СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ




Адаптивная модель профессионального развития педагога - предполагает доминирование тенденции к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий и норм.

Деформация личности – изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Может носить позитивный или негативный характер; в чем-то позитивный и в чем-то негативный.

«Выгорание» специалиста – термин, который употребляется в европейских странах и Америке, при характеристике профессиональной деформации личности. Оно рассматривается как процесс постепенного охлаждения специалиста по отношению к клиентам, с которыми он работает, к их болям и проблемам, а также к своей профессиональной деятельности, как процесс превращения его в функционера.

Защита психологическая – система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний.

Копинг-ресурсы - внешние и внутренние переменные, способствующие психологической устойчивости в «трудных» ситуациях.

Личностное развитие - стратегия высвобождения внутренних ресурсов, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, активно воздействовать на среду, отстаивая свою независимость от внешнего давления и возможность творческих проявлений.

Непродуктивное совладающее поведение – непродуктивный, непроизводительный тип совладающего поведения. Разрешение проблемной ситуации достигается преимущественно за счет использования ригидных, стереотипных, неадекватных ситуации паттернов копинг-поведения. Репертуар совладающего поведения узкий.

Относительно продуктивное совладающее поведение - тип совладающего поведения, при котором разрешение проблемной ситуации достигается преимущественно за счет использования недостаточно гибких, стандартных, частично адекватных ситуации паттернов копинг-поведения. Репертуар совладающего поведения недостаточно разнообразный.

Педагогическая деятельность - Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

«Перегорание» специалиста – характеристика специалиста. Который под воздействием «выгорания» (как результат) становится совершенно безразличным, конъюнктурным по отношению к личности клиента, к своей профессиональной деятельности и ее результативности. В этом случае последствия «выгорания» специалиста сказываются не только на работе, но и дома, в отношении к себе, к своим близким. О таком специалисте говорят, что он «перегорел» или «сгорел» и теперь «холоден» не только в работе, но и в жизни.

Переживающие проблему личности – личностно-ориентированные субъекты, озабочены своим состоянием или мнением окружающих.

Проблемно - ориентированный совладающего поведения - создание и выполнение плана разрешения трудной ситуации. Проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью, поиск дополнительной информации.

Поведенческие копинг-стратегии - стратегии, определяющие особенности совладающего поведения, способствующие тому или иному способу разрешения трудной ситуации (напр., сотрудничество, поиск поддержки в социальной среде).

Поведение совладающее - сознательные усилия личности по использованию стратегий совладания со стрессом или другими, вызывающими тревогу событиями.

Продуктивное совладающее поведение - тип совладающего поведения, при котором разрешение проблемной ситуации достигается преимущественно за счет использования гибких, адекватных ситуации паттернов копинг-поведения. Репертуар совладающего поведения достаточно разнообразный.

Профессиональное становление - 1) времен­ная последовательность ступеней, периодов, стадий профессионального развития; 2) совокупность способов и средств профессионального развития, где следование их друг за другом имеет целевую де­терминацию.

Профес­сионального становления личности педагога модель - рост, ста­новление, интеграция и реализация в педагогическом труде профес­сионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, активное качественное преобразование учи­телем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности.

«Профессиональная усталость» - деформация личности, происходящая под длительным воздействием негативных факторов профессиональной деятельности и приводящая специалиста к негативному состоянию его на рабочем месте, быстрой утомляемости, низкой продуктивности его труда. Может быть следствием длительного (повседневного) эмоционального перенапряжения специалиста, переутомления под воздействием профессиональной деятельности и недостаточного внимания к личному отдыху, восстановлению своих физических и духовных сил и др.

Профессиональное выгорание педагога – синдром физического и эмоционального истощения, включающего как развитие отрицательной самооценки и отрицательного отношения к работе, так и утрату понимания и сочувствия по отношению к учащимся.

Психические новообразования - прогрессивные достижения психики, является обобщенным результатом психического развития индивида в определенном возрастном периоде.

Разрешающие проблему личности - проблемно-ориентированные субъекты, заинтересованы в анализе сути происходящего.

«Сгорание» как состояние есть результат относительно длительного действия определенных факторов рабочей среды в сочетании с индивидуальными и личностными особенностями работника, имеет свои характеристики.

Социальная ситуация развития своеобразное сочетание особенностей, которые сформировались в психике личности и тех отношений, которые установились с социальной средой.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональные копинг-стратегии - стратегии, включающие эмоциональный компонент совладающего поведения – чувства, эмоции, переживания, связанные с преодолением трудных ситуаций (напр., эмоциональная разгрузка, отреагирование чувств).

 


 

 

ЖЕЛАЕМ

ВАМ

УСПЕХОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: