Тема 1 Философия, ее место и роль в жизни человека и общества




Учреждение частное

Профессиональная образовательная организация

«Нефтяной техникум»

 

Основы философии

методические указания и контрольное задание для студентов – заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальностям

 

"Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов

и газонефтехранилищ."

"Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых

месторождений"

"Бурение нефтяных и газовых скважин"

" Техническое обслуживание и ремонт автомобиль­ного транспорта»

 

 

Ижевск

2017 г.

 

Методические указания

составлены в соответствии

с примерной программой

по дисциплине «Основы философии»

по специальности

 

Зам. директора по УР _______________Е. А. Волохин

 

Составители:

 

Редактор:

 

Рецензент:

 

 

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по дисциплине "Основы философии" разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом СПО, рабочим учебным планом по специальности "Эксплуатация НГМ" (per. № 15 - 0906 - ВР от 25.09.1998), по специальности "Бурение НГС" (peг. № 15 - 0907 - ВР от 25.09.1998).

Уровень подготовки специалистов — базовый.

Дисциплина "Основы философии" относится к циклу "Общие гуманитарные и социально — экономические дисциплины" — ОГСЭ.01.

Основной формой заочного обучения является самостоятельная работа студентов над учебным материалом. В процессе самостоятельного усвоения курса студенту рекомендуется изучать учебный материал систематически, в той последовательности, которая указана в программе. Сначала полезно получить представление об учебнике в целом, попытаться понять его логику.

Затем следует ознакомиться с содержанием очередной главы, после чего приступить к тщательной проработке материала. Читать учебник рекомендуется абзацами, кратко конспектируя главные положения, вырабатывая свое личное отношение к прочитанному. Активизации процесса усвоения, закреплению знаний способствуют ответы на вопросы самоконтроля по каждой теме. Для более глубокого изучения программного курса рекомендуется использовать наряду с основной литературой дополнительную: периодические издания, философские словари, хрестоматийный материал.

Философская подготовка — важная составная часть общеобразовательной подготовки молодого специалиста, определяющая его гуманитарную культуру.

Предметом курса "Основы философии" являются основные виды мировой философской мысли, взаимоотношения человека с окружающим его миром, основные проблемы человеческого бытия.

Студент, завершивший изучение курса "Основы философии", должен

иметь представление:

— о философских, научных и религиозных картинах лафа, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

— о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

— о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;

— об условиях формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

знать:

— нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;

уметь:

— самостоятельно анализировать и разрешать познавательные и практические проблемы, осознанно ставить жизненные цели, выбирать и обосновывать жизненные ценности, управлять своей деятельностью и отношениями с людьми.

В процессе самостоятельной работы над курсом студенту рекомендуется последовательно изучить разделы и темы программы, ответить на вопросы для самоконтроля, выполнить контрольную работу в соответствии с методическими указаниями.

После завершения обучения по курсу "Основы философии" студенты сдают зачет.

Учебным планом предусмотрено выполнение по изучаемой дисциплине одной домашней контрольной работы, которая является основанием для предварительной оценки знаний студента и средством контроля за его учебной текущей работой.

Видом итогового контроля по дисциплине является зачет.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем Макс. учеб. нагрузка в часах Кол-во аудит, часов при очной форме обучения Самост. работа студента
1. Философия, ее место и роль в жизни человека и общества      
2. Исторические типы и формы философии. Выдающиеся философы мира      
3. Человек во Вселенной. Образ природы в обыденном сознании человека, религии, науке философии 6-4   2-4    
4. Философское осмысление бытия. Основной вопрос философии      
5. Сознание — высшая ступень развития жизни      
6. Теория познания. Единство теории и практики. Диалектический путь: познания      
7. Человек — главная философская проблема (антросоциогенез)      
8. Основные категории человеческого бытия      
9. Человек — общество, цивилизация, истоки и современность      
10. Русская идея в философии, истоки и современность     -
11. Материя и ее основные свойства 3-6 2-4 1-2
2. Диалектика — учение о развитии и всеобщей связи 6-9 4-6 2-3
13. Философия экономики, науки и техники. Человек в современном научно— техническом информационном мире.      
Итого: 72-80 48-54 24-26

 


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема 1 Философия, ее место и роль в жизни человека и общества

Что такое философия? Первичные формы отражения окружающего мира и места в нем человека, передачи знаний и исторической памяти.

Мифы и мифология. Религиозное мировоззрение как специфическая форма общественного сознания, единство мировоззрения, чувств и культа. Теология. Главное содержание и сущность взглядов мировых религий на мир, человека, природу. Христианство, буддизм, ислам.

Философское мировоззрение. Сущность, цели философских знаний, что побуждало философов к творчеству.

Космоцентризм. Теоцентризм. Антропоцентризм как наиболее распространенные и употребляемые человеком мировоззренческие системы.

Язык и категории философии.

Идеализм, материализм и дуализм как основные направления развития философской мысли. Партийность философии.

Литература: 1, стр. 4... 101; 2, 3...14, 20...23; 3, 4...17; 4, 7...28; 7, 6...36

Методические указания

Следует уяснить сущность понятия "мировоззрения", какие мировоззренческие формы предшествовали философии. Отвечая на вопрос "Зачем нужна философия?", следует рассмотреть функции, которые способна выполнять философия по отношению к человеку. В чем суть спора мировоззрений материализма и идеализма.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое мировоззрение? Какие исторические типы мировоззрения Вам известны?

2. Что такое миф? Какие проблемы изучает мифология?

3. Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

4. Что такое философское мировоззрение?

5. В чем, на ваш взгляд, ценность философии для человека, для общества?

6. Какова структура философского знания?

7. Может ли философия изменить мир? Каким образом?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: