Развитие психических функций младенца




Ощущение: В первое полугодие жизни происходит чрез­вычайно интенсивное развитие сенсорных механизмов, элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на вто­ром месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз мож­но отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся бо­лее совершенными при наличии в поле зрения ярких, привле­кательных предметов, а также людей, совершающих разнооб­разные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов,а на третьем-четвертом месяцах — формы предметов.

Развивается слуховое восприятие. В 4 мес. появляются реакции на голос матери (улыбка). В 6 мес. начинают беспокоиться, если слышат голос матери, но не видят её. К 10 мес., слыша записанный на плёнку голос матери, будет смотреть на мать.

Развивается так­тильная чувствительность, которая имеет значе­ние для возникновения акта хватания и обследования предмета.

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в разви­тии ребенка. Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготавливается всей предше­ствующей ему жизнью. Он организуется взрослым и рож­дается как совместная деятельность ребенка с взрослым, но этого обычно не замечают.

Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. По­этому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осу­ществляется под контролем зрения: ребенок рассматри­вает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под ру­кой предметы, которые она встречает на пути своего естествен­ного следования. Затем движения руки становятся более целе­направленными и управляемыми образом зрительно восприни­маемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлека­тельные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремуш­ку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать ха­рактерный звук. После 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринима­емого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т.е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Мышление:

В виде сенсомоторного интеллекта.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для пси­хического развития ребенка. С ним связано возникновением предметного восприятия. Когда раздражитель воз­действует на глаз, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возни­кает пространство, это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осу­ществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Благодаря акту хватания раз­вивается рука: возникает противопоставление большого пальца, что служит одним из родовых отличий человека от его ближайших обезьяньих предков.

На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 меся­цев возникают результативные действия: простое переме­щение предмета, сдвигание, извлечение из него звуков. В возрасте 7—10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать двумя объектами одновре­менно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребе­нок отводит объект от себя, приближая его к другому объек­ту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (от 10—11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более со­вершенные действия нанизывания, открывания, вкладыва­ния, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех воз­можных объектах.

Хватание, направление к предмету, стимулирует воз­никновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром.

Речь: Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы — попытки привлечь взрослого с по­мощью голоса, что свидетельствует о перестройке голо­совых реакций в поведенческие акты.

В первые месяцы жизни у младенца появля­ется повышенный интерес к человеческой речи, она выделяется в его восприятии из мира других звуков. В возрасте около 1 меся­ца новорожденный начинает произносить какие-либо простые звуки типа а-а, у-у, э-э. Около двух-четырех месяцев от рожде­ния возникает гукание, затем — в 4—6 месяцев — гуление, по­вторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляет­ся лепет, а в 9—10 месяцев в речи младенца замечаются первые слова.

В 6—6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентиро­вочно-исследовательская реакция в ответ на называние предме­та: поворот головы в его сторону, продвижение в направлении предмета, захват его руками, рассматривание, манипулирование. Примерно в 10 месяцев наряду с эмоционально-жестовым и рече­вым общением у ребенка и взрослого появляется новая его фор­ма — предметное общение. В ответ на называние взрослым како­го-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.

С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интона­ция, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев по­являются голосовые признаки настойчивости.

К концу первого года жизни ребенок точно понимает в сред­нем примерно 10—20 слов и определенным образом реагирует на них. В ответ на произнесение взрослым названия предмета он, например, поворачивает голову в сторону этого предмета и активно ищет его.

Память: Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных фор­мах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоя­нии хранить образ воспринятого предметане более одной секун­ды. После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличива­ется, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. На втором месяце жизни младенец особым образом реагиру­ет на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов.

В 8—12 месяцев он выделяет предме­ты в зрительном поле,причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свиде­тельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в дол­говременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соот­носит с ней, т.е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами. (ассоциативной памяти)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: