ТЕМА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ




БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

1. Этика как наука о морали.

2. Средства и уровни этического анализа.

3. Утилитарная и деонтологическая этика.

4. Этика персонализма и этика прагматизма.

5. Религиозные этические модели христианства (православия, католицизма, протестантизма), иудаизма, ислама, буддизма и проблемы биоэтики.

ЦЕЛЬ: систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков студента.

Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-8, ПК-4.

ЗАДАНИЯ.

Задание 1. Объясните следующие термины:

Мораль – __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

 

Этические правила – это ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Этические принципы – это ____________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Профессиональная этика – это_________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Нравственный идеал – это ____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

 

Задание 2. Сравните мораль и право как механизмы регулирования отношений людей и их поведения. Выявите основные различия и отразите их в таблице.

  Право Мораль
Способ формирования требований и норм      
Способ исполнения требований      
Способ контроля за исполнением норм      
Санкции за нарушение норм      

 

Задание 3. Объясните, в чём состоит суть основных социальных функций морали.

Регулятивная функция – ______________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

Оценочная функция – ________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Воспитательная функция – ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Познавательная функция – _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ценностно-ориентационная функция – ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Сформулируйте основные идеи теории добродетели Аристотеля.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. В чемсуть утилитаристских концепций?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Сформулируйте основные идеи деонтологических концепций._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. В чём сутьтеории моральных обязательств У.Д.Росса? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8 Применив средства этического анализа, обоснуйте сортировку раненых (легкораненые, тяжелораненые и безнадежные) во время ведения боевых действий. Какая этическая теория используется в этом случае и почему? ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Поясните разницу между утилитаризмом правил и утилитаризмом действий. Составьте ситуационную задачу, в которой медицинский работник действует согласно одной из этих теорий.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10. Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).

1 В ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ ДОЛГ ПОНИМАЕТСЯ КАК ПРЕДПИСАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ В СИЛУ:

A. наличия внешнего контроля за действиями личности

B. понимания профессиональных обязанностей

C. требования совести и морального идеала

D. идеологического понимания общественного прогресса

 

2 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ БИОЭТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ:

A. осознанный выбор моральных принципов и правил поведения

B. безусловное подчинение личных интересов корпоративным

C. приоритет интересов медицины над интересами больного

D. забота о высоком престиже врачебной профессии

 

3 МОРАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПРАВОВОГО ОТЛИЧАЕТ:

A. социальное одобрение;

B. свобода выбора действия;

C. произвольность мотива деятельности;

D. наличие научной заинтересованности

 

4 УТИЛИТАРИЗМ – ЭТО ТЕОРИЯ, КОТОРАЯ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО МОРАЛЬНО ТО, ЧТО:

A. максимизирует благо медперсонала;

B. способствует развитию науки;

C. максимизирует благо максимального количества людей;

D. максимизирует благо субъекта действия.

 

5 «СУЩЕЕ» МОРАЛИ - ЭТО

A. идеальная сторона морали

B. воплощение моральных положений в практике

C. ее историческое лицо

D. философская сущность

 

6 МОРАЛЬ – ЭТО

A. совокупность принципов и способов человеческих взаимоотношений

B. выделенные культурой по критерию "добро-зло" отношения и нравы людей

C. совокупность научных фактов

D. философское учение

 

7 ДОЛЖНОЕ» МОРАЛИ – ЭТО

A. идеальная сторона морали

B. ее практическое воплощение в жизнь

C. ее историческое лицо

D. философская сущность

 

8 АВТОРОМ ПОНЯТИЯ «КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ» ЯВЛЯЕТСЯ:

A. Гераклит;

B. Августин Блаженный;

C. И. Кант.

D. И.Бентам

 

9 НАИБОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ СРЕДСТВА ЭТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

A. этические принципы

B. этические теории

C. этические нормы

D. этические правила

 

10 ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЭТИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

A. этическая теория

B. этическое правило

C. этическая норма

D. инструкции и предписания

 

ТЕМЫДОКЛАДОВ

1. Этика как «практическая философия».

2. Мораль, право, обычай как механизмы регулирования социальных отношений: сходства и различия.

3. Концепции происхождения морали в этике: социологизаторская, антропологическая, религиозная.

4. Специфика моральной оценки поступка.

5. Связь морали и религии в истории общества.

6. Утилитаристские концепции блага.

7. Деонтологическая этика как теоретическое основание биоэтики.

8. Натуралистическая концепция этики П.А.Кропоткина.

9. Теория моральных обязательств У.Д.Росса.

10. Теория справедливости Дж.Ролза.

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

1. Мораль как феномен культуры. Духовность и мораль.

2. Проблема обоснования морали.

3. Концепции происхождения морали.

4. Этический абсолютизм и этический релятивизм. Проблема общечеловеческих моральных ценностей.

5. Разнообразие этических учений и их типология.

6. Проблемы медицинской этики в рамках христианства.

7. Ислам и вопросы медицинской этики.

8. Решение проблем медицинской этики в контексте буддизма.

9. Основные модели взаимоотношений «врач-пациент» в современной биоэтике.

10. Этика «благоговения перед жизнью» А.Швейцера.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 Галковская О. А., Маркова Т.И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им.И. И. Мечникова, 2014. – 152 с.

2 Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.

3 Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов / Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Балалыкин Д.А., Кисилев А.С. История и современные вопросы развития биоэтики. – М.: Изд-во МГМУ им.И.М.Сеченова, 2012. – 144 с.

2. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты: учеб.-метод. пособие/ Я. С. Яскевич, Б. Г. Юдин, С. Д. Денисов [и др.]; под ред. Я. С. Яскевич. – Минск: БГЭУ, 2007. – 225 с.

3. Дёрнер К. Хороший врач: Учебник основной позиции врача. – М.: Алетейя, 2006. – 152 с.

4. Колланже Ж.-Ф. Биоэтика и протестантизм // Медицина и права человека. М., 1992. – С.18-29.

5. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. – М.: ММСИ, 1995. – 239 с.

6. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. – М., 1956.

7. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: издательство «Грантъ», 2001. – 193 с.

Сдал:

Проверил:

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: