Детерминанты и предупреждение преступности малолетних и несовершеннолетних лиц.




В настоящее время существует серьезная проблема, относительно детской преступности. И самое страшное то, что большинство преступлений совершаются подростками, не достигшими возраста уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству. В данном случае можно говорить о преступности малолетних. Основным критерием совершения преступлений является девиантное поведение лиц. Такое поведение представляет собой отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся в государстве норм. Такое поведение всегда трактуется с отрицательной стороны. Психика малолетнего, в отличие от взрослого индивида, находится в стадии интенсивного формирования, обусловливая повышенную восприимчивость, как к позитивным, так и к негативным влияниям факторов социальной среды.

На законодательном уровне выступают с инициативой снижения возраста уголовной ответственности до 12 лет. Процитируем материал об этом, опубликованный 2 марта 2012 года в Российской Газете: «В Государственной Думе ведется работа над законопроектом о снижении возраста, с которого подростков можно будет отправлять в колонии. За наиболее жестокие преступления предлагается привлекать к ответственности с 12 лет, а за все остальные — с 14 лет»[1].

Безусловно, преступность в нашей стране катастрофически молодеет. К тому же отмечается нарастающая жестокость, с которой совершаются «малолетние» преступления. При этом ежегодно около 100 тысяч лиц, преступивших закон, остаются безнаказанными, поскольку к моменту совершения преступления не достигают возраста уголовной ответственности.

Рассмотрим основные детерминанты, влияющие на малолетних детей с отрицательной стороны:

1. Отрицательное влияние со стороны родителей и других членов семьи. Именно семья является важнейшим ориентиром в жизни каждого ребенка, здесь закладываются нравственные и правовые ценности. Однако есть и «другая сторона», где семья является фактором, толкающим на преступление даже малолетних детей.

2. Отсутствие возможности у родителей в кризисной ситуации обеспечить минимальные потребности детей. Здесь определяющим фактором является социальная политика государства, помощь семьям, попавшим в трудную ситуацию.

3. Отрицательное влияние со стороны ближнего окружения. В данном случае большое значение играет семья, школьный коллектив, друзья.

4. Беспризорность и безнадзорность. В настоящее время нет точных сведений о количестве беспризорных детей. Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны – от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная – Министерством образования Российской Федерации – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Министерства труда России, в стране около 1 млн. безнадзорных детей. Заметим также, что в РФ действует Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» [2]. Исходя из приведенных выше данных о количестве беспризорников, действие данного закона представляется малоэффективным.

5. Низкий уровень работы общеобразовательных учреждений. Очень важно, насколько в общеобразовательных учреждениях продумана работа с детьми, как подготовлен персонал, понимает ли свою задачу. Все должно быть продумано и направлено на приобретение подростком того, что поможет его дальнейшей социализации в обществе.

6. Пропаганда в СМИ, Интернете и литературе стандартов антиобщественного поведения (культура насилия, жестокости, наркотиков, порнографии).

7. Свободный доступ к приобретению спиртных напитков. Несмотря на запреты продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим совершеннолетия, многие торговые точки нарушают установленные законом правила.

Негативные антиобщественные установки, значимые в криминогенно-детерминистском отношении, у подростка появляются не сами по себе. Они социальны по своему происхождению. Их формирование происходит в процессе взаимодействия с окружающей средой, в постоянном и непосредственном общении со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми при осуществлении различных связей и ролей, в которых подросток выступает в повседневной жизненной практике. Негативные условия социальной среды способны активно порождать многоплановые личностные деформации (искажение интересов, потребностей, ценностных ориентаций), которые при определенной жизненной ситуации могут выразиться в форме преступного поведения.

Возвращаясь к проблеме снижения возраста уголовной ответственности, мы считаем важным обратиться к общественному мнению. На вопрос нужно ли снижать в России возрастной ценз для наступления уголовной ответственности, граждане РФ ответили таким образом[3]:

 
Безусловно, ДА 45.72%
ДА, с оговорками 39.61%
Не определился/лась 2.93%
Скорее - НЕТ 5.87%
Безусловно - НЕТ 3.91%
Особое мнение 1.96%
     

 

Криминализация подростковой и тем более малолетней среды продолжает оставаться тревожным явлением. Это результат неблагополучия в социально-экономической и духовно-нравственной сфере нашего общества, вызванного целым рядом причин: от падения жизненного уровня значительной части населения и криминализации общества до распространения жестокого обращения с детьми в семьях, при снижении ответственности за их судьбу, и либерализации законодательной базы. Указанные обстоятельства диктуют необходимость поиска новых путей решения проблем «омоложения» преступности, одним из важнейших аспектов которой является совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на всех уровнях. В частности необходима профилактика как общесоциальная, так и индивидуальная. Однако при наличии профилактики, мы всё же поддерживаем идею понижения возраста уголовной ответственности за совершение особо тяжких преступлений, поскольку только таким образом возможно снижение уровня преступности среди несовершеннолетних лиц, ведь безнаказанность в большинстве случаев порождает дозволенность.

 

Список использованной литературы:

1. Конституция (основной закон) РФ. Текст.- М.:Эксмо, 2009

2. Федеральный закон РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24. 06. 1999 г.

3. Российская газета Федеральный выпуск № 5719 от 2 марта 2012 г.

4. Федеральный закон № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.

5. Ю.А. Малюшина «Психологический механизм преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей» Журнал Российский следователь, №21. 2010 г.

6. В.В. Простяков «Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поедения несовершеннолетних». Юридическая психология, №1. 2011 г.

 


[1] Российская газета Федеральный выпуск № 5719 от 2 марта 2012 г.

[2] Федеральный закон РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24. 06. 1999 г.

 

 

[3] https://vote.diary.ru/p165121574.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: