ТЕМА 5. МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА




1. Краткая история проблемы искусственного аборта.

2. Человеческий характер эмбриона. Его онтологическая и этическая ценность.

3. Принципы «не навреди», «делай благо» и правило информированного согласия при проведении искусственного аборта.

4. Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации. Этическая проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа.

5. Моральные проблемы сексологии и сексопатологии. Этика ответственного деторождения.

6. Этическая экспертиза современных репродуктивных технологий (искусственное осеменение, оплодотворение in vitro, суррогатное материнство).

ЦЕЛЬ: систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков студента.

Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-8, ПК-4.

ЗАДАНИЯ.

Задание 1. Объясните следующие термины:

Искусственный аборт – ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эмбрион человека – _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Плод – ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Репродуктивное здоровье – _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Репродуктивный выбор – ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Онтологический статус эмбриона – ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Демографическая политика – _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контрацепция – _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Стерилизация – _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Экстракорпоральное оплодотворение – _____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Заполните таблицу, подобрав наиболее общие аргументы «за» и «против» аборта. Ниже выразите собственное мнение по данной проблеме.

За аборт Против аборта
   
   
   
   
   
   
   
   

 

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 3. Прокомментируйте известное высказывание Тертуллиана: «Уже является человеком тот, кто им станет».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Назовите причины возникновения «спидофобии» в обществе. В чем состоит роль врача в её преодолении?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Пациент А. женат, он имеет двух детей-школьников. Он лечится в вашей клинике от редкой формы пневмонии, которая часто связана со СПИДом. Результаты анализа крови показывают однозначно, что он ВИЧ-позитивен. А. говорит, что хочет самостоятельно принять решение о том, сообщать ли вообще и когда сообщать жене об инфекции. Вы убеждаете его, что такая информация может спасти жизнь его жене и убережет ее от инфекции. Помимо этого, ей важно самой пройти тест на ВИЧ. В случае позитивного результата у нее будет возможность принимать препараты, замедляющие развитие болезни и, следовательно, продлевающие ее жизнь. Шесть недель спустя, А. приходит в клинику для проверочного исследования. Отвечая на ваш вопрос, он говорит, что еще не сообщил жене о болезни. Он не хочет, чтобы она знала о его гомосексуальных контактах, так как боится, что это разрушит их семью. Но, чтобы ее обезопасить, он занимается с ней только «безопасным сексом».

Как лечащий врач вы должны решить: нужно ли информировать супругу пациента о ВИЧ-статусе ее мужа и о том, что ей, в случае необходимости, также следует начать лечение. Аргументируйте свою позицию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Девушке15 лет. Она обращается к врачу-гинекологу и просит выписать рецепт принимаемого внутрь контрацептива для предотвращения возможной беременности в случае, если она станет жертвой преступления на сексуальной почве. Беременность расстроит ее планы на будущее образование; кроме того, в будущем затруднит создание семьи. Пациентка утверждает, что не хочет ставить своих родителей в известность о применении контрацептивов, так как они будут против этого. Врач сомневается в истинной мотивации девушки, но одобряет ее решимость избежать нежелательной беременности. Он советует ей прийти в клинику с родителями для обсуждения данного вопроса. Через три дня девушка приходит вновь и сообщает, что пыталась поговорить с родителями, однако они отказались обсуждать данный вопрос.

Как следует поступить врачу? Аргументируйте свою позицию, используя правила и принципы биоэтики.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Незамужняя молодая женщина обращается к врачу с просьбой о перевязывании маточных труб. Женщина ведет активную половую жизнь, но опасается наступления беременности. Определите этическую проблему. Поясните отношение к стерилизации в христианстве, исламе, иудаизме.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Искусственный аборт и искусственное оплодотворение тесно связаны между собой. Поясните эту взаимосвязь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. В Российской Федерации донорами спермы могут быть как холостые мужчины, так и женатые. Позиция жены донора не принимается во внимание. Считаете ли Вы такое положение этичным? Аргументируйте свою позицию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10. Один из сложнейших моральных вопросов, возникающих при донорстве яйцеклетки, связан с тем, кто именно должен считаться матерью родившегося ребёнка. Рассмотрите три возможных ответа на этот вопрос и укажите наиболее приемлемый для Вас. Аргументируйте свое мнение. Как этот вопрос решается в российском законодательстве («Семейный кодекс РФ»)?

Ответ 1: Матерью всегда является женщина, которая родила ребенка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ответ 2: Родительница признается матерью, лишь в том случае, если использованная яйцеклетка принадлежит ей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ответ 3: Женщина-донор яйцеклетки признается матерью вместе с женщиной, которая родила ребенка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Семейный кодекс РФ: Матерью ребенка считается______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Назовите основные моральные проблемы, связанные с применением технологии экстракорпорального оплодотворения in vitro

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 12. Заполните таблицу, подобрав наиболее общие аргументы «за» и «против» применения технологии суррогатного материнства. Ниже выразите собственное мнение по данной проблеме.

За Против
     
     
     
     
     
     
     

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 13. Проанализируйте применение современных репродуктивных технологий с точки зрения принципов и правил биоэтики.

Принцип «Не навреди» ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип «Делай благо» ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип уважения автономии личности _________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип справедливости ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило информированного согласия ____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Правило правдивости __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило конфиденциальности __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Выполните тестовые задания (выберите правильный ответ).

1. УСЛОВИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРАЗУМЕВАЮТ:

A. возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь;

B. возможность воспроизводить себя;

C. свободу воли при принятии осознанного решения на основании информированности и доступности к репродуктивным технологиям;

D. право на смену пола

 

2. ЭТИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМЫМИ ПРИНЦИПАМИ ПРЕНАТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ:

A. уважение права на выбор того или иного метода диагностики;

B. стремление к конструированию исключительных генетических характеристик будущего ребенка;

C. безопасность диагностических методов для матери и плода;

D. доступность и достоверность информации по всем вопросам пренатальной диагностики.

 

3. В ОСНОВЕ СПИДОФОБИИ ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ:

A. недоступность специализированной помощи;

B. отсутствие или недостаток информации;

C. убежденность в неблагоприятном исходе заболевания;

D. преобладание в обществе крайне негативного отношения к ВИЧ-инфицированным и больным СПИД.

 

4. ОСОБЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ СВЯЗАНЫС ПРОБЛЕМОЙ:

A. низкой результативности метода;

B. «лишних» эмбрионов;

C. риска для здоровья;

D. распространения бесплодия на следующие поколения

 

5. ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ АБОРТА БАЗИРУЕТСЯ:

A. на праве семьи планировать количество детей;

B. на праве женщины распоряжаться собственным телом;

C. на праве на комфортную жизнь;

D. на принципе отрицания личностного статуса эмбриона

 

6. КОНСЕРВАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА:

A. считает допустимым аборт по просьбе;

B. оправдывает аборт в случаях изнасилования;

C. допускает возможность проведения аборта по социальным показаниям;

D. считает аборт недопустимым во всех перечисленных случаях.

 

7. СОВРЕМЕННАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ БИОЭТИКА СЧИТАЕТ ДОПУСТИМЫМИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВСЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КРОМЕ:

A. суррогатного материнства;

B. искусственное оплодотворение;

C. клонирования человека;

D. экстракорпорального оплодотворения

 

8............................................................ – ДОБРОВОЛЬНОЕ ВЫНАШИВАНИЕ (КАК ПРАВИЛО, ЗА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ) ЖЕНЩИНАМИ ПЛОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПОСЛЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ДОНОРСКИХ ЯЙЦЕКЛЕТОК ДОНОРСКИМИ РЕЦИПИЕНТАМИ (ВСТАВЬТЕ 2 СЛОВА)

 

9. КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ЯВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ

A. фундаментально изменить представления людей о ценностях жизни

B. обеспечить бессмертие для человека

C. привести к созданию людей с опасными для общества качествами

D. оказать благоприятное воздействие на институт общественной морали

 

10. ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ У РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ПЛОДА СУДЬБУ ЭТОГО ПЛОДА (ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ ИЛИ АБОРТ) В ПРАВЕ РЕШАТЬ:

A. только врачи-профессионалы

B. только родители

C. совместно врачи и родители

D. государственные органы здравоохранения

ТЕМЫДОКЛАДОВ

1. Искусственный аборт: либеральная, умеренная и консервативная позиции.

2. Биоэтика, сексуальность и ответственное деторождение.

3. Религиозный контекст вмешательства в репродукцию человека.

4. Использование эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) в медицинской практике: проблемы и перспективы.

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

1. Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации.

2. Искусственный аборт: мотив, причина, поступок, последствия – морально-этическая экспертиза.

3. Искусственный аборт – в свете принципов и правил биомедицинской этики.

4. Мораль и право в оценке гомосексуализма и транссексуализма.

5. Индивид и общество: этические аспекты ВИЧ-инфекции и СПИД.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов /Ю.М. Хрусталев - М. «Академия», 2010 – 221 с.

2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сбережения и сохранения здоровья. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.

3. Галковская О. А., Маркова Т. И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014 – 152 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Балахонов А. В. Преодоление бесплодия. –СПб. 1999. С. 193-246.

2. Бахтиарова В. О. «Искусственные» дети // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. 1998, С.130-135.

3. Беляева Е. В. Моральный универсализм в эпоху глобализации // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. – Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. С. 407-408.

4. Бродский А. И. Пробабилизм и современная этика // Там же. – С. 412.

5. Декларация Осло о медицинских абортах // Сборник официальных документов Ассоциации врачей России: Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы / Под ред. В.Н. Уранова. – М., ПАИМС, 1995. – С. 23.

6. Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов // Там же. – С. 37.

7. Заявление о планировании семьи // Там же. – С. 23.

8. Заявление о праве женщины на использование контрацепции // Там же. – С. 81.

9. Иванников И. А. Право на жизнь и проблемы его реализации в России начала XXI столетия // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Россия, Москва, 13-15 апреля 2005 г. / Под ред. член.-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. – М.: НАМП, 2005. – С. 30-32.

10. Исланова Н. Н. Человеческая телесность в биоэтике: морально-этические аспекты // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. – Т. 2. – М.: Современные тетради, 2005. С. 679-680.

11. Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины. М. 2002. С. 67 – 74.

12. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 12: Биоэтическое обеспечение инновационного развития биомедицинских технологий: сб. науч. статей /под ред. П. Д. Тищенко – М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та, 2011. С. 10-21.

13. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: Учебник / Пер. с итал.: В. Зелинский и Н. Костомарова. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. – 413 с.

14. Силуянова И. В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебн. пособие / И.В. Силуянова. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 224 с.

15. Чернега К. А. Некоторые правовые аспекты искусственного прерывания беременности (аборта) // Гражданин и право. – 2002. № 9/10. С. 78-86.

 

Сдал:

Проверил:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: