Методы педагогических исследований




Система педагогических наук. Связь педагогику с другими науками.

Систему педагогических наук образуют:

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

· Общие основы

· Дидактику(теория обучения)

· Теорию воспитания

· Школоведение

История педагогики исследует историю педагогических учений в различные исторические эпохи. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим помогает проследить основные этапы развития, предостерегает от повторения ошибок прошлого, делает более обоснованными прогностические предложения.

Сравнительная педагогика занимается исследованием закономерностей функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. Она охватывает всю систему среднего образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых.

Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания образования человека, имеющих отклонения в физическом развитии.

Методики преподавания отдельных учебных предметов занимаются разработкой содержания, форм и методов изучения этих предметов, популяризацией передового опыта лцчших педагогов с использованием методов, терминов, понятий других наук.

Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкурентную сферу деятельности.

Педагогика связана с другими науками: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Она взаимосвязана с методологией философии и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятельный, полусубъектный и т.д.) для обоснования сущности педагогических явлений и процессов. Педагогика взаимодействует с такими областями философии как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта. Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно решают социальные институты: семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации. Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Таким образом, для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии, социологии остается доминирующим.

 

Методы педагогических исследований

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений, процессов. Существует несколько классификаций педагогических методов, объединяющихся по разным основаниям. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях.

Выделяют четыре этапа эксперимента:

· Теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

· Методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

· Собственно эксперимент – проведении серии опытов, создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, регулирование и коррекция экспериментальной работы, измерение «реакций испытуемых»;

· Аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводиться целенаправленная его организация для определения условий развития личности или коллектива). Преобразующий эксперимент требует наличие контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, изучения, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: