Метод познания атрибутов Аллаха




 

Правильный метод познания атрибутов Аллаха

 

Как писал шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити *, да смилуется над ним Аллах, Коран указывает на три принципа, лежащих в основе изучения божественных атрибутов. Кто придерживается всех трех принципов, тот понимает данный вопрос правильно и приобретает убеждения, которые исповедовали Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и наши праведные предшественники. А кто не признает хотя бы один из этих трех принципов, тот впадает в заблуждение. Шейх подчеркнул, что каждый из этих принципов находит подтверждение в Великом Коране.

 

Первый принцип — ни одно из качеств Аллаха не похоже на качества творений. Этот принцип подтверждается словами Всевышнего:

 

«Нет никого подобного Ему» (Аш-Шура, 11);

 

«Нет никого равного Ему» (Аль-Ихлас, 4);

 

«Никого не сравнивайте с Аллахом!» (Ан-Нахль, 74).

 

Второй принцип — вера во все качества, которыми Аллах описал Себя, потому что никто не может знать об Аллахе лучше, чем Он Сам:

 

«Вы лучше знаете или же Аллах?» (Аль-Бакара, 140).

 

Также необходимо верить во все качества, которыми Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, описал Аллаха, потому что никто, кроме Аллаха, не мог знать о Нем лучше, чем Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует,. Поэтому Коран говорит о нем:

 

«Он не говорит по прихоти. Это всего лишь внушаемое [ему] откровение» (Ан-Наджм, 3-4).

Заблуждение тех, кто опирается лишь на один из этих принципов

 

Шейх аш-Шанкити подверг критике тех, кто не признает хотя бы один из этих двух принципов. По его словам, человек, не признающий хотя бы одно из качеств, которыми Аллах описал Себя, проявляет упрямство перед Господом небес и земли и совершает весьма дерзкий грех.

 

Шейх назвал это самым глубоким заблуждением, поскольку этот несчастный и невежественный человек, отрицающий совершенные и величественные качества, которыми Аллах охарактеризовал Себя, словно говорит Могучему Владыке небес и земли: «Качества, которыми Ты описал Себя, не приличествуют Тебе. В них есть такое-то несовершенство, и поэтому я интерпретирую их значения и не стану признавать их. Я заменю их другими качествами, которые сочту нужными, не опираясь ни на Коран, ни на сунну».

 

В подобном заблуждении находится и тот, кто признает качества Всеблагого и Всевышнего Аллаха, но уподобляет их качествам творений. И только тот добивается успеха и обретает спасение, следуя прямым путем, кто верует в оба вышеназванных принципа, не делая между ними различий. Он верует во все атрибуты, которыми Аллах охарактеризовал Себя, и не уподобляет их качествам творений. Это верующий, не признающий сходства Творца с творениями, далекий от любых проявлений антропоморфизма (ташбих) и неверия в божественные атрибуты (та‘тил).

Аят из Корана подтверждает эти принципы

 

Названные принципы подтверждаются следующим аятом из Писания Аллаха:

 

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11).

 

Аллах поведал о том, что у Него есть слух и зрение, и в то же время сообщил, что нет никого подобного Ему. Это ясное указание на то, что люди не имеют права отрицать божественный слух и зрение только потому, что творения тоже обладают слухом и зрением. Вера в то, что у Аллаха есть слух и зрение, не означает уподобление Его творениям.

 

Смысл данного аята в том, что слух и зрение относятся к атрибутам Аллаха. Они не похожи на слух и зрение Его созданий; они приличествуют Его величию и совершенству. Слух и зрение творений соответствуют их положению, но между этими качествами творений и Творца нет никакого сходства.

 

Третий принцип, на который, согласно шейху аш-Шанкити, опирается изучение божественных атрибутов, сводится к отказу от попыток постижения их качественной сути (хакика аль-кейфийя). Постичь качественную суть атрибутов Аллаха невозможно, и об этом недвусмысленно сказано в суре «Та ха»: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (Та ха, 110). Это значит, что человеческое знание неспособно объять Господа небес и земли и что постичь сущность Его качеств невозможно.

 

Непостижимость качественных характеристик сущности и атрибутов Аллаха, о чем писал шейх аш-Шанкити, вполне логична, поскольку человеческий ум, каким бы острым и проницательным он ни был, абсолютно бессилен перед постижением истинной природы вещей.

 

Человек не способен постичь природу души, которая живет в его теле. Он бессилен перед постижением природы света, одной из самых очевидных субстанций. Он не может постичь природу материи и атомов, из которых она состоит. Как же он стремится постичь природу сущности и атрибутов Бога?

Отступление от правильного метода и причины этого

 

Причиной неправильного понимания имен и качеств Всевышнего Аллаха является отступление от одного из трех перечисленных нами принципов. И в прошлом, и в настоящем заблуждения людей в данном вопросе можно было разделить на три категории.

 

1. Языческие заблуждения

 

Как сообщили Ибн ‘Аббас, Ибн Джурейдж и Муджахид, язычники искажали имена Всевышнего Аллаха, что-то прибавляли к ним, что-то убавляли от них, а потом нарекали ими своих истуканов. Имя аль-Лат произошло от имени Аллах, аль-‘Узза — от имени Аль-‘Азиз (Могущественный), Манат — от имени Аль-Маннан (Щедрый).

 

Свидетельством того, что язычники не признавали и отвергали многие имена Всевышнего Аллаха, является непризнание ими имени Ар-Рахман (Милостивый): «Но они не уверовали в Милостивого» (Ар-Ра‘д, 30);

 

«Когда им говорят: “Падайте ниц перед Милостивым!” — они говорят: “Что такое Милостивый?”» (Аль-Фуркан, 60).

 

Сюда же можно отнести тех, кто приписывает Аллаху недостатки, например, преступников из числа иудеев, которые сказали:

 

«Воистину, Аллах беден, а мы богаты» (Аль ‘Имран, 181);

 

«Иудеи сказали: “Рука Аллаха скована”. Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали» (Аль-Маида, 64).

 

2. Заблуждения антропоморфистов

 

Эти люди признают качества, которыми Аллах описал Себя, но не отрицают сходства между Ним и творениями. Они принимают последнюю часть прекрасного аята:

 

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11), но не вникают в его начало. Если бы они задумались над его началом, им стало бы ясно, что нет никого похожего на Аллаха. И тогда они не осмелились бы произнести свои ужасные слова, от которых содрогаются тела и трепещут сердца. Они не стали бы говорить, что Рука, зрение и слух Аллаха похожи на наши руки, наш слух и наше зрение. Аллах превелик и бесконечно далек от того, что они говорят!

 

Они уподобляют Бога истуканам, и поэтому ранние мусульмане говорили, что антропоморфисты поклоняются идолу. Те, кто разделяет приведенные выше взгляды, являются неверующими и вероотступниками. Среди них были Давуд аль-Джавариби и Хишам бин аль-Хакам ар-Рафиди.

 

Еретические взгляды названных двух категорий противоположны: язычники возвысили творения до уровня Творца, приравняв их к Нему, а антропоморфисты опустили Творца до уровня творений, уподобив Его им. Аллах же превелик и далек от их измышлений и заблуждений!

 

3. Заблуждения тех, кто отрицает божественные атрибуты, можно разделить на три группы.

 

Джахмиты отрицают имена Аллаха и их значения и описывают Его, пользуясь только категориями отрицания[1]. Их заблуждение фактически является неверием в Аллаха, таким же, как неверие язычников.

 

Мутазилиты признают имена Аллаха как слова, но отрицают заключенные в них качества совершенства. Они говорят: «Аллах — Ар-Рахман (Милостивый) и Ар-Рахим (Милосердный), но у Него нет милости. Он — Аль-Хаким (Мудрый), но у Него нет мудрости. Он — Аль-Кадир (Всемогущий), но у Него нет могущества. Он — Ас-Сами‘ (Слышащий), но у Него нет слуха и т.д.»

 

Ашариты признают лишь семь качеств — сифат аль-ма‘ани: жизнь (хайа), знание (‘илм), могущество (кудра), желание (ирада), слух (сам‘), зрение (басар), речь (калам). Все остальные божественные качества они отрицают[2].

 

Все, кто не верует в имена и качества Аллаха, кто уподобляет их качествам творений или отрицает божественные имена и качества, находятся в очевидном заблуждении. Они воспротивились Аллаху и Его Посланнику, не признали Коран и сунну. Их позиция настолько очевидна, что не нуждается в дополнительном разъяснении.

 

Зато есть необходимость в изобличении ошибочных взглядов тех мутакаллимов, которые заявляют о своем нежелании уподоблять Всевышнего Аллаха творениям и на этом основании отрицают божественные атрибуты, упомянутые в Коране и сунне. Пытаясь избежать уподобления, они интерпретируют атрибуты Аллаха вопреки их правильному смыслу[3].

Классификация божественных атрибутов, принятая у мутакаллимов

 

Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити разъяснил классификацию атрибутов Всевышнего Аллаха, принятую сторонниками калама. Он разъяснил, какие атрибуты они признают, а какие отрицают, указал на их ошибки и неправильные выводы. Потом он рассмотрел коранические аргументы в пользу описания Аллаха этими качествами и доказал недопустимость их отрицания на том основании, что эти качества также присущи творениям. Атрибуты Аллаха приличествуют Его величию, тогда как качества творений соответствуют их слабости и бессилию.

 

Шейх разъяснил, что ученые, углубившиеся в каламические рассуждения, ссылаются на аргументы, которые они называют рациональными и которые основаны на логических аналогиях. Они делят качества Аллаха на шесть видов:

 

а) чувственные качества (сифат нафсийя);

 

б) качества, обладающие смыслом (сифат аль-ма‘ани);

 

в) адъективные качества (сифат ма‘навийя);

 

г) качества, описывающие действия (сифат фи‘лийя);

 

д) качества, отрицающие недостатки (сифат салбийя);

 

е) собирательные качества (сифат джами‘а).

 

Все остальные качества они считают релятивными, не существующими самостоятельно, и это создает им большие проблемы.

Сопоставление каламического метода с Кораном и сунной

 

Шейх аш-Шанкити разъяснил, что некоторые слова использованы в Коране не только для описания качеств Творца, но и для характеристики творений. Из Великого Корана явствует, что соответствующее качество Творца небес и земли является реальным, равно как и соответствующее качество творений тоже является реальным. Качество Творца приличествует Его сущности, а качество творений соответствует их слабости и зависимости. Шейх разъяснил, что различия между качествами Творца и творений также очевидны, как и различия между сущностью Творца и сущностями творений.

1. Качества, обладающие смыслом (сифат аль-ма‘ани), в учении мутакаллимов

 

Шейх пояснил, что мутакаллимы признают только семь качеств, обладающих смыслом, и отрицают все остальные. По мнению сторонников калама, качества обладают смыслом только тогда, когда они характеризуют божественную сущность.

 

Мутакаллимы признают следующие семь качеств: жизнь (хайа), знание (‘илм), могущество (кудра), желание (ирада), слух (сам‘), зрение (басар), речь (калам). Мутазилиты отрицают даже эти семь качеств, признавая только выводы, которые можно сделать из них. Они говорят, что божественная сущность могущественна, способна слышать, обладает знанием и живая. Вместе с тем они не относят могущество, знание, жизнь, слух и зрение к качествам Аллаха, избегая множественности извечного (та‘аддуд аль-кадим). Ошибочность и противоречивость этого учения ясна каждому благоразумному человеку, ибо если кто-либо не имеет знания, то его нельзя назвать «знающим без знания». Это противоречие ясно каждому, кто способен хотя бы немного размышлять.

 

Потом шейх привел тексты, в которых упоминаются качества, обладающие смыслом, и подчеркнул разницу между атрибутами Творца и качествами творений.

 

1. Мутакаллимы признают могущество Всевышнего Аллаха. В Коране сказано:

 

«Воистину, Аллах способен на всё» (Аль-Бакара, 20). Мы тоже признаем, что Всевышний Господь обладает могуществом, которое приличествует Его совершенству и величию.

 

В то же время Аллах охарактеризовал этим качеством и некоторые творения:

 

«Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы получили власть над ними» (Аль-Маида, 34). Он сказал, что творения тоже могут обладать могуществом и властью.

 

Мы знаем, что все ниспосланное в Коране есть истина. Аллах обладает реальным могуществом, которое соответствует Его совершенству и величию, и творения тоже обладают реальным могуществом, реальными способностями, соответствующими их положению, их слабости, конечности и зависимости. Между могуществом Творца и могуществом творений такая же разница, как между божественной сущностью Творца и сущностями творений, и как же велика эта разница.

 

2, 3. Упоминание о том, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает слухом и зрением встречается во многих аятах Корана:

 

«Ведь Аллах — Слышащий, Видящий» (Аль-Муджадала, 1);

 

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура, 11).

 

Он также охарактеризовал этими качествами некоторые из творений:

 

«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» (Аль-Инсан, 2);

 

«Как же ясно они будут слышать и видеть в тот день, когда они явятся к Нам!» (Марьям, 38).

 

Мы нисколько не сомневаемся в том, что коранические откровения правдивы. Слух и зрение Аллаха реальны, они приличествуют Его величию и совершенству. Творения тоже обладают реальным слухом и зрением, и эти качества тоже соответствуют их положению, их зависимости, конечности и слабости. Между слухом и зрением Творца и этими качествами творений такая же большая разница, как между сущностью Творца и сущностями творений.

 

4. Другой атрибут Аллаха — жизнь:

 

«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя»

 

(Аль-Бакара, 255);

 

«Он — Живой, и нет божества, кроме Него» (Гафир, 65);

 

«Уповай на Живого, Который не умирает» (Аль-Фуркан, 58).

 

Аллах также охарактеризовал живыми некоторые из творений:

 

«…и сотворили все живое из воды» (Аль-Анбийа, 30);

 

«Мир ему в тот день, когда он родился, в тот день, когда он скончался, и в тот день, когда он будет воскрешен к жизни!» (Марьям, 15);

 

«Он выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого» (Ар-Рум, 19).

 

Мы твердо убеждены в том, что Аллах живет реально, как это приличествует Его совершенству и величию, тогда как жизнь творений соответствует их положению, их слабости, конечности и зависимости. Между жизнью Творца и жизнью творений существует такая же разница, как между сущностью Творца и сущностями творений, и эта разница весьма велика.

 

5. Еще одним качеством Аллаха является желание:

 

«Он вершит то, что пожелает» (Аль-Бурудж, 16);

 

«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается» (Йа син, 82).

 

Аллах сообщил, что некоторые творения тоже могут желать:

 

«Вы желаете мирских благ» (Аль-Анфал, 67);

 

«Они лишь хотели сбежать» (Аль-Ахзаб, 13);

 

«Они хотят погасить свет Аллаха» (Ас-Сафф, 8).

 

Он также сказал, что некоторые творения тоже обладают речью:

 

«Побеседовав с ним, он сказал: “Сегодня при нас ты обрел положение и доверие”» (Йусуф, 54);

 

«Их руки будут говорить с Нами» (Йа син, 65).

 

Вне всякого сомнения, речь Всевышнего Творца реальна, и она приличествует Его совершенству и величию, тогда как речь творений соответствует их положению, их конечности, слабости и зависимости. Разница между речью Творца и речью творений так же велика, как разница между Его сущностью и сущностями творений.

2. Суждения мутакаллимов относительно качеств, отрицающих недостатки (сифат салбийя)

 

Шейх аш-Шанкити разъяснил, что мутакаллимы называют качествами, отрицающими недостатки. Это качества, указывающие на абсолютное отсутствие чего-либо. Имеется в виду, что они отрицают существование у Аллаха атрибутов, не приличествующих Ему, но не указывают на особенности, характерные для Его божественной сущности.

 

Сторонники таких взглядов называют только пять качеств Аллаха, отрицающих недостатки. Шестого такого качества у них нет. Это извечность (кидам), вечность (бака), несхожесть с творениями (мухалафа ли-ль-хальк), единственность (вахданийя), самодостаточность (кийам би-нафсих). Под последним они подразумевают, что Аллах не нуждается в пространственных ограничениях и месте.

 

1-2. Извечность (кидам) и вечность (бака)

 

Шейх обратил внимание на то, что мутакаллимы считают извечность и вечность атрибутами Аллаха, полагая, что Он охарактеризовал Себя этими качествами в словах:

 

«Он — Первый и Последний» (Аль-Хадид, 3).

 

Под извечностью они подразумевают отрицание небытия, которое предшествовало Аллаху. Термин القدم «кидам» в их понимании имеет более узкий смысл, чем понятие الأزل «азал». Последнее тоже означает «извечность», но в смысле «отсутствие начала», и это может относиться и к тому, что существует (например, к сущности и атрибутам Аллаха), и к тому, чего не существует. По мнению мутакаллимов, термин «кидам» указывает на отсутствие начала только у того, что существует, т.е. у сущности Аллаха, обладающей качествами совершенства и величия.

 

Шейх разъяснил, что Могучий и Великий Аллах использовал понятие «кидам» для характеристики некоторых творений:

 

«Они сказали: “Клянемся Аллахом, ты пребываешь в своем старом (кадим) заблуждении”» (Йусуф, 95);

 

«…пока она снова не уподобляется старой (кадим) пальмовой ветви»

 

(Йа син, 39);

 

«…вы со своими древними (акдамун) отцами» (Аш-Шу‘ара, 76).

 

Он также использовал понятие «бака» в отношении творений:

 

«…и сохранили (бакун) только его потомство» (Ас-Саффат, 77);

 

«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда (баки)» (Ан-Нахль, 96). Несомненно, качества, которыми описаны творения, должны отличаться от качеств Аллаха.

Атрибуты «извечность» и «вечность» не встречаются в Коране и сунне

 

Шейх подметил, что Аллах не называет Себя «извечным» в Коране, и некоторые из ранних мусульман запрещали характеризовать Его таким качеством, потому что оно может подразумевать отсутствие в прошлом, например:

 

«…пока она снова не уподобляется старой пальмовой ветви» (Йа син, 39);

 

«Ты пребываешь в своем старом заблуждении» (Йусуф, 95);

 

«…вы со своими древними отцами» (Аш-Шу‘ара, 76).

 

Некоторые считают, что этот атрибут упомянут в одном из хадисов. Одни ученые соглашаются с тем, что его можно понимать так; другие считают, что это не доказано.

 

Что касается имен Аль-Аввал (Первый) и Аль-Ахир (Последний), упомянутых в аяте «Он — Первый и Последний» (Аль-Хадид, 3), то соответствующими качествами охарактеризованы и творения:

 

«Разве мы не погубили первые [поколения]? Вслед за ними Мы отправили последующие [поколения]» (Аль-Мурсалат, 16-17).

 

Несомненно, эти качества Аллаха приличествуют Его величию и совершенству, тогда как в случае творений они соответствуют их положению, их конечности, слабости и зависимости.

 

3-4. Единственность (вахданийя) и самодостаточность (гина би-н-нафс)

 

Единственность — один из атрибутов Аллаха:

 

«Ваш Бог — Бог Единственный (вахид)» (Аль-Бакара, 163). Но это же слово было использовано при описании некоторых творений:

 

«Их орошают одной (вахид) водой» (Ар-Ра‘д, 4).

 

Аллах назвал богатство и самодостаточность среди Своих качеств:

 

«Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (Ибрахим, 8);

 

«Они не уверовали и отвернулись. Аллах обошелся без них, ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (Ат-Тагабун, 6).

 

Этим же качеством Аллах охарактеризовал некоторые творения:

 

«Кто богат, пусть воздержится» (Ан-Ниса, 6);

 

«Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости» (Ан-Нур, 32).

 

Качества, отрицающие недостатки, употребляются в Коране и при описании Творца, и при описании творений. Несомненно, качества, относящиеся к Творцу, приличествуют Его совершенству и величию, а качества творений соответствуют их слабости, конечности и зависимости.

3. Заключение относительно адъективных качеств (сифат ма‘навийя)

 

Потом шейх коснулся семи качеств, которые мутакаллимы называют адъективными. Они имеют в виду то, что Всевышний Аллах Могучий, Желающий, Знающий, Живой, Слышащий, Видящий и Разговаривающий. Шейх разъяснил, что их сущность связана с тем, как именно Аллах обладает семью качествами, наделенными смыслом.

 

Мутакаллимы, которые признавали их, заявляли о существовании так называемого «адъективного состояния» (хал ма‘навийя), промежуточного состояния между бытием и небытием.

 

Шейх не согласился с этой концепцией и сказал: «Совершенно ясно, что это вымысел и фантазия. Здравый смысл не допускает существование чего-либо между бытием и небытием. То, что не существует, отсутствует, и наоборот. Между этими состояниями нет ничего промежуточного, и это ясно каждому разумному человеку».

4. Качества, описывающие действия (сифат фи‘лийя)

 

Потом шейх перешел к рассмотрению качеств, описывающих действия. Он отметил, что в Коране часто встречаются такие качества, относящиеся к Аллаху и к творениям. Безусловно, качества Аллаха отличаются от качеств творений так же, как Его сущность разнится с их сущностями. Вот некоторые из таких качеств:

 

1. Удел (ризк)

 

Аллах сообщил, что Он кормит творения и одаряет их уделом:

 

«Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня.  Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (Аз-Зарийат, 57-58);

 

«Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (Саба, 39);

 

«Скажи: “То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел”» (Аль-Джуму‘а, 11).

 

Он же сообщил, что творения тоже могут одарить уделом и накормить:

 

«Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него» (Ан-Ниса, 8);

 

«Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него» (Ан-Ниса, 5);

 

«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание»

 

(Аль-Бакара, 233).

 

Конечно, действие, которым охарактеризован Аллах, отличается от поступков творений так же, как Его сущность отличается от их сущностей.

 

2. Действие (‘амал)

 

Аллах охарактеризовал Себя совершающим определенные действия:

 

«Неужели они не видят, что из того, что Мы сделали, Мы создали для них скот, и они им владеют?» (Йа син, 71).

 

Он же сообщил, что творения тоже совершают определенные действия:

 

«Воистину, вам воздается только за то, что вы совершали» (Ат-Тур, 16).

 

Несомненно, описание творения отличается от характеристики Творца так же, как Его сущность отличается от сущности творения.

 

3. Обучение (та‘лим)

 

Аллах сообщил о том, что Он обучает творения:

 

«Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться» (Ар-Рахман, 1-4);

 

«Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал» (Аль-‘Алак, 3-5);

 

«…и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (Ан-Ниса, 113).

 

Вместе с тем Он сообщил, что творения тоже обладают такой способностью:

 

«Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости» (Аль-Джуму‘а, 2).

 

Обе формы обучения упоминаются вместе в словах Всевышнего:

 

«…которых вы обучаете из того, чему обучил вас Аллах» (Аль-Маида, 4).

 

4. Оповещение (инба)

 

Аллах сообщил, что Он обладает способностью передавать информацию, и такой же способностью обладают творения. Обе формы передачи информации упоминаются кряду в аяте:

 

«Вот Пророк открыл тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”» (Ат-Тахрим, 3).

 

Безусловно, действие Аллаха не похоже на поступки рабов так же, как Его сущность не похожа на сущности творений.

 

5. Дарение (ита)

 

Аллах охарактеризовал Себя дарующим:

 

«Он дарует мудрость, кому пожелает» (Аль-Бакара, 269);

 

«…и одарил Своей милостью каждого милостивого» (Худ, 3).

 

Он же сообщил, что этим качеством обладают и творения:

 

«…и если одной из них вы подарили кантар» (Ан-Ниса, 20);

 

«Давайте женщинам их брачный дар от чистой души» (Ан-Ниса, 4).

 

Несомненно, различия между действием, которым охарактеризован Аллах, и поступками рабов так же очевидны, как различия между Его сущностью и сущностями рабов.

5. Собирательные качества (сифат джами‘а)

 

Потом шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити приступил к рассмотрению собирательных качеств, таких как высокое положение (‘улувв), величавость (‘изам), величие (кибар), власть (мульк), гордыня (кибр), мощь (джабарут), могущество (‘изза), сила (кувва) и т.д.

 

1-3. Высокое положение (‘улувв), величие (кибар) и величавость (‘изам)

 

Аллах охарактеризовал Себя этими качествами и сказал:

 

«…и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий»

 

(Аль-Бакара, 255).

 

Подчеркивая Свое высокое положение и величие, Он сказал:

 

«Воистину, Аллах — Возвышенный, Большой» (Ан-Ниса, 34);

 

«Он — Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся» (Ар-Ра‘д, 9).

 

Аллах также назвал некоторые творения большими, великими:

 

«Оно разверзлось, и каждая часть его стала подобна огромной (‘азим) горе» (Аш-Шу‘ара, 63);

 

«Воистину, вы говорите ужасные (‘азим) слова» (Аль-Исра, 40);

 

«…и у нее есть великий трон» (Ан-Намль, 23).

 

Некоторые творения Он назвал высокими, возвышенными:

 

«Мы вознесли его на высокое место» (Марьям, 57);

 

«…и оставили о них правдивую и громкую молву» (Марьям, 50).

 

Другие творения Он охарактеризовал как большие:

 

«…уготованы прощение и большая награда» (Худ, 11);

 

«Нет! Это содеял их старший, вот этот» (Аль-Анбийа, 63).

 

Нет сомнения, что эти собирательные качества (высокое положение, величие и величавость), которыми Аллах охарактеризовал Себя, отличаются от качеств творений так же, как сущность Творца отличается от их сущностей. И как сущность Творца несопоставима с сущностями творений, так и Его качества несопоставимы с их качествами.

 

4. Власть (мульк)

 

Аллах охарактеризовал Себя обладающим властью:

 

«То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха — Властелина, Святого» (Аль-Джуму‘а, 1);

 

«…на седалище истины возле Всемогущего Властелина» (Аль-Камар, 55).

 

Этим же качеством Он охарактеризовал некоторые творения:

 

«Царь сказал: “Я видел, как семь тощих коров пожирают семерых тучных…”» (Йусуф, 43);

 

«Царь сказал: “Приведите его ко мне!”» (Йусуф, 50);

 

«Перед ними находился царь, который силой отнимал все [неповрежденные] корабли» (Аль-Кахф, 79);

 

«Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь» (Аль ‘Имран, 26).

 

Безусловно, Аллах обладает реальной властью, приличествующей Его совершенству и величию, и творения тоже обладают властью, которая соответствует их положению, их конечности, слабости и зависимости.

 

5, 6. Мощь (джабарут) и гордость (кибрийа)

 

Аллах назвал Себя могучим и гордым:

 

«…Могущественного, Могучего, Гордого» (Аль-Хашр, 23).

 

Этими качествами Он охарактеризовал и некоторые творения:

 

«Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана (мутакаббир джаббар)» (Гафир, 35);

 

«…и хватать [людей], подобно тиранам (джаббарин)?» (Аш-Шу‘ара, 130);

 

«Разве не в Геенне обитель возгордившихся (мутакаббирин)?»

 

(Аз-Зумар, 60);

 

«Они молили о победе, и каждый упорствующий тиран (джаббар) оказывался в убытке» (Ибрахим, 15).

 

Несомненно, эти качества, которыми охарактеризован Творец, отличаются от качеств творений, подобно тому, как Его сущность отличается от их сущностей.

 

7. Могущество (‘изза)

 

Аллах назвал могущество одним из Своих атрибутов:

 

«Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (Аль-Бакара, 220);

 

«Или же у них есть сокровищницы милости твоего Господа, Могущественного, Дарующего?» (Сад, 9).

 

Этим качеством отличаются и некоторые из творений:

 

«Жена могущественного мужа сказала…» (Йусуф, 51);

 

«…и одолел (‘азза) меня на словах» (Сад, 23).

 

В следующем аяте обе вышеназванные формы упомянуты вместе:

 

«Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим»

 

(Аль-Мунафикун, 8).

 

Безусловно, это качество, которым охарактеризован Аллах, разнится с качеством творений, подобно тому, как сущность Творца разнится с их сущностями.

 

8. Сила (кувва)

 

Аллах сообщил, что Он обладает силой:

 

«Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня.  Воистину, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (Аз-Зарийат, 57-58);

 

«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (Аль-Хаджж, 40).

 

Он же сообщил, что этим качеством обладают некоторые творения:

 

«…и приумножит вашу силу» (Худ, 52);

 

«Аллах — Тот, Кто создает вас из слабости (т.е. создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он наделяет вас силой, а потом заменяет ее слабостью и сединой. Он творит, что пожелает, ибо Он — Знающий, Всемогущий» (Ар-Рум, 54).

 

Обе формы упоминаются вместе в следующем аяте:

 

«Что касается адитов, то они возгордились на земле без всякого права и сказали: “Кто может превзойти нас силой?” Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой? Они отвергали Наши знамения» (Фуссилат, 15).

6. Качества, относительно которых мутакаллимы разошлись во мнениях

 

Потом шейх рассмотрел божественные атрибуты, относительно которых мутакаллимы разошлись во мнениях. Одни относили их к качествам, описывающим действия (сифат фи‘лийя), а другие — к качествам, обладающим смыслом (сифат аль-ма‘ани). По мнению шейха, они относятся к качествам, обладающим смыслом и характеризующим сущность Аллаха. Вот некоторые из них:

 

1, 2. Сострадание (ра’фа) и милость (рахма).

 

Аллах назвал Себя сострадательным и милосердным:

 

«Воистину, Господь ваш — Сострадательный, Милосердный» (Ан-Нахль, 7). Этими же качествами Он охарактеризовал некоторые творения. Так, о нашем Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, в Коране сказано:

 

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (Ат-Тауба, 128).

 

3. Выдержанность (хилм)

 

Аллах назвал Себя выдержанным:

 

«Он непременно введет их туда, где они останутся довольны. Воистину, Аллах — Знающий, Выдержанный» (Аль-Хаджж, 59);

 

«Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его и знайте, что Аллах — Прощающий, Выдержанный» (Аль-Бакара, 235);

 

«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах — Богатый, Выдержанный» (Аль-Бакара, 263).

 

Этим же качеством Он описал некоторых из творений:

 

«Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике»

 

(Ас-Саффат, 101);

 

«Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (Ат-Тауба, 114).

 

4. Прощение (магфира)

 

Пречистый Аллах назвал Себя прощающим:

 

«Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (Аль-Бакара, 173);

 

«Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает»

 

(Аль-Бакара, 284).

 

Он же назвал прощающими некоторые из творений:

 

«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах [надлежит проявлять] решимость» (Аш-Шура, 43);

 

«Доброе слово и прощение…» (Аль-Бакара, 263);

 

«Скажи верующим, чтобы они простили тех, которые не надеются на дни Аллаха» (Аль-Джасийа, 14).

 

Безусловно, все эти качества, которыми охарактеризован Творец небес и земли, соответствуют Его совершенству и величию. Мы не имеем права отрицать их, опасаясь уподобления Его творениям. Творения тоже обладают такими качествами, но они соответствуют их положению, их конечности, слабости и зависимости.

7. Положение тех, кто отрицает качества совершенства и величия

 

Выявив недостатки каламического метода познания атрибутов Аллаха и детально разъяснив коранический метод, раскрывающий истину и проливающий свет на прямой путь, шейх аш-Шанкити подвел следующий итог: «В любом случае людям непозволительно отрицать качества, которыми Аллах описал Себя. Они не должны дерзить Господу небес и земли, заявляя Ему, что качества, которыми Он восхвалил Себя, не приличествуют Ему. Они не должны отрицать их, вымышляя новые атрибуты совершенства. Это безумие и сумасбродство, на которое пойдет только тот, кого Аллах лишил проницательности».

Вознесение на Трон — это качество совершенства, а не недостаток

 

Для того чтобы разъяснить тяжесть преступления, которое совершают мутакаллимы в отношении качеств Создателя, шейх аш-Шанкити рассмотрел одно из величайших Его качеств — вознесение на Трон. Он отметил, что относительно этого качества ведется много разговоров, и многие люди отрицают его. Опираясь на логические рассуждения и диалектические аргументы, они выставляют истину ложью, а ложь — истиной. Тысячи людей, называющих себя мусульманами, отрицают это качество Господа небес и земли, руководствуясь логическими аргументами.

 

Они говорят: «Признать вознесение на Трон — значит уподобить Его творениям, но Аллах не похож на Свои творения. Следовательно, Он не находится над Троном». Однако такой вывод неправильный, потому что он противоречит ясному кораническому тексту.

 

Шейх разъяснил, что вознесение на Трон — это качество совершенства и величия. Господь небес и земли хвалится тем, что Он находится над Троном. На это указывает тот факт, что в Коране данное качество всегда упоминается наряду с изумительными атрибутами величия и совершенства, одним из которых оно является. В подтверждение сказанного он привел тексты, в ко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: