Работа режиссера с реальным героем в массовом празднике.




 

1.
Кто может быть реальным героем? Основным критерием при выборе реального героя является трудовая деятельность, жизнь, семья, хобби, в общем то, что перекликается с теми событиями, которым посвящен концерт или праздник. Чтобы почувствовать себя участником программы, человек должен прийти движимый своим отношением к данному мероприятию, только в этом случае он станет активным его участником. Любое торжество должно быть нацелено на аудиторию, которая может заинтересоваться данным событием и активно сопереживать ему.

2.
^ Пути выбора реального героя. Есть 2 пути: 1) Есть дата, событие, торжество – их виновники и есть Р.Г. (9 Мая); 2)Есть интересные необычные люди, которым можно посвятить программу, отсюда и тема программы (напр. Юбилей).

3.
^ Сбор материалов и фактов о Р.Г. Прежде всего собираются географические сведения о Р.Г. (личное дело, рассказы коллег, беседа с Р.Г., фото и т.п.)

4.
Пути включения Р.Г. в программу. 1) От конкретного человека к обобщению, символу. 2) От обобщения к конкретному человеку. Очень важно, чтобы проводимое мероприятие доставило радость приглашенному человеку. Для этого можно использовать такие приемы, как неожиданная встреча, письмо, награда, подарок, произведение посвященное Р.Г., сюрприз. Это покажет человека в действии, в минуты переживания и радости, в отличии от сухих анкетных данных, поможет ему раскрыться (рассказать о себе что-нибудь свое, исполнить какой-нибудь номер)

5.
^ Представление участника. 1)О Р.Г. рассказывает ведущий, родственник, коллега и т.п.; 2) Выступление самого героя: метод интервью, вопрос-ответ и т.п.; 3) Игровая ситуация: «Что? Где? Когда?», причем Р.Г. обязательно должен знать: а)когда его выход, б) где ему находиться в зале на сцене, на трибуне, в) сколько времени ему отводится на выступление, г) когда и куда ему уйти. Для этого желательно провести репетицию с реальным героем.

6.
^ Раскрытие героя. В программе можно использовать элемент неожиданности. Это поможет Р.Г. раскрыться, вызовет эмоциональный всплеск (напр. встреча с однополчанами). Радость, которая взволнованно переживается Р.Г. ведет к эмоциональному переживанию и у зрителей. Если вручается подарок или награда, на глазах у зрителя – то он становится более дорог и памятен, и самому Р.Г., особенно если он специально подобран и продуман. Очень важно освятить не одну сторону жизни Р.Г. (напр. рассказать о его увлечениях).

7.
^ Если реальный герой коллектив. Можно разделить его на группы: по возрасту, стажу, цехам, профилю занятий и др. признакам, но необходимо упомянуть всех членов этого коллектива (от директора до технички).

8.
^ Художественная самодеятельность. Если используется номер худ.самодеятельности, то они должны быть как-то связаны с Р.Г., (напр. тематическая песня). Сам Р.Г. тоже может выразить желание исполнить какой-нибудь номер, но об этом лучше договориться с ним заранее.

9.
Оформление. Худ.оформление или декорации подбираются так чтобы они дополняли документальный материал, усиливая эмоциональное воздействие и точно отвечая содержанию эпизода.

 

В работе режиссера с исполнителями при постановке театрализованных представлений и праздников выделяют ^ 4 категории исполнителей:

 


  • творческая группа исполнителей, которая воплощает всю художественную часть представления (ведущие, исполнители миниатюр и т.д.);

  • участники художественной самодеятельности различных видов (хоровых, танцевальных, музыкальных);

  • реальный герой;

  • зритель (исходя из принципа карнавализации или активизации зрительской аудитории).


Чаще всего реальные герои – это очевидцы и участники тех событий, которым посвящено представление или праздник. Работа с реальными героями начинается с ответов на вопросы:

 


  • Как ведется поиск реального героя? И кто может быть им?

  • Какими качествами должен обладать реальный герой?

  • Каким образом ввести реального героя в праздник?

  • Как проводить репетиции, и что нужно репетировать, а что нет?

  • Должен ли знать каждый участник всю программу или только часть?


Этап первый. Выбор реальных героев.

Подбор реальных героев для праздника может проходить двумя путями:

 


  • реальный герой подбирается к событию;

  • тема праздника появляется от интересных людей.


^ Этап второй. Знакомство с р.г.

Подробное изучение жизни, особенностей и привычек, личная встреча с р.г. знакомство с их домашними архивами, беседы и встречи с друзьями, родными и коллегами по работе.

^ Этап третий. Рассказ о р.г.

Как рассказать о том интересном, что узнал в ходе знакомства с р.г.?

Задача режиссера: Показать р.г. не статичными, а в действии, в минуты сильных душевных переживаний.

Достигается это эмоциональное состояние р.г. введением в праздник неожиданных моментов, о которых они не знают.

Например. Такими приемами могут быть различные встречи (с сыном, с друзьями, однополчанами), могут зачитываться письма адрес р.г., интересно преподнесен факт из их жизни.

^ Концертные номера в эпизоде с р.г.:

 


  • Не увлекаться вставными концертными номерами.

  • Концертный номер должен быть связан с судьбой конкретного человека и не нарушать документальной основы эпизода.

  • Концертный номер должен помочь лучше узнать человека, помочь его открытию.

  • Концертный номер необходимо искать среди р.г. праздника (Например. Кто-то из героев пишет стихи, читает, поет и т.д.)


Этап четвертый. Введение р.г. в ткань сценария.

Способы:

 


  • рассказ ведущего о р.г.;

  • непосредственное выступление самого р.г.;

  • интервью;

  • письма;

  • документы;

  • выступления друзей, родственников, сослуживцев;

  • фоторепортаж;

  • кинохроника.


Этап пятый. Работа с р.г.

Что обязан сделать организатор праздника – встретится с р.г., лично поговорить, уточнить тему, время, характер выступления р.г..

Что должен знать р.г.:

 


  • что предшествует его выступлению и что последует дальше;

  • необходимо обратить внимание на финал и уход героев со сценической площадки;


Текст выступления как правило готовит сам выступающий, но иногда ему помогают организаторы праздника.

В любом случае речь, звучащая со сцены, кем бы она не была подготовлена должна быть литературно грамотной.

Если герой плохо разговаривает часто употребляет слова паразиты, то лучше эпизод с р.г. героем строить таким образом чтобы о нем рассказывали другие (Например. Выступление в форме интервью.)

Все предусмотреть невозможно, очень многое зависит от личности р.г., его индивидуальных качеств.

Тема 16
16.1.Сценографическое решение представления
Профессия режиссера и художника близки своей позицией, ибо нахождение смысловой пластической образности есть конечный результат как режиссера так и художника. Режиссер должен знать основы изобразительного искусства, владеть законами композиции и цвета и художник должен быть режиссером, то есть уметь увидеть прочтенный им сценарий и ощутить его в движении, в динамическом развитии. Работа режиссера с художником над пространственным решением массового действа начинается с выражения единого смысла и сверхзадачи будущего представления.

^ Первый этап. Точный выбор выразительных средств (музыка, живопись, скульптура, архитектура). На помощь режиссеру и художнику приходит монтаж: они выстраивают элементы оформления не в статике, а в динамике. В монтажном представлении, оформление различных эпизодах в их динамичной взаимосвязи. Художественная организация пространства – гдавная задача работы режиссера массового действа.

^ Первая композиция (горизонтальная, вертикальная.Диагональная, симметричная или диссонансовая). Оформление, чтобы было со всех сторон, чтобы было трехмерно, объемно, законы плоскости и пространства. Взаимоотношения режиссера и художника – от поиска образов к созданию конкретных деталей художественного оформления. Художественное оформление зависит от главной темы.необходимо определить особенности пространственной композиции. Режиссер и художник решают также вопросы: общее драматургическое, монтажное развитие оформления, логически подводящее к кульминации спектакля; световую композицию. Цвет – средство сильнейшего эмоционального воздействия. Свет имеет свою выразительную оценку. (холодный свет, теплый). В световых сочетаниях – огромная эмоциональная сила. Которая в состоянии выразить как идейную сторону искусства так и чувства искусства. «световой замысел» – находится в прямой связи с общим драматургическим замыслом. Далее поиск идет в плане поиска звука зрительного эквивалента, где в единый образ должныслится цветосветовое решение спектакля, его образность во многом достигается благодаря свету. Должен быть едигый цветосветовой и музыкальный образ.

^ Устройство сцены. Сцена общается с авансценой при помощи портального отверстия. Архитектурная арка обрамляющая это отверстие называется порталом сцены. Пространство, заключенное внутри портальной арки – зеркало сцены. Зеркало сцены меньше размеров портала, т.к сверху обрезается специальной дугой.

По бокам сцены – карманы, которые служат для заготовки декараций. Они размещаются в первых двух планах сцены. Сцена (задгняя сцена) как карманы. Главная сцена определяется капитальной сценой с проемом. Часть ее используется для установки проекционной аппаратуры (напросвет).

^ 3 основные части по вертикали: трюм, планшет, колосники.

Трюм – помещение, находящееся под сценой. В трюме находятся механизмы, приводы сцены, прочее оборудование сцены. Высота не может быть мень 1.9 м.

Планшетом называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декораций.

Колосники – решетчатый потолок сцены, на колосниках размещаются блоки, декарационных индивидуальных подъемников. И прочее верхнее оборудование.

Авансцена – участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса. Передняя сцена используется как места игры актера перд занавесом, близко от зрителя. Границей между сценой и авнсценой служит красная линия. Вся площадь сцены разбивается на условные участки, идущие параллельно.

Поиск совместного решения режиссера и художника в художественной организации пространства – процесс сложный и неоднозначный. Режиссеру необходимо добиваться этого решения, ибо в противном случае худ.оформление будет существовать в отрыве от режиссерского решения.
16.2.Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
Архитектоника сценария – структурная основа театрализованного действа, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей. Составляющая архитектоники это участки драматургической кривой: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка и финал. Если сценарий построен поэпизодно, то архитектонику определяют следующие структурные схемы:

«Шашлык». Эпизоды как бы нанизываются на единый стержень которым может служить персонаж, работающий в каждом эпизоде; одно и то же место действия; либо одно и то же время.

«Цепь». Концовка каждого предыдущего эпизода служит началом следующего. Здесь наличие причинно-следственной связи между эпизодами. Разрешение конфликта в эпизоде служит ситуацией для развития конфликта в следующем эпизоде.

«Мозаика». При такой схеме эпизоды независимы между собой, но в совокупности они создают общую живописную картину.

«Матрешка» - в этом случае каждый последующий эпизод является более укрупненной и подробной разработеой одного из смысловых элементов предыдущего эпизода.

«Перекресток» - при такой схеме драматургически законченные и независимые между собой эпизоды являются либо следствием одной и той же причины. Либо причины разные, но приводят они к одному и тому же результату.

Композиция в сценарии театрализованного представления см непрерывным развитием действия – это направление развития действия и последовательность событий, их мотивировка и раскрытие внутри участка драматургической кривой. В случае поэпизодного построения сценария композиция определяет необходимую последовательность эпизодов и краткое содержание действия, происходящего внутри каждого эпизода.

Архитектонику сценария легко передать в кратце, композиция же требует более подробного изложения почти не поддается пересказу.
Тема 17
17.1.Особенности режиссуры эстрадного представления
В точном переводе с латинского эстрада – помост, настил. Эстрада – народное искусство. Сегодняшняя эстрада, возникнув вудалойскоморошине, в народных гуляниях, прошла сквозь века, выкристаллизовалась в четкие жанровые формы, нашедшие законченное воплощение в эстрадном номере. Эстрада вобрала в себя многие виды искусства – музыку, живопись, танец, вокал, кино, цирк и т. д. Многое от театрального искусства органически влилось в эстраду, обретая в ней иной смысл и самостоятельное значение.

Эстрадность – это прежде всего открытость. Открытость всего – актерского искусства, принципов внешнего оформления, способов общения с публикой. Открытость взаимоотношений со зрителем предполагает в творчестве исполнителя обязательный учет реакции аудитории, а стало быть, гораздо большую, чем в театре долю импровизации. Несомненно, общим для всех родов и жанров эстрады является лаконизм. Наряду с острой социальной направленностью эстрада развивалась как искусство праздничного досуга. В связи с этим эстрадные жанры отличаются броскостью, необычностью, разнообразием. Кроме того, яркость и оригинальность служат для привлечения внимания аудитории к каждому произведению поскольку эстрадная программа обязательно содержит в себе момент соревновательности номеров. Эстрадное искусство объединяет в себе разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом, злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики. Должно учитываться, что режиссер и артисты эстрады действуют в чрезвычайно сложной среде, они лишены многих выразительных средств театрального искусства (декораций, реквизита, театрального костюма). Поэтому, чтобы убедить зрителя, создать атмосферу доверительности, безусловности происходящего, артист эстрады направляет внимание на достижение наиболее жизненного, правдивого актерского действия. Все компоненты зрелищного искусства, все разнообразные выразительные средства, благодаря искусству режиссера, подчиняются одной цели – нахождению образа, выражающего идейную сущность произведения.

Если рассматривать все многообразие форм и жанров эстрады, их следует подразделять на три группы:

 

1.
^ Концертная эстрада. Объединяет все виды выступления в эстрадных концертах.

2.
Театральная эстрада проявляет себя в виде камерных спектаклей, театров миниатюр или наоборот в масштабных концертных ревю, которые показываются в мюзик-холлах, располагающих многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой.

3.
^ Праздничная эстрада чаще всего отождествляется с народными гуляниями и праздниками на открытом воздухе. Также сюда относятся праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, происходящие во дворцах и домах культуры, выступления в условиях кафе и ресторанов.


Специфика эстрадной режиссуры заключается в том, что основой эстрады является номер. Как режиссер в театре, определив общую идейно-художественную направленность постановки, должен отработать каждый эпизод, каждую мизансцену, и только после этого собрать спектакль в единое целое, так и режиссер эстрады сначала создает номера, корректирует их, т.е. приводит в соответствие с общим замыслом, а затем объединяет их в эстрадное представление.
17.2.Основные принципы профессиональной педагогики.
Педагогическая наука рассказывает о законах образования и воспитания детей, студентов творческих групп, коллективов и.т.д. Воспитание – это передача молодому поколению накопленного опыта, в узком смысле это результат воспитательной работы, подчиненный формированию определенных личностных качеств. Обучение рассматривается, как процесс владения знаниями, умениями, навыками, починный развитию умственных способностей учащегося. Образование это результат обучения. Профессиональное образование это процесс овладения определенными знаниями, умениями и навыками по конкретной специальности и профессии. Формирование связано преданием формы, процесс становления личностных собственных качеств под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие – раскрытие внутреннего потенциала личности, еее возможностей, в той или иной области чел. Деятельности. Поф. педагогика - педагогика рассматривающая подготовку человека к профессиональной деятельности. Пед. труд - большая самостоятельная работа преподавателя связанная с подготовкой с подготовкой к занятиям, с проектированием данной деятельности и организацией. Содержание труда преподавания, определяется программами, учебниками, материал, должен соответственным образом перерабатываться, организовываться что бы стать доступным. Объект деятельности педагога- личность студента, учащегося. Оружие труда – знания, которые педагог должен передать учащемуся, превратить в убеждения, и достигнуть определенного результата. Пед. процесс сложное соц. псих.явление в нем участвуют преподаватель и учащийся. Их деятельность изучает педагогика и психология. Сам пед. процесс и управление им носят динамический характер. Задача преподавателя быстро сориентироваться в ситуации, и принять единственно правильное решение, данная сторона деятельности преподавателя связанна с искусством. Педагогическое искусство это педагогическое мастерство: знания + умения + техника. Пед. мастерство определяется в умении:

1. Взаимодействие преподавателя студента в культуре общения;

2. Увидеть проблему, умение вскрыть информационную сущность, выбрать оптимальные средства ее решения.

3. Вскрыть внутреннее, подвести студентов к логическим выводам.

4. Сформировать познавательные потребности дать установку на творческое отношение к познавательной деятельности.

Пед. мастерство – комплекс свойств личности обеспечивающий высокий уровень проф. деятельности. Любая деятельность имеет свою цель, объект и субъект. Цель пед. деятельности определяется государством. Пед. принимает лично социальное общество, строить работу с опорой на личности своих учеников. Ученик - объект, соучастник пед. процесса. Педагог - кто имеет право воспитывать и учить других, это трудолюбивый любящий воспитанников такими какие они есть.

Пед. мастерство включает в себя четыре элемента: гуманистическая направленность, проф. знания, пед. способности, пед техника. Цель высшего образования в искусстве – развитие творческой личности и проф. способностей. Профессия предполагает сознательного отношения. Профессионализм - знание культуры искусства, истории становления данной профессии, а так же, знания и понимания свои возможностей. Профессия в искусстве это мера требовательности к себе, ответственности. Пед. техника - совокупность приемов ориентированная на обучение и воспитание учащегося. Осн. средства общения педагога: вербальные и невербальные. Пед. умения: умение управлять своим поведением, умение воздействовать на личность и коллектив.

Проф. способности: умение выявлять проф. способности по средствам тренингов, домашних заданий, упражнений и т.д. В проф. педагогике наблюдается три стиля руководства: либеральный (гибкий), авторитарный (жесткий) и демократичный (оптимальный).

 

Тема 18
18.1. Разновидности игрового действа (игра, конкурс, забава, розыгрыш и тд.)
^ ИГРОВО'Е ДЕЙСТВИЕ, активное стремление режиссера, исполнителей и участников праздника выразить игровыми средствами жиз­ненный смысл праздничного события и свое личное отношение к нему. Игровое действие реального уча­стника праздника является органическим про­должением его жизненных стремлений, актив­ным творческим проявлением духовной дея­тельности личности. Здесь проявляется основная особенность массового театрализованного действия, в котором игровое общение приобретает высокую духовную жизненную цель. ^ ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ, взаимодействие людей в определенных игровых условиях и об­стоятельствах; В массовом театрализованном действии И о. является основным способом соз­дания многообразных форм театрализованных представлений и празднеств ^ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, зона данно­го игрового действия. В массовом театрализо­ванном действе И. п. обусловливается реальным жизненным пространством. И. п. обязательно включает в себя зрителей и образуется в соответ­ствии со сценарно-режиссерским замыслом и с реальными жизненными обстоятельствами.
^ ЗАБАВА, то, к чему относятся несерьезно, развлечение, удовольствие, потеха.
ИГРА, вид непродуктивной деятельности.мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого обще­ства переплеталась с магией, культовым поведе­нием и др.; тесно связана со спортом, военными и др. тренировками, искусством (особенно его ис­полнительскими формами). И - это способ театрализации жизненного действия.

Характерной особенностью И является ее двуплановость, присущая драматическому иск-ву и празднику. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществле­ние к-рой требует действий, связанных с реше­нием вполне конкретных, часто нестандартных задач: с др. - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и мно­гочисленными привходящими обстоятельствами

И. во всех своих формах выступает как ис­ключительно важный и часто встречающийся элемент многих праздников; кроме того, сам праздник создает собственные специальные виды развле­чений, игр.состязаний.

В практике получили широкое распростра­нение три основные группы игровых форм:

интеллектуальные (викторины, шарады, головоломки и др.), подвижные (поединки, эстафеты), импровизационно-твор­ческие (конкурсы, инсценировки и др.).Су­ществуют активные организационные виды:

групповые игры, имеющие камерный клубно-бытовой характер; массовые игры, отли­чающиеся публично-зрелищным взаимодействием организаторов, ведущих, исполнителей, уча­стников, зрителей-болельщиков. (игровая атмосфер. Игровая фантазия. Игрище, Игровое общение. Игро­вое пространство, Игровые условия. Театраль­ная И.)
КОНКУРС (лат. concursus - стечение, столк­новение), соревнование, имеющее целью выде­лить наилучших из числа его участников, наи­лучшие работы. Режиссура современных К. ста­новится все изобретательнее, превращая их в настоящее шоу.
18.2. Пластические выразительные средства в театрализованном представлении

!!!!(к содержанию вопроса относитесь с осторожностью)!!!!
При создании художественного образа, целостности театрализованного представления режиссер пользуется следующими пластическими выразительными средствами:

1. Сценография и элементы оформления.

2. Костюм

3. Грим

4. Мезансценирование
Все эти элементы должны быть органично соединены.

Также не стоит забывать о:

«Атмосфера – это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей»

Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. С. 95.

Сценическая атмосфера создается:

Во-первых. Правильным внутренним настроем исполнителей.

Во-вторых. Внешней сценической обстановкой.

Внутренний настрой исполнителя рождается:

 

1.
В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах.

2.
Его увлеченностью исполняемым номером.

3.
Доверительным, верным общением со зрительным залом.

4.
Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители и исполнители – одни – чувством радости творчества, другие – сопричастности к творчеству.


Внешняя сценическая атмосфера создается и выражается:

 

1.
Оформлением (сценография). Одно из самых действенных выразительных средств, создающее верную и прежде всего броскую, яркую праздничную сценическую атмосферу эстрадного концерта, представления. Т.к. именно вещественная обстановка (детали этой обстановки), соответствующая определенному времени, создает среду, в которой присутствуют точные приметы времени.


^ Функции оформления:

1) «Обстановочная»

2) Активно действующая.

2) Музыкой. Музыка в концерте, представлении используется:

 

1.
Как действенный фон номера, эпизода. Вызывает у зрителей соответствующее настроение, усиливает эмоциональное восприятие номера, эпизода.

2.
Для создания на сцене точной атмосферы того или другого исторического времени. Вызывает у зрителей ассоциации, связанные с определенной эпохой, определенным временем, определенным событием. (Например, звуки фокстрота «Рио-рита» обращают нас к предвоенным временам).


Приемы использования музыки:

 

1.
Как лейтмотив всего концерта, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.

2.
Как характеристика действующего лица. Когда определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его «визитной карточкой», музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.

3.
Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.

4.
Как заставка, как связка между номерами и эпизодами.


3) Сценическим светом.

При работе над светом режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект:

 

1.
должен нести в себе определенный смысл, понятный зрителю;

2.
служить выявлению содержания номера, эпизода в эстрадном концерте, представлении.


Праздничная атмосфера концерта создается, прежде всего, яркой, радостной, заливающей всю сцену гаммой света, а не бессмысленным калейдоскопом спецэффектов и темнотой.

Играть светом нужно осторожно и только там и тогда, когда эта игра необходима.

4) Звуки и шумы.

Верно к месту прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес и др.):

 

1.
несет в себе действенно-эмоциональный заряд;

2.
придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.

 

Тема 20
20.1. Приемы активизации аудитории и их использование в различных театрализованных представлениях, праздниках и обрядах

Для того чтобы зритель стал участником представления его нужно вовлечь в действие, т.е. сделать его исполнителем. Для вовлечения зрителей в действие существуют приемы (способы) активизации аудитории:

Первый. «Подсадка».

Суть приема: среди зрителей находятся «свои люди», которые из зала задают вопросы ведущим и другим действующим лицам праздника, вступают с ними в полемику, побуждая тем самым к активным действиям аудиторию.

(КВН «Уральские пельмени» - домашнее задание, финальная песня)

Второй. Прием «длинных шнуров».

Разговор-интервью с сидящими в зале зрителями.

Третий. Коллективное пение.

Усиливает ощущение общности, является стимулятором активности аудитории.

Организация:

 


  • Позаботится о том, чтобы текст песен был доступен всем (текст можно напечатать, написать, выставить на сцену плакаты с текстами песен).

  • Роль запевал выполняют участники хорового коллектива.

  • Обязательно продумывать сюжетную линию, которая позволит сидящим в зале, участвовать в действиях происходящих на сцене.


Четвертый. Шествия и коллективные выходы (виды реального действия).

 


  • Важно, чтобы коллективные выходы и шествия были органичны в режиссерском замысле праздника.

  • Они могут быть как прологом (Олимпийские игры- выход команд- представление стран, участвующих в играх), так и кульминацией праздника.


Пятый. Коллективные выступление, рапорты, переклички.

 


  • Выступления очевидцев того или иного события (дает возможность рассматривать любое событие не в общем плане а очень конкретно, через призму жизненного опыта самих выступающих).

  • Выступление свих, местных, узнаваемых героев (ветеранов труда, войны и т.д.). Придает празднованиям особую эмоциональность и теплоту.


Шестой. Ритуальные или церемониальные действия.

Примеры торжественной церемонии на праздниках: моменты вноса и выноса знамени, зажжение и эстафета огня, поднятие и спуск знамени, принятие клятв, минута молчание, возложение цветов, венков и т.д.

Седьмой. Игровое действие.

 


  • С помощью игры можно подготовить человека к активному восприятию, включить его в массовое действие.

  • Следует различать игру по ее специфике и характеру, различные виды игрового поведения (состязание и подражание).

  • При подборе и включении игр в канву праздника необходимо исходить из конкретной аудитории.

  • Игра какой бы она не была, находится в прямой зависимости от потребностей, запросов, интересов, ценностных ориентаций аудитории.

 

Активность аудитории так же повышают:

 


        • Формы массового действа, которые готовятся и проводятся самими людьми, - будущими участниками этих зрелищ.

        • Деловые игры, митинги, слеты, КВНы, аукционы, викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д.

        • Знание режиссером степени эмоционального восприятия, уровня знаний, интересов, потребностей, ориентационных установок аудитории все это необходимо, для того чтобы сделать зрительскую аудиторию активным участником в празднике.

 

Планируя введение приемов вовлечения зрителя в действие, надо уметь прогнозировать реакцию аудитории, прогнозировать включение зрителя в действие (Будут ли петь?Что нужно сделать, чтобы участвовало как можно больше людей?).
Заключение. Грамотное использование режиссером приемов активизации в празднике, представлении придает ему дополнительный эмоциональный заряд, содействует более прочному усвоению и запоминанию информации, заложенной в содержание праздника и представления.

 

Тема 23

23.1.Хореографии в театрализованном представлении и празднике.
Хореография основана на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движения человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. Хореография, опираясь на музыку, отбирает множество реальных жизненных движений, образно-выразительные средства, которые она обобщает и организует по законам ритма, симметрии, орнаментального узора и декоративного целого. Хореографии без музыки не существует. Она усиливает танцевальную пластику, дает ей эмоциональную и ритмическую основу.

Хореография - зрелищное искусство, где существует не только временна и пространственная композиция, это еще и зрительный облик танцующих (отсюда роль костюма, декоративного оформления, света, звука и т.д.). Высшей формой хореографии является балет. Он является разновидностью музыкального театра. В современной хореографии различается танец: бытовой (народный бальный) и сценический (эстрадный балет). В балете хореография является центром синтеза искусств, где органично соединяется музыка и театр.

Одним из древних видов народного искусства является народный танец. Он складывается и развивается под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Народный танец - это результат коллективного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движения, прием соотношения движения с музыкой. В свою очередь, он делится на фольклорный, сценический и характерный.

Бальные танцы - это современное обозначение танцев, которые служат для массового развлечения и исполняется парой, или большим количеством участников на танцевальных площадках. Бальный танец часто называют бытовым. Он танцевался в народе, затем, обработавшись, выходит на сцену (гавот, менуэт и т.д.).

Эстрадный танец - все танцы, которые танцуются на сцене (джазовый, модерн и т.д.).

В театрализованном представлении мы используем сценические виды_ танца - большие формы, как балет, массовые многоплановые ансамблевые танцы, хороводы, пляски, а также сольные и дуэтный танцы, сюжетные и бессюжетные, тематические, где раскрываются различные темы: мира, дружбы и т.д.

Режиссер использует все выразительные средства хореографии: пантомиму, жест, мимику, музыкальный ритм, рисунок. Танец обогащается театральным реквизитом и костюмом. Танец подчиняется основным законам восприятия зрителя: жизненность, целостность, действенность, подчинение второстепенного главному, соотношение формы содержанию, и частным законам:

 


  • законы ракурсов (фас, профиль, спиной полуфас, полуспинные);

  • соотношение коллектива исполнителей (или все маленькие и толстенькие, или все
    высокие и худые —> все исполнители приблизительно одинаковые);


- соотношение музыки и цвета костюма;

- соотношение музыки и формы костюма;

- соотношение рисунка, танца, его лексики (движения) и костюма (сложный костюм,
... рисунок, или ритмичный танец не танцуется в длинных платьях);

 


  • законы правой и левой стороны;

  • и т.д.


Танец в театрализованном представлении может существовать как отдельный номер со своими законами, и как органически, не выходящий из рамок сюжета представления. Пластический мотив танца подчиняется общему замыслу.

В празднике используются из хореографии бытовые несценические виды танца. Большую роль здесь играет импровизационное. Массовый импровизационный танец представляет собой спонтанную реакцию человека на отличаемые события. Это вид неорганизованной специально художественной самодеятельности, потребность которой живет в народе и отражается, прежде всего, в фольклорных формах. Танцевальная импровизация, она эмоционально окрашена, и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к отличаемому событию.

В число основных особенностей хореографии народного празднества необходимо отметить бытовую направленность, делающую хореографию доступной для запоминания, воспроизведения, коллективного творчества.

Важна также игровая специфика, регулирующая поведения участников в хороводе, пляске, перепляске.

Произвольно оторванная от празднества хореография теряет значительную часть своего содержания. Непонятными становятся действия пляшущих. Уходит танцевальный подтекст и многое другое. Танец превращается в дивертисмент, перестает быть языком общения его участников.

Народ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: