ТЕМА 4. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БИОЭТИКИ




1. Принципы «не навреди» (primum non nocere) и «делай добро» как основные моральные регуляты традиционной медицинской этики.

2. Принцип уважения автономии пациента.

3. Принцип справедливости.

4. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие для реализации автономии личности.

5. Правило правдивости и право врача на получение правдивой информации. Правило конфиденциальности.

6. Типы и форма взаимодействия врача и пациента.

ЦЕЛЬ: практическая проработкапройденного материала в форме учебных теоретических кейсов для закрепления профессиональных этических навыков у студента.

Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-2, ОК-8, ПК-1, ПК-4.

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Объясните следующие термины:

Принцип – _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Добро – ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автономия – _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Справедливость – _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Правило – ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ложь – ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Конфиденциальность – _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 2. Провести мысленный эксперимент «Головоломка с токсином» (Автор:Грегори Кафка, статья "The Toxin Puzzle", 1983) и прокомментировать собственный выбор.

Описание мысленного эксперимента: эксцентричный миллиардер ставит перед вами пузырёк с токсином, который, если вы его выпьете, приведёт к тому, что вы будет мучительно страдать на протяжении дня, однако, он не угрожает вам смертью или же какими-то длительными осложнениями. По условию миллиардера, если вы сегодня в полночь выразите намерение выпить яд завтра днём, то уже завтра утром вы получите миллион долларов. Вам сообщается, что, по сути, вам не нужно принимать яд для того, чтобы получить деньги – они будут на вашем счету до того, как наступит время воплотить в жизнь ваше намерение выпить токсин. Вы совершенно вольны изменить своё решение после получения денег и не пить токсин.

Вопрос: Намереваетесь ли вы пить токсин в случае согласия на предложенные условия? Обоснуйте ваше решение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Осуществить мысленный эксперимент «Занавес неведения». (Автор Джон Ролз, книга «A Theory of Justice», 1971)

Описание мысленного эксперимента: Вообразите себя в группе людей, которая должна определить принципы социальной жизни, в соответствии с которыми вы будут жить. Благодаря действию «занавеса неведения», каждый из вас не знает своё место в обществе, своё классовое положение и социальный статус. Никто из вас не знает своей удачи в распределении естественных дарований и способностей, уровня своих умственных способностей, частностей своего рационального плана жизни и даже специфических особенностей собственной психологии, таких как склонность к риску или предрасположенность к пессимизму или оптимизму. Таким образом, в силу действия «занавеса неведения» никто из группы не в состоянии переделать принципы социальной жизни для получения преимуществ в свою личную пользу.

Вопрос: Какую концепцию социальной справедливости выберут люди, позиция которых не детерминирована своекорыстными интересами? Прокомментируйте ваше решение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Объясните своими словами.

Принцип «Не навреди» ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип «Делай благо» ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип уважения автономии личности _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип справедливости ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило информированного согласия ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило правдивости __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило конфиденциальности __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Ребенок 4 лет нуждается в срочном оперативном вмешательстве, в ходе которого возможно переливание крови. Родители ребенка согласия на вмешательство не дают, ссылаясь на религиозные убеждения. Объясните, как должны поступить врачи в этом случае? Какими принципами можно обосновать необходимые действия врачей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Несколько пациентов нуждаются в дорогостоящем, квотированном лечении. Среди этих пациентов есть люди, чье состояние здоровья диктует необходимость срочного лечения, люди, которые вели асоциальный образ жизни, не следили за своим здоровьем, люди, чья работа чрезвычайно важна для общества. Определите, какой принцип биоэтики привлекается при решении этой проблемы? Подберите подходы для реализации справедливости в данной ситуации?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Назовите основные виды заболеваний, характерные для модели технического типа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 8. Заполните таблицу, подобрав наиболее общие достоинства и недостатки модели технического типа

 

Достоинства Недостатки
   
   
   
   
   

 

Задание 9. Назовите основные виды заболеваний, характерные для модели сакрального типа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Заполните таблицу, подобрав наиболее общие достоинства и недостатки модели сакрального типа

Достоинства Недостатки
     
     
     
     
     

Задание 11. Назовите основные виды заболеваний, характерные для модели коллегиального типа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 12. Заполните таблицу, подобрав наиболее общие достоинства и недостатки модели коллегиального типа

Достоинства Недостатки
     
     
     
     
     

Задание 13. Назовите основные виды заболеваний, характерные для модели контрактного типа

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 14. Заполните таблицу, подобрав наиболее общие достоинства и недостатки модели контрактного типа

Достоинства Недостатки
     
     
     
     
     

 

Задание 15. Ответьте на вопросы:

1. Носят ли биоэтические принципы обязательный характер? ___________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Можно ли создать иерархию биоэтических принципов?_______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Должен ли врач согласиться с требованием больного прекратить лечение, если сам врач предполагает благоприятный исход только если лечение будет продолжено? ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Информированное согласие у пациента надо брать всегда или только когда вероятно привнесение вреда от действий врача? ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 16. Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).

1. ПРАВО АВТОНОМИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ОГРАНИЧИВАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ДВУХ СЛУЧАЯХ:

A. он обременяет членов семьи;

B. неизлечим;

C. представляет угрозу для окружающих;

D. представляет угрозу для себя.

 

2. МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ, В КОТОРОЙ ВРАЧ ВЫСТУПАЕТ КАК «ДРУГ» БОЛЬНОГО, А ДОВЕРИЕ ИГРАЕТ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ НАЗЫВАЕТСЯ:

A. модель контрактного типа;

B. модель сакрального типа;

C. модель технического типа;

D. модель коллегиального типа.

 

3. МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ, В КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ ОТКАЗ ОТ МОРАЛИ СО СТОРОНЫПАЦИЕНТА, ПРАВО ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕКЛАДЫВАЕТСЯ НА ВРАЧА, НАЗЫВАЕТСЯ МОДЕЛЬЮ:

A. технического типа;

B. коллегиального типа;

C. сакрального типа;

D. контрактного типа.

 

4. МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ ВРАЧ – ПАЦИЕНТ, В КОТОРОЙ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ПОДЛИННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ МОРАЛЬНОГО АВТОРИТЕТА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

A. коллегиального типа;

B. сакрального типа;

C. технического типа;

D. контрактного типа.

 

5. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПОДРАЗУМЕВАЕТ:

A. сохранение информации в тайне с целью защиты интересов пациента;

B. защиту информации от близких родственников;

C. защиту информации от всех видов профессиональных групп, включая прокуратуру и органы следствия;

D. предотвращение паники у окружающих больного.

 

6. ПРОТИВОРЕЧИТ ПРАВИЛУ ПРАВДИВОСТИ:

A. пациент сообщает правдивую информацию врачу;

B. врач информирует администрацию по месту работы пациента;

C. врач сообщает правдивую информацию пациенту;

D. врач сообщает информацию об агрессивном пациенте в полицию.

 

7. К ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТНОСИТСЯ СЛЕДУЮЩИЙ ВИД СПРАВЕДЛИВОСТИ:

A. справедливость – это равенство;

B. справедливость – это воздаяние «лучшим» – т «лучшего»;

C. справедливость – это ситуационная польза, действие, результат;

D. справедливость – преимущественно принцип распределения материальных ресурсов и средств.

8. ПРАВИЛО ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО

A. в вопросах обследования и лечения превалируют права больного;

B. права больного не учитываются;

C. врач остается главной фигурой в обследовании и лечении;

D. больному не обязательно знать схему лечения.

 

9. СОБЛЮДЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ– ЭТО

A. инициатива врача;

B. рекомендация Совета Европы;

C. традиционный ритуал;

D. требование статей закона РФ.

 

10. СВЕДЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И ЖИЗНИ БОЛЬНОГО

A. могут быть разглашены на публичном ток-шоу;

B. могут быть разглашены в медицинском сообществе;

C. не могут быть разглашены, так как это нарушает автономию пациента;

D. могут быть предоставлены родственникам и близким больного.

ТЕМЫДОКЛАДОВ

1. Современные теории справедливости в контексте биоэтики.

2. Проблема конфликта принципов биоэтики и пути их разрешений.

3. Проблема плацебо и правило правдивости.

4. Проблема приоритета интересов субъектов, задействованных в биомедицинском эксперименте (индивида, научного сообщества, общества).

5. Моральный смысл правила правдивости и проблема «святой лжи».

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

1. Категория блага в различных моделях медицинской этики.

2. Проблема информированного согласия в биомедицинском исследовании.

3. Пути и формы реализации справедливости в здравоохранении и медицине.

4. Представления о справедливости в медицине и механизм ее осуществления в современном российском здравоохранении.

5. Милосердие и справедливость: нравственно-медицинские аспекты проблемы.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов / Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.

2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.

3. Галковская О. А., Маркова Т. И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014 – 152 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белкина Е. А. Сущность и основные принципы биоэтики как прикладной науки // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2011. №8. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osnovnye-printsipy-bioetiki-kak-prikladnoy-nauki

2. Летов О.В. Биоэтика и современная медицина / РАН ИНИОН. Центр гуманитарных науч.-информ. Исслед. Отдел философии. – М., 2009. – 254 с.

3. McGee, G. Bioethics for beginners: 60 Cases and Cautions from the Moral Frotier of Healthcare, Wiley-Blackwell, Oxford, 2012. – 174 p. Режим доступа: https://onlinelibrary.wiley.com/book/10.1002/9781118254684

4. Wong, S. T., Lavoie, J. G., Browne, A. J., MacLeod, M. L. P., Chongo, M., Patient confidentiality within the context of group medical visits: is there cause for concern? Health Expectations. doi:10.1111/hex.12156, 2013. Режим доступа:

https://onlinelibrary.wiley.com/enhanced/doi/10.1111/hex.12156/

5. https://www.medicinform.net

6. https://ncbcenter.org

7. www.pravoslavie.ru

8. https://postnauka.ru

9. https://www.thehastingscenter.org

 

Сдал:

Проверил:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: