Бытие—определение, сущность подхода к вопросу.
Философия космоцентризма о бытие. Наличие миров - предистория религии. Физика, метафизика, онтология — как системы взглядов на бытие.
Философия теоцентризма о бытие. Номинализм. Сферы человеческого и божественного в теологии.
Философия антропоцентризма о бытие. Онтологический нигилизм нового времени. Суть и основное содержание взглядов на бытие.
Взгляды материализма на бытие (XIX в.). Материализм о единстве и целостности материального мира и принципах его построения, назначении, преобразовании.
Философия иррационализма (неразумность). Серен Кьеркегор. Фридрих Ницше. Сущность взглядов философии иррационализма.
Философия Постмодерна, новая идея бытия. Становление и его суть. Основные содержания, взглядов Гераклита и его последователей.
Основной вопрос философии.
Литература: 1, 328...340; 2, 3, 63…68; 7, 125....161
Методические указания
Категория бытия является исходной категорией в философском осмыслении мира. С какими понятиями сходно понятие "бытие"? Как осмысливалось бытие в истории философии? Особого внимания требует вопрос о том, как два способа бытия - материальный, природный мир и мир человеческого сознания — реально связаны между собой. Этот вопрос является основным вопросом философии.
Вопросы для самоконтроля
1. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?
2. Объясните смысл и познавательное значение понятия бытия.
3. Какие два альтернативных подхода к осмыслению бытия имели место в истории философии?
4. Назовите и раскройте важнейшие проявления бытия.
5. В чем суть основного вопроса философии?
Тема 5 Сознание - высшая ступень развития жизни
Сознание в обыденном и философском понимании. Что такое сознание.
Сознание в космоцентрической системе античности, направленность на объект, отражение на дощечке разума.
Сознание в Христианстве, открытие внутреннего духовного мира чувств — эмоций. Самосознание.
Проблемы сознания в философии нового времени Декарт. Сознание и познание. Все существует в мысли. Наполнение внутреннего мира человека новым содержанием. Кант о сознании.
Диалектике-материалистическая концепция сознания. Анализ сознания через предметно — практическую деятельность человека. Влияние всеобщего компонента сознания на индивидуальное. Общественное сознание, Вторичность сознания. Критика Маркса, его оценок сознания.
Бессознательное. Маркс и Фрейд. Оценка бессознательного как детерминанты социальной несвободы. Фрейд—система психоанализа, формы влияния психических сил, источник активизации и притупления инстинктов как основы бессознательного. "Я"— "ОНО" —"сверх Я" основы взаимодействия и последствия для человека и общества.
Литература: 1, 156..171; 2, 154...171; 3, 105...121; 4, 26..46, 508...525; 7, 162...212
Методические указания
Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных, так как сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Каждая эпоха имеет свои представления о том, что такое сознание. Назовите, какие. Расскажите о марксовой концепции сознания. Поясните, какие тенденции в понимании сознания появились в конце XX столетия. Как вы их оцениваете? В чем суть проблемы бессознательного? Каковы основные положения учения Фрейда?
Вопросы для самоконтроля
1. В чем трудности решения проблемы, сознания?
2. Сравните античное, средневековое и новоевропейское понимание сознания. Какое Вам ближе и почему?
3. Как объясняет феномен сознания:
а) материалистическая философия?
б) религиозная философия?
4. Каковы структурные элементы сознания?
5. Что есть мысль с точки зрения философии?
6. Как рассматривает З.Фрейд взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием?
7. Что такое общественное сознание?
Тема 6 Теория познания. Единство теории и практики.
Диалектический путь познания
Что изучает гносеология, субъект и объект познания.
Познаваем ли мир?
Взаимосвязь теории и практики. Гегель в оценке практики и теории. Основа и цель познания, путь познания. Виды практики, формы практики. Гегель, Кант, Ломоносов, Маркс.
Закон познания Маркса. Функции практики, источник, основа, цель, критерий истины. Формы обобщения и передачи опыта и знаний человека.
Истина и заблуждение, путь к истине. Вера и знание, стремление ко всенаучному знанию, оккультизму.
Состав и структура знаний. Чувственные и логические формы познания. Мышление и его уровни: рассудок, разум, интуиция.
Литература: 1, 102...156, 187...248; 2, 171...187; 3, 123...139; 4, 47...67; 7, 419…465
Методические указания
Раздел философии, в компетенции которого вторая сторона основного
вопроса "Познаваем ли мир?" называется теорией познания или
гносеологией. Следует раскрыть сущность познания как поиска знания
человеком, дающим ему возможность сознатёльно и свободно
ориентироваться в мире. Что такое знание? познание? Следует уяснить,
что цель познания - достижение истины. Что есть истина? Дайте
характеристику основных свойств истины, поясните, почему критерием
истины является практика. Каковы формы и функции практики в процессе
познания?
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое знание и познание?
2. Каковы основные этапы разработки проблемы познания в истории философии?
3. Что изучает гносеология?
4. Что такое истина? В чем заключаются её свойства и критерий?
5. В чем состоит сущность заблуждения, и каковы её основные формы?
6. Какова структура знания и его диалектика?
7. Как соотносятся познание и практика?