Куда ведет реформа Российского образования?




Заседание методического совета ВУЗа

В кейсе описывается конфликт между заведующим кафедрой государственного и муниципального управления и начальником учебного отдела ВУЗа в связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации». В свете этого заведующим кафедрой ГМУ вырабатываются подходы к обучению на основе новых требований принимаемого (на тот момент) закона. Выступая в роли внешних консультантов, обучающиеся должны выработать новые подходы к обучению слушателей-заочников, а затем – разыграть заседание методического совета ВУЗа, где произошел конфликт и предложить методику реализации выработанных подходов на практике.

По итогам работы с данным кейсом слушатели получат практический навык:

- выявления проблемы межличностной коммуникации;

- создания иприменения конкретных методик урегулирования конфликтов.

Куда ведет реформа Российского образования?

Последнее десятилетие отмечено большим количеством инициатив, новаций и изменений в сфере образования. Это объясняется необходимостью реформировать систему образования, в связи интеграцией России в ВТО и вступлением с 2003 г. в т.н. «Болонский процесс».

Немало людей в нашей стране, среди которых управленцы, журналисты, педагоги и учёные, считают реформы системы образования необходимыми и неизбежными. Хотя есть и иная точка зрения. Сторонники постсоветской системы образования не видят необходимости в реформировании существующей системы образования.

Основная цель Болонского процесса – гармонизация национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы и создание в этих странах экономики знаний (когда именно система образования становится основным интеллектуальным ресурсом социально-экономического развития[1]).

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбонскую декларацию (Париж, 1998). В настоящее время (2013 год) Болонский процесс объединяет 47 стран из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

В Болонской декларации указаны следующие основные задачи, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования:

- введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;

- введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

- повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном),

- обеспечение необходимого качества высшего образования;

- взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;

- обеспечение автономности вузов;

- введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

- придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;

- реализация социальной роли высшего образования, его доступность, - развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).

- об общеевропейское образовательное иисследовательское пространство.

Европа осознает себя как единое целое. Высшее образование является сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность, пестрота образовательных систем препятствуют единению Европы. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Наконец, высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.

Россия гораздо меньше интегрирована в европейские структуры и процессы, чем страны Евросоюза. Но, тем не менее, участие Российской Федерации в Болонском процессе является обоснованным в связи с поставленными в 2008 году задачами экономической модернизации.

Во-первых, российская образовательная система, основы которой заложены Петром Первым, имеет европейские корни; логичным представляется, по крайней мере, учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной.

Во-вторых, на Евросоюз приходится более 50% российской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей; эти связи реализуются, прежде всего, людьми с высшим образованием: если их образование сопоставимо, связи налаживать и поддерживать легче.

В-третьих, даже самодостаточность не должна оборачиваться изоляцией – взаимодействие неизбежно; взаимодействие предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила.

В настоящее время реальная ситуация такова, что в разных странах (иногда даже в пределах одной страны) квалификации, полученные выпускниками вузов, с трудом поддаются сравнению. Так, в странах, где выпускник университета или колледжа получает по завершении соответствующего курса обучения квалификацию «бакалавр», а затем, при условии освоения дополнительного курса объемом в 1–2 года, квалификацию «магистр», обычно «не понимают», чему соответствует квалификация «дипломированный специалист»: является она аналогом бакалавра – или же аналогом магистра? (Например, в Швеции российский диплом специалиста приравнивают к магистерскому, в то время как в большинстве других скандинавских стран его признают эквивалентом диплома бакалавра).

Иногда даже возникают сомнения в том, что дипломированный специалист – это лицо с законченным высшим образованием. Точно так же в странах, где нет традиции присвоения квалификаций бакалавра и магистра или эта традиция – как в России – представляет собой нововведение, работодатели и общественность плохо представляют себе, в чем заключается специфика образования на уровнях бакалавриата и магистра, является ли вообще бакалавр лицом с законченным высшим образованием. Поэтому абсолютно необходимо достижение такой ситуации, когда по типу диплома об образовании, по записи в дипломе и в приложении к нему можно было бы с максимальной ясностью судить о том, каково образование обладателя диплома.

Речь не идет о терминологии. Например, во Франции бакалавр – это лицо со средним образованием, аналогом же бакалавриата в сегодняшней Франции выступает licence (т.е. французский лиценциат соответствует английскому или российскому бакалавру). Эту систему терминологических соответствий нужно знать, чтобы адекватно воспринимать информацию об уровне и типе образования. Главное же заключается в том, что должно быть известно, понятно, какие образовательные программы вузов как внутри страны, так и в разных странах «стоят за» соответствующими записями в дипломе: само по себе указание на присвоение квалификации бакалавр, магистр или любой иной должно достаточно ясно говорить об уровне владения знаниями, умениями, навыками в той или иной сфере занятий. А это и есть результат освоения соответствующей образовательной программы.

С другой стороны эти инициативы вызывают резко отрицательную реакцию части научно-педагогического сообщества. Высказываются мнения, что они иррациональны, как и всё, свойственное российским реформам. «…Переориентация образования в целом с СИСТЕМНОГО на МОЗАИЧНОЕ, получив которое, человек не будет способен делать самостоятельный анализ того, что творится вокруг…»[2] – так считает Елена Галкина, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Московского педагогического государственного университета, эксперт в области образования, автор ряда критических статей и анализа нового закона “Об образовании”.

И у противников реформирования отечественного образования возникают два вопроса: зачем Болонский процесс России и адекватны ли меры, которые прилагают российские реформаторы, целям Болонской системы?

Во-первых, так ли уж не интегрируется в Болонский процесс отечественная система образования постсоветского типа? Уровень бакалавра в России – минимум 4 года после окончания школы, магистр – 2 года после бакалавриата. В большинстве европейских стран таких, как Великобритания, Франция, Швеция бакалавриат длится именно 3 года[3].

Противники образовательной реформы оперируют тем, что, окончив среднюю школу, молодой человек в России поступает в техникум на 3 года, после чего имеет право перевода на 3-й курс профильного вуза. Студент техникума при этом получает не только общие гуманитарные или технические знания, но и конкретную профессию. Получается, по их мнению, что Россия могла бы вступить в Болонский процесс практически без реформирования системы образования.

Одна из причин старта Болонского процесса – массовое высшее образование в последние десятилетия стало очень доходным бизнесом, и на этом рынке европейские вузы проигрывали США и терпели убытки. То есть, Болонский процесс обязывает вузы стран-участниц обеспечивать определённый минимальный уровень в соответствующих областях. Всё то, что может дать конкретный университет за пределами этого уровня, только приветствуется.

При этом автоматического взаимного признания дипломов по всей территории Болонского процесса не предполагается. Болонский процесс предполагает и определённую систему проверки качества образования, которая будет удостоверять, что в вузе можно получить необходимый минимум знаний.

В бакалавриате специализация не положена, согласно ныне признанным в российской высшей школе принципам. Несмотря на то, что в Болонской системе таких директив нет. В Европе создана поточная система обучения, без написания научных работ на младших курсах, но с прослушиванием дисциплин по выбору, – такой принцип просто дешевле (меньше расходов на преподавательский состав). В российском образовании развитие шло по другому пути: через студенческие группы, лекционно-семинарскую систему, кафедры и индивидуальный контакт преподавателя и студента – научное руководство[4].

Теперь взаимодействие с кафедрой и научное руководство предполагается оставить только в магистратуре. Стоит ли говорить, что диплом, который «вырос» из пяти курсовых работ, априори гораздо выше по качеству, чем диплом, изготовленный за 2 года?

По мнению противников Болонского процесса, реформа на западный манер есть попытка замены научно-фундаментального подхода к образованию «компетентностным» (или «профильным) – для школы и вузов. В этом случае вместо системного представления о мире молодой специалист с высшим образованием получит мозаичный набор узкопрофильных знаний, которые дадут ему возможность ориентироваться в существующем пространстве своей профессии, но не изменить это пространство.

Возникает опасение у приверженцев существующей системы образования в том, что реформы могут привести к снижению уровня массового образования, хотя Болонский процесс этого не требует. Ни один адекватный гражданин не пожелает своей стране будущего «на задворках мировой цивилизации». Сторонники традиционной системы образования в России видят в российских образовательных инициативах направленность не на унификацию образования в целом, а уничтожение доступного массового высшего образования.

На фоне этого в России принят закон «Об образовании в Российской Федерации». Отношение к этому закону в обществе носит неоднозначный характер.

Ключевыми моментами принятого закона являются:

- Сделаны попытки к уравниванию государственных и негосударственных образовательных учреждений. Вводится понятие «образовательная услуга», которое приблизит школы, колледжи и вузы к коммерческим предприятиям. К тому же, изменится и система лицензирования учебных заведений.

- Уходит в историю начальное профессиональное образование, что вызывает вопросы о социальной защите малообеспеченных слоев населения. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально интегрированы. При этом колледжи фактически станут равны институтам и будут готовить бакалавров.

- Вообще, профессиональное образование изменится в корне. Прежнее деление на начальную, среднюю и высшую ступень признали устаревшей: она не отвечает болонскому лозунгу «Образование через всю жизнь». Траектория профессионального образования начнется еще в школе и непрерывно продолжится в среднем, а затем — в высшем учебном заведении.

- Изменится не только учебный план вузов (переход на двухуровневую систему «бакалавриат — магистратура»), но и их статус. Уже созданы отдельные категорииуниверситетов: федеральных и национальных исследовательских. Это поможет отделить «зерна от плевел» и целенаправленно развивать необходимые государству научные направления.

- Академии как вид вуза исчезнут и будут либо предоставлять дополнительное образование, либо готовить аспирантов и докторантов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: