Учебно-методическое и информационное обеспечение практики




Степень (квалификация) выпускника бакалавр

(бакалавр, магистр, специалист) (бакалавр, магистр, специалист)

 

Курс, семестр ___ 3 курс, 5 семестр ______________

Трудоемкость ______ 324 часа ___________

(количество часов и зачетных единиц)

ВОТКИНСК 2016


1. Требования ФГОС:

Область профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает сферы образования, культуры, здравоохранения, а также социальную сферу.

Объекты профессиональной деятельности:

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.

Виды профессиональной деятельности:

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

педагогическая в дошкольном образовании;

педагогическая в начальном общем образовании;

социально-педагогическая;

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения;

психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

Задачи профессиональной деятельности:

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

все виды профессиональной деятельности:

реализация прав ребенка на практике;

создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;

повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

систематическое повышение своего профессионального мастерства;

соблюдение норм профессиональной этики;

использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

повышение собственного общекультурного уровня;

соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

педагогическая деятельность в дошкольном образовании:

осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;

создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным организациям;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;

работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательной организации;

педагогическая деятельность в начальном общем образовании:

реализация в учебном процессе образовательных программ начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;

создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;

интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;

взаимодействие с педагогическими работниками, руководством образовательной организации и родителями (законными представителями) в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;

формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования;

социально-педагогическая деятельность:

осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая организацию взаимодействия социальных институтов;

организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательной организации и по месту жительства;

организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;

выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, а также выявление и развитие их интересов;

формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;

организация посредничества между обучающимися и социальными институтами;

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения:

проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

работа с педагогическими работниками с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков;

психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ:

проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;

проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;

 

проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;

работа с педагогами и родителями (законными представителями) с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей (законных представителей) и членов семьи всех детей.

2. Место практики в структуре ООП ВО:

Дисциплины, на освоении которых базируется практика

Бакалавр направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика») должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:

общие для всех видов профессиональной деятельности:

- реализация на практике прав ребенка;

- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;

- повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

- участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

- использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной

деятельности;

- использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной

деятельности;

- систематическое повышение своего профессионального мастерства;

- соблюдение норм профессиональной этики;

- повышение собственного общекультурного уровня;

- соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

социально-педагогическая деятельность:

- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;

- организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите

обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;

- организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;

- выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;

- формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;

- организация посредничества между обучающимися и социальными институтами;

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения:

- проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную

обработку результатов;

- проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

- работа с педагогическими работниками с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей их общения в образовательных учреждениях и в семье;

- создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

- помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

- участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

 

Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ООП

 

Практика относится к вариативной части образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практики систематизируют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, помогают вырабатывать практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра.

Практики проводятся в сторонних организациях системы правоохранительных органов, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, что соответствует требованиям ФГОС ВО. Все виды практик проводятся на основании договоров, заключаемых между филиалом «УдГУ» в г. Воткинске, кафедрой педагогики и и социальных технологий и соответствующими учреждениями.

3. Цель практики:

Педагогическая практика проводится в следующей форме:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Способы проведения педагогической практики:

стационарная практика;

выездная практика.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Главная цель практики – закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин, приобретение практических навыков и умений самостоятельно решать актуальные профессиональные задачи в сфере психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

4. Задачи практики:

- вооружить студентов психолого-педагогическим основам образования в поликультурной среде, биолого-психолого-педагогическим основам развития ребенка;

- формировать навыки психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде;

- установить и укрепить связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин адаптивного социокультурного, психофизиологического и инструментального модулей;

- формировать профессиональные качества будущего практического психолога, педагога, а также личностные качества специалиста;

- приобщить студентов к непосредственной практической деятельности, формировать у них профессиональные умения и навыки, необходимые для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- выработать у студентов творческий, исследовательский подход к психолого-педагогической деятельности, навыки анализа результатов своего труда, потребность в самообразовании.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

способность осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ОВЗ (ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6).

 

Сроки и место проведения практики:

Педагогическая практика – (5 семестр, 6 недель, 9 зачетных единиц).

Практика проводится на 3 курсе в 5 семестре.

Студентам, работающим по профилю подготовки разрешается прохождение практики по месту работы с последующим предоставлением характеристики от руководства организации, учреждения. Характеристика должна содержать оценку профессиональных качеств, умений и навыков студента.

Сроки проведения практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса с учетом теоретической подготовленности студентов и возможностей учебно-педагогической базы практик.

Продолжительность рабочего дня студентов во время прохождения практики регламентируется Трудовым Кодексом Российской Федерации. При прохождении практики она составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 и старше - не более 40 часов в неделю (ст.92 Трудового Кодекса Российской Федерации). При проведении полевых практик продолжительность рабочей недели составляет 6 дней.

Базами практики являются дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

7. Структура и содержание практики:

Структура и содержание педагогической практики

Общая трудоемкость педагогической практики составляет 324 часов, зачетных единиц 9.

№п/п Разделы (этапы) практики Самостоятельная работа студента, трудоемкость Форма контроля Примечание
  Включают: подготовительный этап, экспериментальный, подготовка отчета и др.) Включает: ознакомительные лекции, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и учебного материала, наблюдения, измерения и т.д.) Указывается форма отчетности: дифференцированный зачет Курс, семестр

 

Структура отчета

Введение

1. Описание структуры образовательной организации

2. Описание организации учебно-воспитательного процесса

3. Описание методики занятий процесса обучения

4. Самоанализ одного занятия

Заключение

Список литературы

Приложение

Дневник о прохождении практики

График посещений занятий педагога-психолога

Перспективно-тематический план деятельности студента, как педагога психолога

План-конспект урока на тему

План проведения занятия

Ход занятия

Психолого-педагогический анализ занятия по теме

Психолого-педагогический анализ внеклассного занятия

Отчет о проведении исследовательской работы по теме

Анализ собственной практической и исследовательской деятельности

Договор в 2 экз подпись и печать.

 

Памятка к ведению психолого-педагогического дневника

Ведение дневника представляет собой важнейший вид работы практиканта, способствующий целенаправленности наблюдений и выработки умений анализировать педагогические факты и явления. Каждая запись в дневнике отражает впечатление практиканта о проведенном дне в учреждении. Дневник должен носить ярко выраженный характер.

В дневник практикант ежедневно заносит свои педагогические раздумья о каждом дне, проведенном вреди учащихся и т.д. Дневник ведется не для формальной фиксации наблюдаемых педагогических явлений. Дневник должен содержать в себе анализ наблюдаемых автором занятий (уроков) и различных мероприятий, мысли о перспективах работы, результаты педагогического поиска, размышления об учащихся, о педагогическом призвании. Дневниковые записи следует вести так, чтобы в них с первых дней практики прослеживалось отношение студента к учащимся, к своим успехам и неудачам.

В дневнике необходимо систематически фиксировать педагогические наблюдения (факты, примеры, беседы и т.д.), собираемые практикантом для составления психолого-педагогической характеристики ученика. Изучение студентом своих записей в дневнике служит важнейшим источником для планирования работы на очередную неделю. Форма записи в дневнике свободная. Одна запись от другой отделяется датой. Очередные записи в дневнике практикант должен делать в конце рабочего дня. Руководители практики оказывают студентам помощь в ведении дневниковых записей. При оформлении дневника студентам рекомендуется учитывать общие требования к его ведению.

Примечание. Дневник может быть иллюстрирован и красочно оформлен. Записи ведутся подробно, аккуратно и грамотно.

Памятка практиканту по подготовке и проведению воспитательного мероприятия

Формы проведения воспитательного мероприятия могут быть условно разделены на две группы: эпизодические и систематические.

К эпизодическим могут быть отнесены: утренники, праздники, олимпиады, КВН, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии, устные журналы, литературные гостиные, галереи художников, ярмарки, спортивные праздники и т.д.

К систематическим формам относятся: кружки, клубы по интересам и т.д.

При подготовке к проведению воспитательного мероприятия необходимо:

•определить цель проведение воспитательного мероприятия;

• совместно с учителем и методистом определить тему мероприятия и выбрать форму его проведения;

• сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие задачи мероприятия;

• изучить методическую и научно-популярную литературу по теме, отобрать фактический материал в соответствии с задачами, продумать, какие методы и приемы будут использованы на различных этапах мероприятия;

• продумать организационную структуру мероприятия, его основные этапы. Предусмотреть чередование различных видов работы детей, материала, правильное соотношение между работой под руководством вожатого (воспитателя) и творческой работой учащихся;

• продумать, какую часть работы по подготовке мероприятия необходимо и возможно поручить детям, заранее подготовить и раздать им поручения, попросить вожатого (воспитателя), чтобы он проследил за подготовкой детей к мероприятию;

• распределить время на отдельные этапы мероприятия в соответствии с целями и содержанием работы;

• подготовить дидактический и наглядный материал, ТСО, продумать место и метод его использования;

• продумать оформление места проведения мероприятия для создания необходимой обстановки;

•оформить конспект воспитательного мероприятия;

• подготовку к мероприятию необходимо вести под руководством воспитателя.

План самоанализа воспитательного мероприятия

• Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие особенностям и потребностям учеников, возрастным особенностям детей)

•Цели и задачи данного мероприятия

•Степень участия детей в подготовке и проведении мероприятия

•Наглядные пособия, оформление, использование ТСО

•Содержание и методика проведения мероприятия:

соответствие содержания мероприятия поставленной цели;

 познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

опора на опыт детей;

логичность и последовательность построение мероприятия;

 эмоциональная насыщенность, интерес детей к мероприятию, их активность

 приемы и методы, использованные при проведении мероприятия, их соответствие возрастным особенностям детей, особенностям данного класса

• Особенности личности воспитателя: убежденность, эмоциональность, артистичность, контакт с учащимися, речь, умение ориентироваться в складывающихся во время проведения мероприятия условиях, руководить и направлять деятельность детей, подводить их к правильным выводам.

• Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.

 

Схема отчета по педагогической практике

 

1. В какой образовательной организации и в качестве кого Вы работали. Какие нормативные документы Вы изучили

2. Содержание работы:

- изучение техники безопасности,

- освоение рабочих программ образовательной деятельности организации,

- изучение рабочего дня педагога-куратора в образовательной организации,

- изучение содержание урочной и внеурочной деятельности,

- ознакомление с особенностями деятельности образовательной организации и педагога,

- другое.

3.Краткий анализ своей работы: чему Вы научились на практике, каковы цели Вашей воспитательной работы, какие обнаружили пробелы в подготовке для работы образовательной организации, педагога, предложения по совершенствованию подготовки к работе педагогом.

 

Примечание: для отчетной конференции предоставляются: поделки учеников, фотографии, подборки и описания проведения занятий и других мероприятий, проведенных Вами. Весь материал можно оформить в виде фотоальбома, видеофильма.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК

 

Ф.И.О. студента _________________________________________

Школа

Класс:

Время работы с________ по____________

Директор школы_____________________

Учитель-предметник_________________

Классный руководитель_______________

 

Схема дневника педагогической практики

 

Страницы Содержание
1. Титульный лист
2. Режим работы школы, расписание класса
3. Список класса
4. Индивидуальный план работы студента на время практики
5. План воспитательной работы в классе
6. Далее ведение дневника

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Цели задания: обучение студентов умению планировать свою работу в базовом учреждении на период педагогической практики.

Планирование педагогической практики позволяет сориентировать студентов на достижение конкретного результата, исключает случайность и стихийность в их работе в школе во время прохождения педагогической практики, делает ее более целенаправленной. Составить план педагогической практики – это значит детально продумать и представить весь ее процесс прохождения, последовательность выполнения заданий, осмыслить те результаты, которых необходимо достичь в овладении педагогической деятельностью. Поэтому планирование является весьма важным и существенным звеном в системе организации и прохождения педагогической практики будущими учителями.

Составляя индивидуальный календарный план прохождения педагогической практики, студенты с первого дня пребывания в школе овладевают умением планировать свою деятельность.

В индивидуальном календарном плане должны найти отражение все виды заданий, которые предусмотрены программой педагогической практики. Индивидуальный календарный план прохождения педагогической практики согласовывается с учителем и утверждается групповым руководителем.

 

СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА УРОКА

 

Цель задания: изучение студентами особенностей организации учебно-познавательной деятельности учащихся, воспитательного значения содержания учебного материала и его роли в формировании научного мировоззрения школьников, взаимодействия учителя с учащимися.

 

Выполнение задания: студенты-практиканты посещают проводимый учителем урок (любой по структуре), протоколируют его, а затем выполняют задание по схеме

Протокол урока

Указать: дату, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, тему урока

 

 

Этап урока, его длительность Содержание работы Примечание
Деятельность учителя Деятельность учащихся
       

 

1.Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:

а) Виды учебной деятельности учащихся (прослушивание и восприятие объяснения материала, участие в учебно-познавательной беседе, самостоятельное изучение материала по учебнику, практическая деятельность: упражнение, решение задач, лабораторная работа и т.п.)

б) Организация каждого вида деятельности: учебный план или письменный инструктаж и его качество, совместная деятельность учителя и учащихся с показом приемов действий, индивидуальные консультации. Форма организации деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная).

в) Образовательная и воспитательная результативность деятельности учащихся. Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, взаимопомощи.

2.Воспитательное значение содержания учебного материала и его роль в формировании научного мировоззрения (нравственное, культурно-эстетическое, экологическое, экономическое)

3.Воспитательное воздействие предметного окружения на уроке:

а) Санитарное состояние помещения

б) Эстетика оформления кабинета и средств наглядности (внешний вид используемых дидактических средств, мебель, цветы, звук)

в) Предполагаемое воздействие окружающих предметов на сенсорную сферу учащегося и на процесс формирования его личностных качеств.

4.Организация общения на уроке:

а) Учителя с учениками (взаимодействие).

б) Учеников между собой. В чем конкретно проявляются особенности процесса общения, развитию каких качеств личности школьника это способствует?

 

ПАМЯТКА ПРАКТИКАНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ

1.Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.

2.Изучите методическую литературу по теме урока

3.Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте: ход урока, работу учащихся, методику и особенности работы учителя (вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к работе, к учителю, к друг другу). Определите выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого Вами урока с предыдущим и последующим.

4.Определите цели урока, его структуру, основные этапы.

5.Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

6.Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте задания и вопросы учащимся.

7.Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

8.Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильное соотношение между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.

9.Используйте по возможности приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры.

11.Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.

12.Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске.

13.Оформите развернутый план-конспект урока.

ПОМНИТЕ!

1.Каждый урок должен учить думать, чувствовать, действовать.

2.Главное на уроке – работа учеников.

3.Истинный интерес к учению возникает у учеников не только во время увлекательного рассказа учителя, но и в результате их успешной самостоятельной деятельности.

 

ПЛАН ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

1.Тема мероприятия или дела

2.Цель, задачи (образовательная, воспитательная, развивающая)

3.Форма проведения

4.Место проведения

5.Используемое оборудование

6.Участники и исполнители

7.Содержание мероприятия (сценарий)

8.Самоанализ результата (по схеме)

 

ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

 

1.Общие сведения об уроке. Дата, школа, класс, ФИО учителя, предмет преподавания, какой урок по порядку, место проведения. Обстановка в классе, количество учащихся, особенности их размещения. Тема, цель, задачи урока.

2.Начало урока. Подготовленность учителя: порядок в классе, освещенность, подготовленность наглядных пособий, доски и т.п. Подготовленность учеников: наличие тетрадей, учебников, ручек, карандашей и т.п. Настроенность учеников на урок. Как начался урок? Как учитель и ученики приветствовали друг друга? Была ли потребность тратить время на организацию, установление порядка и дисциплины, на подготовку к уроку? Как это осуществлялось?

3.Содержание урока. Что явилось предметом изучения на уроке? Как связано содержание урока с опытом учеников, их знаниями, умениями? Какие способы формирования интереса к учению применил учитель? Соответствует ли содержание урока возрастным особенностям учащихся, их интересам? Какие технологии использовал учитель на уроке, их эффективность? Какие задания выполняли учащиеся, какова успешность их выполнения?

4.Поведение учителя. Внешний вид. Поза, мимика, жестикуляция, пантомимика, передвижения по классу. Эмоциональное состояние учителя. Культура речи. Умение видеть класс, владеть классом, организовывать детей на работу (отметить приемы работы, формы организации). Стиль и тон в общении с учащимися. Педагогический такт учителя (привести примеры). В чем проявилась наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность учителя? Как учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности учеников? Как учитель активизировал учеников? Оценка знаний и активности учеников: как она проводилась?

5.Поведение учеников. Степень организованности учащихся на уроке. Какова активность учеников на уроке? Как она менялась? От чего это зависело? Было ли учащимся интересно на уроке? В чем это проявлялось? Какие вопросы задавали учащиеся учителю, друг другу? Имели ли место нарушения дисциплины? В чем они выразились? Как реагировал на нарушения учитель и как это отразилось на поведении учеников?

6.Окончание урока. Завершенность урока. Как были подведены итоги урока? Имело ли место домашнее задание?

7.Результаты урока. Достижение цели и задач урока. Объем выполненной учебной работы. Качество знаний и умений учащихся. Воспитательная, образовательная и развивающая ценность урока. Каковы возможности повышения эффективности урока?

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ДИДАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

 

1.Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и технологическая оснащенность.

2.Используемые технологии

3.Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

4.Тема и основная цель урока. Образовательная, развивающая и воспитательная задачи урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

5.Организация урока:

-тип урока

-структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели

-виды учебной деятельности

-сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке

-рациональное использование времени

6.Содержание урока:

-научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям учащихся

-воспитательная направленность урока

-правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закреплений, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.

-соответствие содержания урока требованиям программы

-связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение учащихся применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность

-связь изучаемого материала с ранее пройденным, приемы повторения пройденного

-межпредметные связи

-использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности

-качество знаний учащихся их умений и навыков

7.Методика проведения урока:

-оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала и информационно-коммуникационных технологий на всех этапах урока

-соответствие методов и приемов образовательным, воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание

-соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов и приемов

-постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов

-работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке

- правильность оценки учителем знаний и деятельности учащихся, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность

-соблюдение на уроке единых требований к учащимся.

8.Организация познавательной деятельности учащихся:

-роль, место и характер самостоятельной работы учащихся на уроке

-место учебника и наглядных средств

-место, форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации учащихся

-характер познавательных заданий, формулировка проблемн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: