Рабочая программа дисциплины
Социология (Модуль-1)
(наименование дисциплины)
Направление подготовки
Юриспруденция
Профиль подготовки
«Правоохранительная деятельность; Правовое обеспечение государственного и муниципального управления; Правовая работа в экономике»
Форма обучения
Заочная, очно-заочная на базе среднего, средне-специального образования
(очная, заочная, очно-заочная и др.)
Трудоёмкость учебной дисциплины 2 зачётных единицы
Барнаул
2012 год
Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины социологии: рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с широкой картиной исторического развития, показать структуру и особенности предмета, особенности современного теоретического социологического знания, способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.
2.Место дисциплины в структуре ООП ( по направлению, профилю подготовки или специальности): социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества. В свою очередь социология гармонично дополняет знаниевую базу юриспруденции, экономики, государственного и муниципального управления и т.п. специфичной социологической информацией, позволяя отойти от механистического воззрения на общественную жизнь. Социология позволяет анализировать жизненные ситуации с позиции участвующих в них людей.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Изучение курса «Социологии» должно способствовать обучающимся овладеть следующими компетенциями:
- умение собирать и обрабатывать необходимую информацию для более точного понимания общественных процессов.
- способность анализировать социально-значимые явления и процессы;
- способность свободно и креативно излагать свои мысли по обсуждаемому вопросу.
- разносторонне подходить к анализу общественных явлений и процессов;
- уметь анализировать общественные процессы не только с позиции профессиональной логики, но и человеческих ценностей;
- уметь аргументировано излагать свои мысли.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- место социологии в системе социогуманитарного знания;
- эвристические возможности социологии в своей профессиональной сфере;
- специфику общественного устройства;
- специфику общественных процессов и возможность своего участия в них как профессионала и гражданина;
- значение социальных факторов в разрешении проблемных ситуаций;
- роль социального в оптимизации государственного и муниципального управления, в сфере экономических отношений и права.
Уметь:
- применять полученные знания в профессиональной практике;
- анализировать общественные процессы;
- анализировать мотивацию и интересы различных социальных групп;
- определять факторы необходимости модернизации социального управления;
Владеть: научной терминологией; навыками сбора и анализа социологической информации,
4. Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единиц, 100 часов.
Форма(ы) промежуточной аттестации по дисциплине: тест, контрольная работа.
Структура дисциплины
№ темы | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего | в том числе | ||||
лекции | практические занятия | Сам. работа студентов | |||
1. | Научный статус социологии | 0,5 | 3.5 | ||
2. | Общество, как социальная система. | 0,5 | 5,5 | ||
3. | Социальные институты. | 0,5 | 9,5 | ||
4. | Социология культуры | ||||
5. | Социальное взаимодействие и социальные отношения. | 0,5 | 3,5 | ||
6. | Социальные группы и общности. | 0.5 | 5,5 | ||
7. | Социология личности. | ||||
8. | Социальный контроль и девиация. | 0,5 | 9,5 | ||
9. | Современная мировая социальная система | ||||
10. | Методы социологического исследования. | ||||
Итого |
4.2. Содержаниедисциплины
ТЕМА 1. Научный статус социологии
Цель: продемонстрировать связь непосредственно социальной практики и необходимости её научного изучения, показать место социологии её связь с другими науками.
Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки. Социологический проект О.Конта Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук об обществе и человеке.
Литература.
[2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 16]