия, как русский стиль, в последнее время в журналах и интернете можно увидеть не только характерные особенности русского стиля, но и своеобразное деление на подстили: «русская изба»; «дворянское гнездо»;«высокий штиль» (ампирный русский стиль);«а-ля рюс»(украшение жилья с помощью характерных национальных элементов).Подобные «направления русского стиля» являются лишь заимствованием или прямой имитацией элементов русского зодчества, живописи и ремесла древней Руси, что не может являться собственно стилем, лишь одним из способов работы с историческим материалом в дизайне, которые выделяет Быстрова Т.Ю.Возможно становление русского стиля еще не оконченный исторический процесс. И на данном этапе стоит рассматривать его как желание вместить в себя как можно больше разных стилей с целью их дальнейшего усвоения ипреобразования под менталитет русского человека.

Список литературы

1. Английский стиль интерьера [Доступно] https://www.domashniy.ru/article/dom_i_dacha/interier/anglijskij_stil_interera.html

2. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. Изд. Уральского государственного университета. – 2001. 288 с

3. Журнал о дизайне Питер-Дизайн Американский интерьер [Доступно] https://piter-design.ru/home/emphasis-design/item/314-amerikanskij-interer.html

4. Особенности английского национального характера и менталитета [Доступно] https://sites.google.com/site/englishproverbsandsayings/home/osobennosti-anglijskogo-nacionalnogo-haraktera-i-mentaliteta/osobennosti-anglijskogo-nacionalnogo-haraktera-i-mentaliteta

5. Философия Японии [Доступно] https://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=3857



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: