Таможенные пошлины: их виды, размер ставок. Система таможенных преференций




В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют: Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин; Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин; Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они делятся на: Базовые ставки, которые применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе; Максимальные ставки, которые применяются к государствам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования (составляют 200 % от указанных в Таможенном тарифе);

Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых. В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на: Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм; Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин: Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции; Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра; Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Найробийская конвенция

9 июня 1977 года на сессии Совета таможенного сотрудничества в Найроби (Кения) была принята Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений. Конвенция Найроби вступила в силу 21 мая 1980 Найроби является многосторонним международно-правовым договором, назначение которого - создать правовую основу сотрудничества и взаимодействия государств в борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Конвенция устанавливает механизм оказания взаимной помощи иностранными государствами в рамках их международного сотрудничества.В настоящее время участниками Конвенции является 51 государство. Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1994 г. В преамбуле Конвенции Найроби отмечается, что нарушения таможенного законодательства наносят ущерб не только экономическим интересам (налоговым интересам государств, законным интересам торговли), но и представляют угрозу для социальной сферы жизни людей. В преамбуле Конвенции также указывается, что борьба с таможенными правонарушениями может быть более эффективной при сотрудничестве таможенных служб иностранных государств в правоохранительной сфере. Глава I Конвенции посвящена определениям таможенных терминов, используемых в Конвенции. Конвенция Найроби открывается статьей, раскрывающей содержание используемых в тексте Конвенции основных терминов: Термин " таможенное правонарушение любое нарушение таможенного законодательства или попытку такого нарушения.
Таможенные правонарушения по степени и характеру общественной вредности делятся на таможенные преступления (преступные деяния) и проступки (административные правонарушения в области таможенного дела, нарушения таможенных правил). Таможенные преступления и проступки представляют собой противоправные деяния, посягающие на экономическую безопасность государства и его финансовые интересы. Термин " обман таможни "означает таможенное правонарушение, при котором лицо обманывает таможенный орган и таким образом частично или полностью уклоняется от уплаты импортных или экспортных пошлин и налогов, либо обходит установленные таможенным законодательством запреты или ограничения, либо получает другие выгоды в нарушение таможенного законодательства.
" импортные и экспортные пошлины и налоги " таможенные пошлины, а также все другие пошлины, налоги и прочие сборы, взимаемые при или в связи с ввозом или вывозом товаров, за исключением сборов, размер которых ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг. Термин " контрабанда обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме. Контрабанда является одним из видов таможенных правонарушений. Контрабандой признается всякое незаконное перемещение через таможенную границу товаров (любого имущества, транспортных средств или иных предметов), совершенное любым способом, выражающимся в обмане таможенного органа. Способы совершения данного противоправного деяния, позволяющие квалифицировать незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу как контрабанду, предусмотрены национальным законодательством, как правило, уголовным законодательством
В главе II "Сфера применения Конвенции", главе III "Общие положения об оказании содействия", главе IV "Прочие положения", а также в главе V "Роль Совета и Постоянного технического комитета" описан механизм оказания взаимного административного содействия в правоохранительной деятельности таможенных служб по уголовным и административным делам о таможенных правонарушениях.
Согласно предписаниям статьи 2 Конвенции государства, ставшие участниками Конвенции, независимо от того, приняли ли они обязательства по одному или нескольким приложениям к ней, соглашаются, что их таможенные службы будут оказывать друг другу взаимное административное содействие в целях предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений по правилам настоящей Конвенции.
Взаимное административное содействие в соответствии с положениями Конвенции включает в себя возможность таможенной службы одного государства - участника Конвенции обратиться к другому государству - участнику Конвенции с просьбой об оказании помощи в ходе любого расследования либо в связи с любым административным или судебным разбирательством, проводимым по делам о таможенных правонарушениях. Если расследование или разбирательство по делам о таможенных правонарушениях проводится не таможенной службой, а другим органом, то просьба об оказании взаимной административной помощи должна быть ограничена рамками компетенции этого органа в данном расследовании или разбирательстве.
Взаимное административное содействие не распространяется на просьбы об аресте лиц, а также взимании пошлин, налогов, сборов, штрафов и других денежных средств.
В Конвенции предусмотрены два исключения из принципа взаимности, лежащего в основе механизма оказания административного содействия в правоохранительной деятельности таможенных служб по делам о таможенных правонарушениях. Первое исключение сформулировано в статье 3 Конвенции, где предусматривается возможность государства - участника Конвенции отказать в предоставлении запрашиваемого содействия или оказать его при определенных условиях. Если государство считает, что запрашиваемое содействие наносит ущерб его суверенитету, безопасности или другим важным национальным интересам либо наносит ущерб законным торговым интересам любого государственного или частного предприятия, оно может отказать в предоставлении такого содействия или оказать его, обусловив определенными условиями или требованиями.
Второе исключение из принципа взаимности оказания содействия таможенным службам по вопросам правоохранительной деятельности изложено в статье 4 Конвенции. Если таможенная служба одного государства - участника Конвенции обращается с просьбой об оказании содействия, которое оно, в случае аналогичного обращения другого государства, оказать не сможет, тогда в запросе на это должно быть обращено внимание. Выполнение такой просьбы осуществляется по усмотрению запрошенной Стороны.
Далее в Конвенции закреплен очень важный элемент механизма оказания взаимного административного содействия в правоохранительной деятельности таможенных служб по уголовным и административным делам о таможенных правонарушениях: государства - участники Конвенции при оказании содействия в рассматриваемой сфере не ограничены положениями настоящей Конвенции. Статья 11 Конвенции допускает возможность оказания любого более широкого взаимного содействия, которое отдельные Договаривающиеся Стороны предоставляют или могут предоставлять друг другу в будущем.
Согласно предписаниям статьи 6 Конвенции связь между государствами - участниками Конвенции осуществляется непосредственно через таможенные службы этих государств. Таможенные службы назначают подразделения (управления, отделы) и официальных лиц, ответственных за такую связь, и сообщают Генеральному секретарю Совета таможенного сотрудничества (ныне - Всемирной таможенной организации) их фамилии и адреса. Генеральный секретарь передает эту информацию другим государствам - участникам Конвенции.
Взаимное административное содействие государства - участники Конвенции оказывают на основании письменных запросов о содействии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: