Материальное обеспечение продукта




 

Организационно-методическое обеспечение проекта

Срок реализации проекта: один месяц.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Этапы работы с детьми.

Подготовительный

Цели.

1.Определить уровнь развития речи у детей.

2.Подборать методическую и психолого - педагогическую литературу.

3.Проведение консультации для родителей на тему «Роль загадок в развитии речи у детей».

· Составление перспективного плана мероприятий по формированию умение сочинять загадки, разнообразные по тематике и структуре.

Для определения уровня развития речи у детей была проведена диагностика

В диагностику вошло обследование таких. (Результаты диагностики описаны в Приложении 1)

По результатам диагностики видно, что высокого уровня развития нет ни у одного ребенка. Средний уровень развития у 4 детей. В основном преобладает низкий уровень развития. Поэтому мы решили усилить работу по развитию у детей. Так как игра является ведущей деятельностью в этом возрасте, я решила использовать загадки, как средство реализации проекта.

Требования к отбору загадок.

1. Содержание загадки должно соответствовать возрастным особенностям детей и их форм мышления.

2. Загадывание должно предшествовать ознакомлению детей с предметами и явлениями.

3. Учет общего эмоционального состояния детей группы.

4. Для моделирования загадки игры нужно учитывать, выявление свойств объекта, далее сравниваем с такими же у другого предмета.

5. Постепенное усложнение загадок. К знакомым загадкам, повторяемым часто и без изменений, дети быстро теряют интерес.

Поэтому воспитательно - образовательное значение загадок значительно усиливается, если при повторении постепенно их усложнять и несколько видоизменять.

Поэтому, при разработке «Функционального пособия», я учитывала эти требования.

Для дальнейшей работы с детьми я составила перспективный план работы, в который включены загадки в режимные процессы.

В план вошли следующие конспекты: «Загадки», «Покормите птиц зимой», «Составление рассказов о профессиях», «Волшебная корзинка осени». Основной этап

Цели.

1. Что такое загадка?

2. Историю происхождения загадки.

3. Разработка различных вариантов моделирования загадок.

4. Организация непосредственного моделирования загадок.

5. Реализация индивидуального подхода к каждому ребенку.

6. Правила отгадывания загадок.

7. Составить алгоритм сочинения загадки.

8. Сочинить загадки, разнообразные по тематике и структуре.

На этапе реализации проекта загадки вводились ежедневно. В соответствии с современными программными требованиями загадки вошли в структуру образовательной деятельности детей. Проведение предусмотрено в режиме дня, в разные отрезки времени: до завтрака, во время прогулки, во второй половине дня.

Усложнение и видоизменение загадок достигалось следующим образом;

- Составить алгоритм сочинения загадки.

- Сочинить загадки, разнообразные по тематике и структуре.

На этапе реализации проекта важно правильно осуществлять педагогическое руководство. В своей работе я использовала разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, словесный рассказ, пояснения, указания, игровые образы.

Ответственным моментом в процессе загадывания и отгадывания загадок является объяснение содержания и правил. Поэтому я всегда уделяла время, для того, чтобы эмоционально, выразительно рассказать детям алгоритм работы с загадкой. В процессе я следила за выполнением правил, взаимоотношениями детей, их состоянием.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка – это маленькое произведение искусства. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Заключительный этап.

Цели.

1. Повторная диагностика словарного запаса у детей.

2. Подведение итогов проекта.

3. Индивидуальное сочинение загадок.

Загадка как логическая задача, поэтому нужно совершать мыслительные действия: алгоритм для отгадывания загадок.

Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке, т. е. произвести анализ. Затем сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т.е. произвести синтез.

На основе установления связей и объединения признаков сделать вывод, т. е. назвать отгадку.

Надо знать логический механизм отгадывания, владеть соответствующими приемами. Основой отгадывания является понимание вопроса загадки — в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что надо искать? Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как они являются ключом к отгадке. Одни признаки указывают на область поисков — где искать отгадку, другие характеризуют сам предмет загадки — кого, что надо искать, третьи обращают внимание на связи и зависимости данного явления с другими. Вот почему для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово.

Одним из способов постигнуть тайны загадки и научиться их отгадывать является умение их составлять.

Для определения уровня развития речи на заключительном этапе была проведена диагностика. В диагностику также вошло обследование словарного запаса детей.

По результатам диагностики видно, что уровень развития словарного запаса у детей повысился. (Результаты диагностики описаны в Приложении 2)

 

Целью экспериментального изучения являлось исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности ориентировки детей старшего дошкольного возраста на смысловую сторону слов, на примере восприятия и употребления многозначных слов, синонимов, антонимов.

2.Выявить особенности использования словаря образной речи детей в самостоятельных связных высказываниях.

3.Определить уровни овладения речи.

Изучение особенностей речи детей строилось на основе

семантического метода Ушаковой О.С. и Струниной Е.М.(2003) с учетом их

методических рекомендаций.

В методическом аспекте нами были определены используемые в исследовании методы:

- анкетирование родителей;

- беседы с педагогами;

- констатирующий эксперимент;

- количественный и качественный анализ данных.

Изучение развития образной речи детей проводилось на базе ГБОУ СОШ школа №293 им. А.Т.Твардовского д/о №3 СВАО г. Москвы. В нем принимало участие 20 детей шестого года жизни.

Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов. На первом этапе исследования было проведено анкетирование родителей, целью которого было выяснить, используются ли малые формы фольклора в общении с детьми дома, с какой целью и какие. (Приложение 1) В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, а из потешек называли одну "Сорока – белобока…", а также назвали лишь несколько загадок и поговорок.

При беседе с педагогами было выяснено, что они стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки; на занятиях различного цикла – загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей – пальчиковые игры, игры – забавы. Но также считают, что потешки и прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, а в работе со старшими это уже ни к чему. Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Второй этап экспериментального исследования состоял из двух блоков заданий. Задания первого блока были направлены на исследования ориентировки понимания смысла (значения) слова, умение точно использовать лексические средства языка в речи. Второй блок заданий был направлен на исследование образной речи детей в связных высказываниях и выявления знаний и представлений детей шестого года жизни о жанровом разнообразии малых форм фольклора.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых мы составили свою диагностику.

Диагностические задания делились на 2 блока:

I блок – исследование ориентировки понимания смысла (значения) слова, умение точно использовать лексические средства языка в речи.

II блок – исследование особенностей образной речи детей в связных высказываниях.

В исследовании образной речи для каждой группы заданий были разработаны собственные критерии оценки. В практическом плане проведенный констатирующий эксперимент должен позволить определить уровни успешности выполнения заданий и условно разделить всех детей на группы в зависимости от уровня владения ими навыками образной речи.

Достоверность и обоснованность полученных результатов достигались сочетанием качественной интерпретации данных с их количественной обработкой.

I блок - исследование ориентировки понимания смысла (значения) слова, умение точно использовать лексические средства языка в речи.

Задания:

1) «Определение значений слова кисть».

Инструкция: «Расскажи, что называют, словом кисть?»

Цель: Выявить понимание и употребление этого многозначного слова.

Критерии оценки:

3 балла - присваивается детям, которые называют несколько значений этого слова;

2балла - детям, которые называют два значения этого слова;

1 балл - детям, которые называют одно значение этого слова;

0 баллов – детям, которые не могут назвать ни одного значения этого слова.

2) «Закончи предложение».

Инструкция: «Я начну предложение, а ты его должен закончить».

Цель: Выявить сформированность умения точно употреблять все значения многозначных слов.

Детям предлагаются предложения: Ручка нужна, чтобы….; Ручкой можно….;

Критерии оценки:

3 балла – присваивается детям, которые правильно заканчивают разные типы предложений;

2балла - детям, которые заканчивают предложения, используя более 2 значений многозначного слова;

1 балл - детям, которые заканчивают предложения, используя 1 значение многозначного слова;

0 баллов - детям, которые подбирают одно значение многозначного слова, но в этом им помогают наводящие вопросы взрослого.

3) «Составление предложений с многозначными словами».

Инструкция: «Послушай слова игла, молния составь с ними предложения»

Цель: выявить умение детей употреблять многозначные слова в различных значениях.

Критерии оценок:

3балла - детям, которые составляют по 2-3 предложения с каждым из предложенных слов;

2балла - детям, которые составляют по 1-2 предложения с каждым из предложенных слов;

1балл - присваивается детям, которые не составляют предложения, а перечисляют предметы, у которых есть молния, или для чего нужна игла;

0 баллов – детям, которые назвали по одному предмету, у которых есть молния или игла.

4) «Составление предложений со словами синонимического ряда».

Инструкция: «Послушай слова: большой — огромный — громадный; смелый — храбрый — от­важный; тайна — секрет — загадка. Составь с ними предложения».

Цель: Определить ориентируются ли дети на смысловые оттенки слов синонимического ряда

Критерии оценок:

3балла - присваивается детям, которые правильно состав­ляют предложения, демонстрируя понимание смысловых различий слов синонимического ряда;

2балла - детям, которые составляют простые предложения с двумя словами синонимического ряда;

1балл - присваивается детям, которые состав­ляют словосочетания или предложения с одним и тем же словом синонимического ряда;

0 баллов - присваивается детям, которые состав­ляют 1-2 словосочетания с одним и тем же словом синонимического ряда.

5) «Подбор синонимов к словосочетаниям»

Инструкция: «Послушай словосочетаниясвежий хлеб; идет человек; свежая газета; идет весна; свежая рубашка; идет снег, как сказать по-дру­гому?»

Цель: Выявить, какие значения слов уже усвоены детьми. Подбирая синоним, ребенок тем са­мым объясняет разные значения многозначного слова. Это за­дание подводит детей к осознанию того, что у слова может быть не одно, а несколько значений.

Критерии оценок:

3балла - детям, которые делают правильный подбор сино­нимов (свежий хлеб — мягкий; свежая рубашка - чистая);

2балла - детям, которые объясняют смысл словосочетания в целом (свежий хлеб - его только что испекли);

1балл - присваивается детям, которые не подбирают синонимов, а делают замену имени существительного (идет весна — идет гроза);

0 баллов – присваивается детям, которые просто повторяют заданные словосочетания, не понимая задания.

6) «Подбор антонимов»

Инструкция: «Я тебе назову слова, а ты к ним подбери слова противоположные по смыслу».

Цель: Выявить умения подбирать антонимы: к изолированным словам разных частей речи (именам су­ществительным, именам прилагательным, глаголам, наречиям): толстый, вверх, поднимать, светлый, направо, строить, быст­рый, много, спешить, глубокий, быстро, смеяться, длинный, гром­ко, говорить; к словосочетаниям: свежая газета, свежий хлеб, свежий ветер, свежая рубашка.

Критерии оценок:

3 балла - детям, которые дают правильные ответы;

2балла - детям, которые сделали правильный подбор антонимов к изолированным словам, но ошиблись в подборе антонимов к словосочетаниям;

1балл – детям, которые сделали правильный подбор антонимов к изолированным словам, но использовали другую часть речи ( плакать — смех, высоко — низ);

0 баллов – присваивается детям, которые дают ответы с частицей «не» (высоко — невысоко).

II блок – исследование особенностей образной речи детей в связных высказываниях.

1) «Послушай загадку»

Инструкция: «Я тебе сейчас буду загадывать загадки, а ты попробуй отгадать их».

Цель: Выявить умения воспринимать и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки.

Детям предлагаются три загадки: «За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара» (Лиса); «Белой скатертью всё поле покрыто» (Снег); «Желтый клубок за белым скок» (Лиса и заяц).

После каждой загадки ребенку задаются вопросы: Как ты догадался, что это …? С чем сравнивают…? Как можно сказать по другому о…? С чем можно еще сравнить…?

Критерии оценки:

3балла – детям, которые отгадывают все загадки, понимают метафоры, могут выделить сравнения, эпитеты;

2балла – детям, которые отгадывают две из предложенных загадок, понимают метафоры, могут выделить сравнения, эпитеты;

1балл – детям, которые отгадывают одну загадку, не понимают метафоры, не могут выделить сравнения, эпитеты;

0 баллов - детям, которые отгадывают одну загадку при помощи взрослого, не понимают метафоры, не могут выделить сравнения, эпитеты.

2) «Восприятие детьми малых фольклорных форм»

Инструкция: «Я тебе сейчас буду читать разные литературные произведения, а ты мне скажешь, что это стихотворение, загадка, поговорка и т.д.»

Цель: Выявить особенности восприятия детьми малых фольклорных форм, понимания специфических особенностей каждой фольклорной формы, определения темы и основное содержание каждого произведения.

Детям предлагаются литературные произведения разных жанров: пословицу «Трусливой зайке и пенек-волк», скороговорку «Проворонила ворона вороненка», загадку «Летит орлица по синему морю, крылья распластала, солнышко застлала» (Туча), считалку и потешку.

Задаются вопросы: «Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это скороговорка (поговорка, загадка)? О чем говорится в …? С кем сравнивают тучу?»

Критерии оценки:

3балла - детям, которые умеют различать жанры, умеют определять темы и основные содержания произведений, справляются с выделением сравнений, понимают метафоры;

2 балла - детям, которые определяют более двух жанров, умеют определять темы и основные содержания произведений, справляются с выделением сравнений, но испытывают затруднения в понимании метафор;

1 балл - присваивается детям, которые определяют два жанра, не понимают специфические особенности каждого жанра, не умеют определять темы и основные содержания произведений, не могу выделить сравнения, не понимают метафор;

0 баллов - детям, которые определяют один из жанров, не умеют определять темы и основные содержания произведений, не справляются с выделением сравнений, а также испытывают затруднения в понимании метафор.

3) «Составь сказку (рассказ)».

Инструкция: «Сочини сказку или рассказ и придумай ей (ему) название».

Цель: Выявить умения употреблять образные выражения в процессе сочинения.

3балла – присваивается детям, у которых сказка или рассказ содержит эмоциональную лексику, используются эпитеты, сравнения. Сказка или рассказ состоит из 5-7 предложений, речь плавная, повторы и паузы единичны, название текста соответствует содержанию;

2балла – присваивается детям, у которых сказка или рассказ содержит эмоциональную лексику, используются эпитеты, сравнения. Сказка или рассказ состоит из 3-5 предложений, встречаются повторы и не большое количество пауз, название текста не соответствует содержанию;

1балл - присваивается детям, у которых речь мало образна (отсутствуют эпитеты, сравнения). Сказка или рассказ состоит из 2-3 предложений, встречаются повторы и большое количество пауз, название текста не соответствует содержанию;

0 баллов - присваивается детям, которые отказались выполнять задание.

 

 

Реализация проекта

Реализация проекта осуществлялась в ГБОУ школа № 273имени А.Т.Твардовского, дошкольное отделение № 3.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: