Темы практических занятий (семинаров) по разделам курса




№ п/п № раздела дисциплины Темы практических занятий Трудо-емкость (час.)
1. Раздел I. Общие основы экономического развития общества. 1. Предмет и метод экономической теории.  
2. Исходные категории общественного производства.  
3. Собственность как основа экономических систем. Типы экономических систем.  
4. Товарное хозяйство.  
5.Теории товара, стоимости, денег.  
  Раздел II. Основы теории рыночной экономики. 6. Сущность, функции, структура рыночных отношений.  
7. Совершенная и несовершенная конкуренция.  
8. Экономическое поведение производителя, предпринимательская деятельность и предпринимательский капитал.  
9. Теория рисков  
10. Издержки производства.  
  Раздел III. Доходы от факторов производства. 11. Доходы от факторов производства и их распределение. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента и рента.  
12 Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения.  
13. Теория региональных отношений. -
  Раздел IV. Закономерности функционирования национальной экономики. 14. Цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство.  
15. Потребление, сбережение, накопление и инвестиции.  
16. Совокупный спрос, совокупное предложение.  
17. Экономический рост и теория экономического равновесия.  
18. Цикличность развития экономических систем. Макроэкономическая дестабилизация.  
19. Система национальных рынков    
  Раздел V. Теоретические основы монетарной, фискальной, социальной и международной валютно-финансовой политики. 20 Денежно-кредитная система  
21 Монетарная политика государства.  
22. Инфляция и ее влияние на экономическое развитие. -
23. Финансовая система.  
24. Бюджетно-налоговое регулирование экономики.  
25. Совокупные доходы населения и социальная политика.  
26. Теория глобализации мировой экономики.  

 

 

Процесс изучения дисциплины предполагает выполнение студентами различных работ в строго определённые для этого сроки. Цель этих работ – контроль за степенью усвоения содержания разделов и освоения всего курса.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

В процессе освоения дисциплины студенты должны пройти 3 контрольных точки (в соответствии с учебным планом).

Пример:

Номер контрольной точки Форма контроля Зачетный минимум (баллы) Зачетный максимум (баллы) График контроля (недели)
1) Рубежный контроль, в т.ч.      
I Коллоквиум (1-4 темы)      
II Контрольная работа № 1 (5-8 темы)      
III Контрольная точка № 2 (9-14 темы)      
2) Текущий контроль      
Итого за семестр      
3) Экзамен     сессия
Итого по курсу      

В течение семестра работа на практических занятиях (текущий контроль), сдача контрольных точек (рубежный контроль) оценивается преподавателем, ведущим практические занятия, и баллы заносятся в электронную ведомость, доступную для просмотра по адресу: rating.finec.ru.

Максимальное количество баллов -100.

По каждой контрольной точке студент должен набрать количество баллов, не менее зачетного минимума.

Итоговая оценка определяется на основе суммирования семестровых и экзаменационных баллов.

Экзамен проводится в устной форме. Для получения положительной оценки на экзамене студент должен набрать не менее половины от установленной суммы баллов экзамена.

Расчет баллов: семестровые баллы – 50, баллы экзамена – 25. 50+25=75, т.е. хорошо.

Шкала баллов для определения итоговых оценок:

≥ 85  «5»; < 85 баллов  «4»; < 70 баллов  «3»; < 55 баллов  «2».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА)

Основными формами обучения по дисциплине ЭТ являются:

I. Лекции.

II. Семинарские занятия.

III. Подготовка и выступление с сообщением, докладом на семинаре, студенческой научной конференции.

IV. Контроль самостоятельной работы студентов.

Формы контроля:

-коллоквиум;

- контрольные работы;

- курсовая работа;

- экзамен (итог всего курса).

Обучение предполагает:

1. Каждый студент обучается под руководством преподавателя. Эта работа включает: лекции, семинарские занятия, консультации преподавателя по подготовке доклада и написанию реферата, эссе, презентации, курсовой работы, консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно, консультацию преподавателя перед экзаменом.

2. Самостоятельная работа студента предполагает подготовку к семинарским занятиям, коллоквиуму, написание и защиту реферата, доклада, эссе, презентации, курсовой работы, подготовку к написанию контрольных работ, контрольных точек, экзамена. Для лучшего освоения дисциплины и получения высшей итоговой оценки работать следует постоянно, систематически, в контакте с преподавателем (лектором и ведущим семинарские занятия).

Порядок обучения

В настоящее время в нашем Университете используется модульно-рейтинговая система обучения и проверки знаний студентов. Для неё характерна «накопительная система», которая состоит в том, что каждый ответ и любая проделанная студентом работа (в том числе – ответ на семинаре, написание контрольной работы, написание реферата, выступление с докладом и т.д.) оценивается преподавателем в баллах. К концу семестра (года) баллы суммируются. В зависимости от их общего количества студент может рассчитывать на ту или иную оценку. В рамках этой системы студент должен выполнить следующие виды работ:

1. Посещение лекций. Лекции – это устное изложение лектором учебного материала. На них студент получает информацию по ключевым вопросам изучаемой дисциплины по каждой конкретной теме. На лекциях преподаватель знакомит студентов с основными научными направлениями и ведущими представителями теоретических школ, учит анализировать экономические процессы, ставит проблемные вопросы, решить которые студенту следует к предстоящему семинарскому занятию.

Для качественной подготовки к семинарам посещение лекций следует дополнить самостоятельной работой в виде ознакомления с основной и дополнительной литературой, которая может быть рекомендована как самим преподавателем, так и найдена студентом самостоятельно, исходя из поставленного вопроса.

2. Семинарские занятия. Семинарское занятие является важной составляющей учебного процесса. Оно позволяет хорошо разобраться в пройденном материале, закрепить и нарастить приобретенные знания. Это – единственная форма работы, при которой студент не только изучает предмет, демонстрирует свои знания, но и имеет возможность проявить себя в рамках живого общения, высказывать свое мнение, дискутировать с сокурсниками и преподавателем, отстаивать свои взгляды, задавать вопросы и отвечать на них и многое др.

Для того чтобы семинар прошел успешно, требуется тщательная подготовка. Для этого студенту необходимо, во-первых, присутствовать на всех лекциях, во-вторых, готовиться самостоятельно. Если какие-то материалы вызывают вопросы, целесообразно их записать и на семинарском занятии задать преподавателю. Преподаватель ответит на эти вопросы сам или предложит обсудить их в группе.

3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение литературы по курсу экономической теории (основной и дополнительной), систематизацию прочитанного материала, подготовку сообщений, написание доклада или реферата.

3.1. Работа с научной литературой. В Планах семинарских занятий дается список основной и дополнительной литературы по курсу. В библиотеках информация по темам представлена более подробно. Как правило, там же содержится материал по дискуссионным проблемам. Следует обратить внимание на тот факт, что на одинаковые вопросы в разных книгах, статьях могут даваться различные ответы. Это не ошибки авторов. Дело в том, что представители различных школ чаще всего излагают собственную позицию по тому или иному вопросу в зависимости от поставленной ими задачи. Позиции авторов нередко существенно отличаются друг от друга, что и характеризует эволюцию научных знаний.

Изучение литературы необходимо для отличного ответа на семинаре, для написания доклада, реферата, эссе, презентации, курсовой работы и для подготовки к текущей аттестации по контрольной точке.

Кроме того, желательно вести поиск литературы самостоятельно, не ограничиваясь списком, предлагаемым в плане семинарского занятия. При этом нужно проконсультироваться с преподавателем и убедиться, что выбранный вами источник поможет самостоятельно изучить проблему.

4. Коллоквиум. Коллоквиум (от лат. colloquium — разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, имеющая целью выяснение проблемы и повышение знаний студентов. На коллоквиуме обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса. Коллоквиум проводится в устной или письменной форме.

5. Подготовка презентации. Компьютерная презентация – это доклад на заданную тему, сопровождаемый демонстрацией слайдов, содержащих текст, рисунки, графики, схемы, фотографии, видео и аудиоэффекты, цель которых – более наглядное изложение и раскрытие данной темы (вопроса).

6. Подготовка к написанию контрольной работы. Для подготовки необходимо повторить все темы, вынесенные на контроль. Желательно провести самостоятельную оценку своих знаний. Осуществить ее можно, отвечая на вопросы и тесты, представленные в литературе, рекомендованной преподавателем. Следует учитывать, что контрольная работа представлена в виде теста, содержащего как теоретические вопросы (на выбор правильного ответа), так и задачи по конкретной теме.

7. Написание курсовой работы, реферата, эссе.

Курсовая работа – это самостоятельная работа студента, завершающая изучение отдельной дисциплины. Работа выполняется под руководством преподавателя по избранной теме, которая выбирается из представленного преподавателем перечня тем. Тема утверждается преподавателем. Цель курсовой работы – развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какой-либо проблемы, вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы). Главное отличие от реферата – переход от чисто описательно-реферативного характера работы к попытке более глубокого исследования отдельного вопроса, как в плане применяемых исследовательских методов, так и в плане формирования собственной научной позиции, вклада в изучение проблемы.

Реферат разрабатывается для того, чтобы: научиться осуществлять поиск литературы и работать с ней, кратко излагать содержание прочитанного материала, выделяя в нем главное, наиболее интересное, наиболее дискуссионное; критически анализировать изучаемую литературу, формируя при этом собственное мнение, связывать теорию с практикой.

Эссе (с французского essai – «попытка, проба, очерк») – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные соображения по конкретному вопросу, заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Автор может написать собственные размышления на заданную тему, так как эссе – это личное видение какой-либо экономической проблемы, это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком.


ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: