Вопросы для подготовки к экзамену
1. Человеческий ресурс современных организаций, его экономическая и социальная ценность.
2. Экономическая целесообразность управления персоналом как фактор повышения экономической эффективности организации.
3. Классификация и концепции управления персоналом.
4. Цели и нправления государственого регулирования рынка труда.
5. Соотношение государственной кадровой политики и управления персоналом.
6. Факторы согласования спроса и предложения рабочей силы.
7. Концептуальные основы кадровой политики организации.
8. Концептуальные кадровые документы.
9. Должностаня инструкция: методика составления.
10. Современные кадровые технологии.
11. Технологии управления человеческими ресурсами, основанные на постановке целей.
12. Характеристика и цели дистанционной формы организации труда.
13. Виды потребностей в персонале.
14. Методы расчета потребности в персонале организации.
15. Классификация и структура персонала организации.
16. Технологии отбора персонала.
17. Внутренние и внешние источники привлечения персонала.
18. Типовые документы для приема и оформления на работу.
19. Принципы и методы расстановки персонала.
20. Социальная и профессиональная адаптация персонала.
21. Виды адаптации персонала.
22. Сущность и классификация регламентов, регулирующих работу персонала.
23. Правила внутреннего трудового распорядка: характеристика и структура.
24. Трудовой договор: характеристика и структура.
25. Принципы научной организации труда.
26. Проектирование рабочих мест.
27. Классификация труда.
28. Критерии и методы расчета производительности труда.
29. Факторы роста производительности труда.
30. Методы наблюдения за трудовой деятельностью работников.
31. Функции и задачи оценки человеческих ресурсов.
32. Реализованный и перспективный трудовой потенциал работника.
33. Оценка индивидуального вклада работника.
34. Нормирование труда.
35. Критерии и методы оценки результативности труда работников.
36. Аттестация персонала: сущность и характеристика.
37. Мотивация и потребности персонала.
38. Содержательные теории мотивации.
39. Процессуальные теории мотивации.
40. Методы управления персоналом.
41. Механизм оптимального соотношения экономического и неэкономического стимулирования.
42. Классические и современные системы стимулирования.
43. Сущность оплаты труда в рыночной экономике.
44. Принципы оплаты труда в организации. Структура компенсационного пакета.
45. Системы оплаты труда.
46. Развитие персонала как стратегического вида ресурсов. Цели развитяи персонала.
47. Управление компетенциями персонала. Общие и профессиональные компетенции.
48. Виды профессионального обучения человеческих ресурсов.
49. Типология карьеры.
50. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.
51. Управление карьерой как метод стимулирования человеческих ресурсов.
52. Социально-трудовые отношения работодателя и персонала.
53. Коллективный договор: характеристика, цели и структура.
54. Роль государственной инспекции по труду в исполнении обязательств сторонами коллективного договора.
За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.
№ п/п | Уровень ответа на экзамене | Начисляемые баллы |
1. | Отлично (полный ответ на вопрос из списка) | 40 баллов |
2. | Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 30 баллов |
3. | Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 20 баллов |
4. | Неудовлетворительно (неправильный ответ) | 0 баллов |
Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на экзамене, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения
№ п/п | Общая сумма баллов | Итоговая оценка |
Форма итогового контроля – экзамен | ||
1. | От 85 до100 баллов | Отлично |
2. | От 70 до 84 баллов | Хорошо |
3. | От 55 до 69 баллов | Удовлетворительно |
4. | От 0 до 54 баллов | Неудовлетворительно |
Методические материалы
Экзамен проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции) и предполагает ответ на теоретические вопросы.
Устные экзамены могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме экзамена студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Результаты сдачи экзаменов оцениваются отметкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».