Максимова Ольга Антоновна
Учитель: Хорошилова Е.А.__________________
Методист: Плотникова С.В.__________________
Конспект урока «Литературное чтение» по учебнику Л.Ф. Климановой, УМК «Перспектива».
Тема: «Весна, весна! И всё ей радо! Обобщение по разделу».
Тип урока: повторение изученного материала.
Цель: повторить и обобщить материал по пройденному разделу.
Ожидаемые результаты:
1. Предметные:
· вспомнят особенности лирического произведения;
· научатся выражать в письменной форме своё отношение к весне;
· закрепят умение находить средства художественной выразительности, отражающие картину природы (олицетворение, эпитеты);
· ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
· закрепят умение применять в учебном диалоге изученные понятия (олицетворение, сравнения, эпитеты, лирическое произведение)
· закрепят умение выразительно читать текст лирического произведения о весне.
2. Метапредметные:
1) познавательные:
· анализировать содержание видеофрагмента о весне;
· анализировать изображения и соотносить их со стихотворениями;
· сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;
· использовать полученные знания при выражении личного отношения к весне;
· будут представлять картины весенней природы;
2) коммуникативные:
· формулировать высказывания, используя изученные термины;
· будут обосновывать свое мнение;
· учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
· адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;
· использовать речевые средства для представления результата деятельности.
3) регулятивные:
· выполнять учебное задание в соответствии с целью;
· будут проявлять способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению;
· осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
3. Личностные:
· будут проявлять интерес к чтению лирических произведений о весне;
· будут проявлять творческое отношение к созданию мини-сочинения о весенней природе по заданным вопросам;
· проявлять уважение к одноклассникам и к учителю, к их мнению.
Оборудование:
1. у учителя: учебник по Литературному чтению Климанова Л.Ф, Виноградская Л.А 2 класс 2 часть; компьютер, интерактивная лоска, презентация, классная доска.
2. у учеников: учебник по Литературному чтению Климанова Л.Ф, Виноградская Л.А 2 класс 2 часть, раздаточный материал (кроссворд).
Схема доски:
План урока:
1. Организационный момент 1 мин.
2. Актуализация знаний (беседа о природных изменениях весной) 4 мин.
3. Постановка учебной задачи 1 мин.
4. Актуализация знаний (прочитанные произведения) 8 мин
5. Обобщение (литературные приёмы, кроссворд) 10 мин
6. Творческая работа (просмотр видеофрагмента, письменные ответы на вопросы, устное представление работы) 10 мин.
7. Домашнее задание 1 мин.
8. Подведение итога. Рефлексия 5 мин.
Ход урока:
Этап урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование |
Организационный момент (1 мин) | - Здравствуйте ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте, у всех ли на партах лежит учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник. Молодцы! Тихонечко садитесь! | Проверяют свою готовность к року. Тихонечко садятся. | Привлечение внимания, настрой на работу. |
Актуализация знаний (по природным изменениям весной) (4 мин) | - Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы с вами изучаем? (СЛАЙД №1) - Вспомним весенние месяцы. - Какие изменения в природе происходят с приходом весны? - Действительно ли всё радо весне? Почему? | - «Весна, весна! И всё ей радо!» - март, апрель, май. - тает снег, начинают бежать ручьи, прилетают птицы, набухают почки, начинают зацветать деревья, распускаться листья на деревьях. - да, люди рады, что наступает тепло, приближается лето, животные выходят из спячки, природа просыпается после зимнего сна. | Повторение изучаемого раздела, беседа о весне, вызывающая эмоциональный отклик. · закрепят свои знания о теме раздела; · вспомнят весенние изменения природы. |
Постановка учебной задачи (1 мин) | - Ребята, мы с вами заканчиваем раздел «Весна, весна! И всё ей радо!». Сегодня итоговый урок по этому разделу. Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить? - Чем мы будем заниматься? - Верно, сегодня на уроке мы с вами должны вспомнить произведения о весне, которые вы прочитали, вспомнить их авторов и настроение, которым они проникнуты, а также каждый из вас попытается выразить своё личное отношение к весне. | Слушают. - нам нужно будет вспомнить стихи, которые читали, их авторов, а также вспомнить об весенних изменениях в природе, которые описывают авторы. - возможно, перечитывать стихотворения, рассказывать их наизусть, рассматривать картины, изображающие весну и др. | Создание мотивации к повторению раздела. · сформулируют задачи урока; · спрогнозируют свою деятельность на уроке. |
Актуализация знаний (по прочитанным стихотворениям) (8 мин) Соотнесение названия стихотворения и автора (3 мин) Соотнесение изображение со стихотворениями (5 мин) | - Ребята, вспомните, как называются литературные произведения о весне, в которых авторы выражают свои чувства и настроение. - Верно! Давайте вспомним авторов лирических произведений, которые мы с вами читали? -Правильно. Сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы помните названия и авторов прочитанных стихотворений. Вам необходимо назвать автора стихотворения ранее вами прочитанного. (СЛАЙД №2). -Кто является автором стихотворения «Зима недаром злится?» - Авторы стихотворений, которые носят одинаковое название «Весна»? - Кто является автором стихотворения «Подснежники»? - Кто написал стихотворение «Апрель»? - Автор стихотворения «Уж верба вся пушистая…»? - Молодцы, ребята! Мы убедились, что вы хорошо помните авторов и названия стихотворений, которые мы с вами читали на прошлых уроках. - А сейчас посмотрим, как хорошо вы помните содержание стихотворений. Для этого подберём для каждого изображения соответствующее стихотворение. - Что изображено на первой иллюстрации? - Как вы думаете к какому из перечисленных стихотворений подходит первое изображение? (СЛАЙД №3) Давайте обратимся к учебнику на стр.53. Вспомним текст. Правильно ли мы соотнесли это изображение. Зачитайте строчки, которые помогли вам это понять. - Что изображено на следующей иллюстрации? (СЛАЙД №4) -Как вы думаете к какому стихотворению подходит это изображение? - Давайте обратимся к учебнику на стр.52. Вспомним текст. Правильно ли мы соотнесли это изображение. Зачитайте строчки, которые помогли вам это понять. - Что вы видите на следующей иллюстрации?(СЛАЙД №5) -Как вы думаете к какому стихотворению подходит это изображение? - Давайте обратимся к учебнику на стр.54-55. Вспомним текст. Правильно ли мы соотнесли это изображение. Зачитайте строчки, которые помогли вам это понять. - И последнее изображение. Что вы видите на нем? (СЛАЙД №6) К какому произведению можно отнести это изображение? Почему? - Давайте обратимся к учебнику на стр.52. Вспомним текст. Правильно ли мы соотнесли это изображение. Зачитайте строчки, которые помогли вам это понять. - Молодцы! | - Лирические произведения. - Фёдор Тютчев, Иван Никитин, Алексей Плещеев, Тимофей Белозёров, Антон Чехов, Алексей Фет, Самуил Маршаки др. - соотносят название и автора стихотворений, отвечают устно и поясняют свой ответ. - Ф. Тютчев - И.Никитин, А.Плещеев, И.Токмакова. - Т.Белозёров - А.Барто - А.Фет - высказывают предположения, обосновывают своё мнение. - Берёзы и подснежники. - «Подснежники» Тимофея Белозёрова, так как в этом стихотворении говорится о цветении подснежников. - работают с текстом учебника, зачитывают строки из стихотворения. - яркое солнце, полёт журавлей. -Эта картина подходит к стихотворению «Весна» Ивана Никитина, так как именно в этом стихотворении упоминается караван журавлей. - работают с текстом учебника, зачитывают строки из стихотворения. - берёзы, вербу, реку. -Это изображение подходит как к стихотворению А.Фета «Уж верба вся пушистая…», так и к стихотворению А. Барто «Апрель». - работают с текстом учебника, зачитывают строки из стихотворения. - тает снег, деревья озарены солнцем, речка разлилась. Это изображение можно отнести к стихотворению «Весна» А.Плещеева. - работают с текстом учебника, зачитывают строки из стихотворения. | Повторение ранее изученного материала, соотнесение названий стихотворений и авторов, анализ иллюстраций, соотнесение иллюстрации и стихотворений, работа с текстом учебника. · вспомнят авторов и названия прочитанных лирических произведений; · вспомнят их темы и настроение; · будут развивать воображение на основе просмотра иллюстраций. |
Обобщение (10 мин) Работа над отличающемся стихотворением (4 мин) Кроссворд, Подбор примеров художественно-выразительных средств (6 мин) | - Ребята, давайте обратимся к списку стихотворений, которые мы с вами читали на предыдущих уроках. (СЛАЙД №7). Гоша, прочитай пожалуйста. - Как вы думаете, какое произведение отличается от всех и почему? - Ребята, а мне кажется, что отличается стихотворение Т. Белозёрова «Подснежники», давайте перечитаем его на стр.53 и подумаем, чем оно отличается от других. Миша, прочитай пожалуйста. - Итак, чем же оно отличается от других? - Верно! - Как мы с вами убедились, большинство стихотворений выражают чувства радости от того что наступает весна, прилетают птицы, тает снег и вот- вот начнут распускаться листья на деревьях. Ребята, а как же поэтам удаётся передавать настроение в стихотворениях? С помощью чего они это делают? - Давайте вспомним какие художественно-выразительные средства используют авторы, для передачи настроения, для этого отгадаем кроссворд. Работать вам предстоит в группе по 4 человека, можете советоваться друг с другом. - Давайте проверим решение кроссворда (СЛАЙД №8) Вопрос №1. Как называется изображение неодушевленного предмета, как живого одушевленного существа? Вопрос №2. Как называют образное художественное определение предмета? Вопрос №3Как называют изображение явления с помощью сопоставления с другим? -Верно! Давайте приведём примеры из наших стихотворений. В каких стихотворениях мы встречали олицетворение? (стр.51, 52) - Давайте найдем эпитеты в стихотворениях на стр.52, стр. 54 - Правильно! Ребята, как мы с вами видим, поэты используют одинаковые литературные приёмы, но у каждого поэта стихотворение получается свое, неповторимое, все стихотворения различны, потому что поэты при создании стихотворений вкладывают в них частичку своей души, поэтому каждый по-своему передаёт настроение стихотворения. | - читают список стихотворений. • Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» • И. Никитин «Весна» • А. Плещеев «Весна» • Т. Белозёров «Подснежники» • А. Фет «Уж верба вся пушистая…» • А. Барто «Апрель» - Мне кажется, что от всех стихотворений отличается стихотворения Тютчева «Зима недаром злится», потому что поэт представляет зиму и весну как живых существ и др.варианты. Один ученик читает стихотворение вслух, остальные слушают. - оно проникнуто грустью, передаёт печальное настроение, а остальные стихотворения передают радость от прихода весны. - с помощью художественно-выразительных средств (средств выразительности). - решение кроссворда в группе -олицетворение - эпитет -сравнение - «Зима недаром злится…» - Зима и Весна представлены как живые существа. Лес оденется и др. - небесная лазурь, в ярком золоте, весна душистая и др. | Обобщение изученного материала, анализ и сравнение прочитанных стихотворений, решение кроссворда, выборочное чтение, работа с текстом учебника, подбор примеров. · обобщат свои знания о прочитанных стихотворениях; · вспомнят художественно- выразительные средства; |
Творческая работа. (10 мин) | - Ребята, а сейчас каждый из вас попробует выразить своё личное отношение к весне. - Составляя небольшой текст, попытайтесь ответить на 2 вопроса: (СЛАЙД №9)? 1) Что тебе больше всего нравится в весенней природе? 2) Какой твой любимый месяц весны, почему? - Итак ребята, давайте откроем тетради по литературному чтению, запишем дату. Но перед тем как приступить к работе мы с вами просмотрим небольшой видеофрагмент о весне, который, возможно, поможет вам составить ответы на вопросы. - Приступаем к работе. - Ребята, кто готов зачитать свои ответы? - Ребята, вы большие молодцы. Я тоже люблю весну, когда на улице становится тепло, начинают набухать почки на деревьях, зацветают яблоня и сирень. Поэтому каждому из вас на память о нашем весеннем уроке вручаю значки, которые вы раскрасите и наклеите либо в дневник, либо в тетрадь по литературе! | -слушают, читают вопросы - Просматривают видеофрагмент -выполняют задание. - по желанию ученики зачитывают свои мини-сочинения. | Составление мини-сочинения, просмотр видеофрагмента «Весна». · будут создавать мини-сочинение о своём отношении к весне; · развивать воображение, умение правильно формулировать свои мысли в письменной форме; · представят свою творческую работу классу. |
Домашнее задание. (1 мин) | - Наш урок подходи к концу. Давайте откроем дневники, запишем д.з. Вашим домашним заданием будет доделать творческую работу, кто не успел. А также раскрасить значки цветами, которые передают ваше весеннее настроение. | Записывают домашнее задание. | |
Подведение итога. Рефлексия. (5 мин) | - Ребята, какой раздел мы с вами закончили изучать? - Чем он вам понравился? - Какие задачи мы ставили с вами в начале урока? -Что мы с вами делали, для того чтобы решить эти задачи? - Смогли мы решить задачи урока? - Славяна (Ваня), назови пожалуйста тех ребят, кто по твоему мнению был активен на уроке и заслуживает положительной отметки. Почему? Выставление отметок. - Спасибо за внимание, урок окончен! | - Весна, весна! И всё ей радо. - Мне понравилось учить стихи наизусть, читать сказки и стихотворения о весне. Понимать настроение стихотворений, которое передаёт автор. - вспомнить произведения о весне, которые вы прочитали, вспомнить их авторов и настроение, которым они проникнуты. -да | Подведение итогов, рефлексия деятельности. · Развивать умение подводить итог своей работы, адекватно оценивать свою работу и работу товарищей. |
Список использованной литературы:
1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.:ВАКО, 2015. – 416 с.
2. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
3. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях Климановой Л.Ф, Виноградской Л.А 2 класс 2 часть.3-е изд. М.: 2015. Часть 2 - 144с.
Кроссворд
| ||||||||||||||
1. Как называют изображение неодушевленного предмета, как живого одушевленного существа?
2. Как называют образное художественное определение предмета?
3. Как называют изображение явления с помощью сопоставления с другим?
Ответы: 1 – олицетворение, 2 – эпитет, 3 – сравнение
Значок-раскраска