Личность. Особенности подросткового возраста




Слово «личность» (persona) первоначально означало маску (личину), в которой выступал актер в античном театре. Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» употреблялось с указание на определенные социальные роли, функции (личность отца, личность судьи). Позднее слово «личность» стало противопоставляться тому, что подразумевали под ним в Античности: личность - это человек, который играет определенную роль в серьёз, а не в качестве актёра.

Личностьчеловек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психических свойств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития, потребностей, интересов) и социальных функций (отношения к действительности, людям, обществу в целом; поведение человека, его общественная деятельность).

Качества личности:

- автономность – человек в определенной степени выступает независимо от общества, способен противопоставлять себя обществу; умение властвовать над собой;

- самосознание – наличие у человека самооценки, самоконтроля над поведением;

- жизненная позиция.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т. е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития.

 

Формирование личности не определяется лишь биологическими факторами, социальной средой, воспитанием и обучением, оно требует собственной активной практической деятельности человека.

Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль.

Подростковый (средний школьный) возраст: от 12 до 15 лет
Основные особенности школьного подросткового возраста Проявления
Анатомо-физиологическая перестройка организма Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов --- интенсивное физическое и физиологическое развитие --- возникновение трудностей в функционировании сердца, легких, кровоснабжения головного мозга ---- изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность
Особенности социальной ситуации развития Осуществляется переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости
Ведущая деятельность Общение со сверстниками --- главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников
Конформизм Склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек, ценностей --- подражательность; желание слиться с группой, ничем не выделяться рассматривается как механизм психологической защиты
Учебная деятельность и познавательное развитие Развиваются теоретическое и рефлексивное (анализирующее собственные мысли и переживания) мышление, творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере ---расширение способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время в большинстве случаев наличие трудностей в учебе, которая отходит на второй план.
«Чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому Стремление к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Развитие самосознания, волевых качеств. Критичность мышления, склонность к анализу собственных мыслей и переживаний, к сомнениям и колебаниям. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: